Можно ли доказать, что Тора была дана Всевышним на горе Синай?

02.04.2014 4190 (2)
Перевод: Шолем Лугов Источник: «Игрот Кодеш» том 18, стр. 490-492
Можно ли доказать, что Тора была дана Всевышним на горе Синай?
Можно ли доказать, что Тора была дана Всевышним на горе Синай?

В ответ на Ваше письмо, полное вопросов и возражений.

И я надеюсь, что мне будет позволено объяснить Вам то, что вообще это не путь приходить к какому-либо достижению начиная с многочисленных вопросов. Если же хотите понять какую-то теорию, а тем более концепцию в мире, которая охватывает всю жизнь, то необходимо устранить всякое предварительное допущение и тем более отменить решение, что «я обязан найди какой-то недостаток, а еще лучше несколько недостатков и возражений». И хотя сказали наши мудрецы, что «стесняющийся спрашивать не может учиться», я был вынужден объяснить, что стиль Вашего письма не просто является вопросом, а как было сказано выше — возражениями и возможно даже больше этого.

Несмотря на то, что я написал — так как я сужу Вас в хорошую сторону, что в конце концов Ваше намерение хорошее, только кто-то не повлиял на Вас, чтобы Вы смогли научиться правильно понимать концепцию в мире, а Вы сами не виноваты в том, что у Вас такой подход, как я вижу в этом письме и т.д., я отвечаю на него по крайней мере вкратце. Ведь природа этих вопросов такова, что ответ на них становится понятнее в разговоре лицом к лицу.

И, несомненно, некоторые из наших собратьев-хасидов или учеников йешивы, в которой Вы находитесь, смогли бы ответить все сказанное ниже на эти вопросы. Ведь в разговоре лицом к лицу можно говорить больше и объяснить больше ту идею, на которой спрашивающий особо заостряет свое внимание. И ведь в письме не всегда можно определить, что именно является наиболее непонятным и что откуда взято.

Можно ли доказать, что Тора была дана Всевышним на горе Синай?

Это доказательство уже приводится в моих некоторых письмах и также еще в давно напечатанных книгах еврейских мыслителей, где приводятся примеры из нашей реальной жизни в большинстве случаев по каждому вопросу.

Я имею в виду, что когда человек совершает какое-то действие, требующее от него траты энергии или денежных расходов и т.д., то он не требует от себя предварительно проверить на все сто процентов, что обязательно произойдет результат этих трат, а он полагается в этом на других людей.

И пример простой: когда человек покупает билет на какую-нибудь поездку, он не подходит перед этим к машине или поезду для проверки их работоспособности, не изучает эти премудрости, чтобы быть уверенным в том, что он сможет поехать со своим билетом и доедет до пункта назначения.

И это справедливо не только в таких делах, когда результат усилий наступает сразу и в этом можно убедиться практически сразу, но и даже в таких делах, результаты которых наступят через несколько лет. Если он проверит самого себя, то сможет убедиться, что он полагается не на свои знания, а на то, что сообщили ему другие люди, только чтобы их не подозревали во лжи и в том, что они способны обмануть.

И чем больше будет людей, которые подтвердят правильность этого дела, тем больше он будет уверен в том, что на них можно полагаться. И более того, когда речь идет о жизни и смерти, например серьезной операции, не дай Б-г, то полагаются на хирурга, если у него есть диплом, что он закончил учебу у другого хирурга-специалиста десять-двадцать лет назад, из которого следует, что он хороший врач. И еще лучше, когда есть свидетели того, что он делал им успешную операцию. И полагаясь на эти свидетельства, человеку разрешают проводить самую сложную операцию, даже если он один и его можно заметить и даже сам он говорит, что может ошибиться во время операции, хотя всегда он успешно делал подобные операции. И вся основа при этом, что человек полагается на свидетельства других людей, только при серьезных делах он не довольствуется свидетельством одного, двух или трех человек, а проверяет и ищет свидетельства большего числа людей.

И еще больше распространено подобное поведение в тех вещах, которые связаны с тем, что происходило в прошлых поколениях, ведь сейчас невозможно проверить было ли это так. Тем не менее, ни один нормальный человек не будет сомневаться в рассказах людей, трех или четырех историках, и даже если они противоречат друг другу в деталях, следуют за большинством, особенно если их очень много — один против десяти, ста или тысячи, ведь тогда это свидетельство принимается как непреложная истина.

