27 Менахем-Ава 5781 года, пятый день недели, гл. Реэ

Пока еще не поздно сделать остановку...

2911 (0)
Перевел: Эли Элкин Letters from the Rebbe 1:8

С Б-жьей помощью
16 Тамуза, 5743 (1983) г.
Бруклин, Нью-Йорк

Мир и благословение!

Получил Ваше письмо от 20 июня, и должен заметить, что оно самое удивительное из всех, что я когда-либо получал.

Вы хотите перечеркнуть семнадцать настоящих еврейских лет и вернуться к прежнему образу жизни, поскольку (так Вы пишите) заповеди Торы все эти годы Вы исполняли исключительно ради жены и детей! Но в то же время сами признаете, что нет неопровержимых доказательств, подтверждающих правильность принятого решения, а есть лишь «сильные сомнения» и недостаток знаний о Б-ге и необходимости исполнения заповедей, что, собственно, и толкает Вас на этот шаг.

Удивляет прежде всего то, что Ваши сомнения относительно прошлого чрезвычайно сильны, но Вы настолько уверены относительно будущего, что даже решили положить конец семейной жизни!

Известно, что даже самый мудрейший допускает ошибки, особенно в тех вопросах, которые непосредственно затрагивают его самого. В Вашем же случае заключение основано еще и на сомнениях. Спрашивается, для чего вся эта поспешность — осуществить решенное на практике как можно скорее?

Прежде чем сделать шаг, который станет губительным и для Вас, и для Вашей семьи (и Вы сами признаете это), не кажется ли Вам, что сначала следует обсудить свои сомнения с друзьями — как с теми, кто исполняет Тору и заповеди, так и с теми (если Вы очень того желаете), кто пока еще не исполняет. Если Вы ждали этого момента целых семнадцать лет, то наверняка сможете подождать еще немного.

Когда еврей колеблется, когда ему недостает твердой позиции в вопросах исполнения заповедей, самым верным умозаключением для него будет следующее.

Если после глубокого и тщательного исследования вопросы и сомнения исчезнут – замечательно. Если он придет к выводу, что в исполняемых им заповедях не было и нет никакой нужды, тогда и жалеть не о чем! Разве что о нескольких «потерянных» минутах каждое утро, когда он возлагал тфиллин, или о том, что он все это время был «лишен» некошерной пищи, или о том, что ему приходилось «ограничивать» свой отдых, соблюдая субботу и праздники и т.д. Если же он безрассудно оставляет настоящую еврейскую жизнь, но, в конце концов, рано или поздно признает, что Тора и заповеди это действительно «наша жизнь и наше долголетие» — вряд ли он когда-нибудь простит себе, что отнесся к этому с такой беспечностью.

Что касается Ваших сомнений по поводу основ иудаизма, то существует множество литературы, и классической, и современной (в том числе на английском языке), посвященной этому вопросу. Бóльшая часть этих работ построена не только на вере, но и на фактах. Взять хотя бы в качестве примера, — что кстати будет очень уместно (ибо только что мы отметили праздник Шавуот), — Синайское Откровение, когда Всевышний даровал Тору еврейскому народу.

Это событие — одно из самых научно обоснованных событий за всю историю человечества. Оно основано на свидетельстве и личном жизненном опыте 600 000 взрослых мужчин, не считая женщин и детей. Учение, полученное у горы Синай, передавалось безо всяких изменений от родителей к детям, из поколения в поколение по непрерывной цепочке до наших дней. Его истинность подтверждена на практике исполнением тех же заповедей, которые исполняли евреи всех поколений и всех стран мира, с одинаковой преданностью Единому Б-гу, единой Торе и единому народу.

Конечно, человек несведущий вряд ли будет знаком со всеми первоисточниками и не сможет удостовериться в правоте фактов. Но как он поступит, например, в том случае, когда дело коснется той области, что вне его компетенции, например, медицины? Больной вправе сомневаться в пользе лекарства, которое ему предписал врач. Но неужели он не станет принимать его до тех пор, пока не начнет посещать медицинские курсы и пока не получит все необходимые знания, которые лечащий его врач приобретал на протяжении долгих лет учебы и практики? Неужели он не доверится специалисту? Если он сомневается в заключении одного врача, он может обратиться за советом к другому, к третьему и т.д. И если все, к кому больной обратился, единодушно примут решение о необходимости данного лекарства и предписанного режима, отвергнет ли он такое решение, даже если сильно сомневается в его правильности?

Точно так же, к какому бы «специалисту» в области иудаизма (человеку, который посвятил всю свою жизнь изучению Торы и в буквальном смысле живет ее заповедями) Вы ни обратитесь с вопросом о выборе Вашего пути, каждый даст Вам одинаковый ответ. Поскольку у евреев только одна Тора и только один Закон.

Судите сами, если в вопросах, касающихся физического здоровья, по логике вещей «сделаем» должно предшествовать «выслушаем» («Шмот» 24:7.), то уж тем более так должно быть в вопросах, затрагивающих бессмертную душу еврея (ведь здоровье тела непосредственно связано со здоровьем души).

Мое письмо к Вам оказалось довольно подробным, хотя, чтобы прийти к подобным заключениям, вполне достаточно здравого смысла. Ведь ничего нового во всем вышесказанном нет. Все это, и даже больше, Вы можете найти в таких философских трудах как «Кузари» и других работах мудрецов Торы…

Я надеюсь, что поступок, над которым Вы размышляете, и первые шаги, которые Вы, заблуждаясь, уже сделали, еще не поздно исправить. Надеюсь, что это письмо поможет Вам увидеть свет, а также осознать, что хорошо и правильно не только для Вас, но и для Вашей семьи. По этой причине оно было отправлено Вам со срочной доставкой.

Замечу, что письмо написано за день до поста 17 Тамуза, который установлен нашими мудрецами в память о бреши, проломленной в стене Иерусалима во время его осады, что привело в итоге к разрушению Храма. Это событие должно служить всем нам напоминанием, что следует приложить все силы к тому, чтобы искоренить причину, по которой был разрушен Храм, а еврейский народ рассеян по миру. Ведь мы произносим в молитве: «Из-за грехов наших мы изгнаны из земли нашей».

И также это учит нас тому, сколь осторожен должен быть человек, чтобы не допустить даже трещины в стене, окружающей его личный Иерусалим, Йира-Шалем (букв. «цельный страх» перед Всевышним), и его внутренний Храм – самое драгоценное, что есть у еврея, неразрушимый двойник физического Иерусалимского Храма…

Это внутреннее Святилище наиболее желанно Всевышним, Который повелел: «Пусть построят Мне Святилище и Я пребуду среди них», что можно прочитать, как «в них» — в сердце каждого еврея и в каждом еврейском доме.

С благословением

М. М. Шнеерсон

Опубликовано: 02.07.2007

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter