Раскаяние, как известно, включает в себя две основные вещи: сожаление о прошлом — глубокое сожаление о прошлом и принятие на будущее — категорическое решение о будущем. Но суть раскаяния — это возвращение к первоначальному состоянию — для того, чтобы стать угодным Всевышнему и принятым и любимым Им, благословенным, как прежде, до совершения греха.
Это значит, во-первых, что раскаяние должно быть в такой форме, чтобы после него не оставалось бы отпечатка в отношении будущего. Не только в отношении поведения человека (действия), но также в отношении того, о чем он говорит и думает (речь и мысли).
Второе, и это именно тот новый аспект, который представляет собой раскаяние — оно стирает все пятна также и с прошлого, хотя это время уже не относится к сфере влияния человека. Ведь Всевышний никоим образом не подвластен времени, которое по отношению к Нему было, есть и будет одновременно. Поэтому Он придал особую силу, особое свойство раскаянию, с помощью чего человек сам становится «хозяином» прошлого, который преображает прошлое, не только нейтрализует, но исправляет и превращает в добро. По словам наших мудрецов, «умышленно совершенные грехи превращаются в заслуги».
Эта сила раскаяния, которая делает человека хозяином своего прошлого, возможна потому что она имеет свой источник в измерении, превосходящем время. Но еврей должен использовать эту силу, чтобы проникнуть в свое существование, пока он не достигнет той части своей души, которая выше времени и его проявлений, глубокого измерения и сущности души, божественной души, которая всегда остается верной Ему, являясь «частью истинного Божества».
Именно на основе этой связи между евреем и Творцом Алтер Ребе, автор книги «Тания» и «Шулхан Арух», сформулировал следующее утверждение: «Еврей не хочет и не может отделиться от Всевышнего». И поэтому сказал Всевышний: «Я возлюбил вас, сказал Г-сподь» (Я люблю вас) и ничто не сможет изменить это.
И как раскаяние «охватывает» человека и проникает в него полностью, до сути его души, вплоть до того, что это оказывает влияние на его поведение в повседневной жизни, также — мера за меру — оно приводит еврея на самую вершину — он прикрепляется к Божественному присутствию, становится «любим, близок ко Всевышнему, друг Его». И тогда Всевышний дает в заслугу раскаяния хорошую запись и подпись в новом и сладком году, чтобы были дети, здоровье и достаток во всем, в чем человек нуждается в повседневной жизни.