После этого вступления: идея того, что Тора была дана Всевышним на горе Синай, не является новой, открывшейся в наше время, ведь мы слышали об этом своих отцов, а те от своих и так далее это передавалось по традиции из поколения в поколение [и в каждом поколении этот рассказ передавался в точности — через сотни тысяч людей из совершенно разных кругов, но тем не менее — в одинаковой форме, ведь с момента дарования Торы не было ни разу, чтобы эта традиция изменилась и даже от народов мира] до поколения потомков тех евреев, которые вошли в Землю Израиля с Йеошуа, которые слышали от своих отцов, вышедших из Египта, которые сами стояли на горе Синай и слышали глас: «Я — Б-г Всесильный твой».

Понятно и также очевидно, что если бы вдруг этот слух появился в одном из поколений между ними, то невозможно представить, чтобы сотни тысяч людей договорились бы между собой распространять этот слух о том, что было дарования Торы и, несомненно, нашелся бы человек, которой сказал бы об этом другому: «Что это за новости на земле, о которых мы никогда не слышали?» и когда задумаетесь обо всем вышесказанном, то сможете расширить направление этой мысли, ведь как уже было сказано, она намного сильнее, чем все те вещи, на которые человек полагается по слухам и которые произошли десять или двадцать лет назад.

Нельзя возразить по поводу вышесказанного, что также христиане и мусульмане насчитывают несколько миллионов душ — так как в этом есть глобальная разница, как было сказано, ведь христианская традиция в конце концов сужается до одного человека (апостол Павел) или не более десяти или двенадцати апостолов, которые сказали, что слышали от кого-то некий текст, но им самим не открылось это «пророчество» и т.д. Это значит, что когда их традиция восходит к одному человеку из плоти и крови — то может возникнуть ошибочное или намеренное заблуждение. И подобно этому у мусульман, что начало их «веры» возникло, когда Мухаммед вернулся из пустыни и рассказал, что ему было «пророчество» и т.д.

Согласно принятой традиции мы находимся в 5719 году от сотворения мира и как это соотносится с «научным подходом»?

Ответ на это вкратце: все ученые, даже те, кого занимается «точными» науками, основываются на не имеющих под собой никаких оснований предпосылках, а все это лишь договоренность. И в самой большой степени это касается науки, занимающейся исследованиями развития земли.

Среди этих предпосылок: если мы согласимся, что законы природы никогда не изменялись и как они сейчас в 5719 году, так они и были все время существования мира, без всякого изменения; если мы согласимся, что давление воздуха, температура, количество радиоактивности и еще несколько сот и тысяч вещей на земле были раньше так, как сейчас; и еще множество не имеющих никаких доказательств согласований; и главное — если предположим, что творение мира не могло происходить в упорядоченно и развивающейся форме, а именно как создание нескольких атомов, которые после этого должны присоединяться друг к другу. И эта связь возможна только в такой форме и с такой скоростью, как они есть сейчас и совершенно не изменились.

И даже когда в мире был хаос, тогда требуется определенное количество лет, пока мир не перестанет быть хаосом и пока не появятся животные и люди и т.д. И если часть этих предпосылок являются недействительными, то тогда становятся недействительными все выводы ученых. И где тогда логичный источник для утверждения, что Всевышний не мог создать человека как Он сделал это с Адамом — а Он якобы был обязан создать только атомы, которые впоследствии объединятся между собой сами по себе и т.д.?!

Я написал все вышесказанное для того, чтобы успокоит Вас, но, как было сказано выше, все подобные вопросы — это не путь и не способ достижения цели. Ведь если начнете учить Тору и соблюдать заповеди, то тогда достигните успеха в своих делах вообще и в постижении мировоззрения в частности.

Будет правильно, если Вы проверите свои тфиллин, а также будете учить три известные урока по Пятикнижию, Псалмам и книге «Тания» о которых мы слышали от моего тестя и учителя, Ребе… что они равноценны для каждой души и являются благоприятным средством во многих вещах.

Есть доказательство, насколько мнение ученых не является обоснованным — выводы из нее — о количестве лет — различных ученых (в геологии, астрономии, исследовании радиоактивности и т.д.) противоречат друг другу. И исследователи этих наук устали искать объяснение этому противоречию.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » Из писем Ребе (другие статьи):