16 Тишрея 5782 года, четвертый день недели, гл. Браха

Жертвоприношения, приносимые в Иерусалимском Храме (часть 2)

О значении жертвоприношений Б-г поведал Израилю после его освобождения из египетского рабства, когда у горы Синай народ принял от Творца закон, устанавливающий число и вид угодных Б-гу жертвоприношений...

3974 (0)
Жертвоприношения, приносимые в Иерусалимском Храме (часть 2)
Жертвоприношения, приносимые в Иерусалимском Храме (часть 2)

В жизни каждого еврея главным являются духовные аспекты, но также присутствуют и материальные аспекты, которые, как и сжигаемое жертвоприношение, меняют свою сущность и служат святым целям: мы даем деньги на благотворительность, из кожи делаем тфиллин, немало времени уделяем изучению Торы, молитвам и исполнению заповедей.

Тем не менее, большую часть денег мы тратим на то, чтобы жить в материальном мире. Мы должны заботиться о пропитании семьи, из кожи также делаем обувь, энергию и время тратим на ежедневные заботы. Но и эти аспекты могут служить Б-гу, когда все они сопровождаются «святостью»: деньги заработаны честным трудом, еда приготовлена по правилам кашрута, а ежедневные заботы направлены на помощь близким и следованию Божественным законам жизни. Сжигание чего-либо — это физический акт, уничтожающий материальную форму и освобождающий энергию, скрытую внутри. В этом заключается внутренний смысл жертвоприношения: животная энергия внутри человека отторгает материальную форму и выступает на алтаре в качестве чистой жертвы Б-гу. «Кровь» животной души — ее рвение и страстное желание материального — нужно пролить на жертвенник; ее «жир» — чрезмерное потакание своим желаниям и поиски удовольствия — нужно сжечь. Но суть животной души — ее мясо — всегда можно освятить и посвятить Б-гу. Только таким образом мы достигаем желаемого – приближаемся к Творцу.

Каббала и учение хасидизма объясняют духовный смысл «корбанот» (жертвоприношений). В самом раннем тексте каббалы «Сефер а-баир» слово «корбан» считается производным от корня קרב (приближать, соединять): жертвоприношение соединяет совершающего его с Божественным миром. Самое подробное изложение символического понимания жертвоприношения содержится в книге «Зоар», где говорится, что жертвоприношение соединяет высший и низший миры, верующего и Б-га, а также мужское и женское начала в самом Б-ге.

Принесение в жертву животных интерпретируется символически, как искупление грехов плоти. По мнению некоторых каббалистов, мясо жертвенного животного достается силам зла; Б-гу нужна лишь доброе намерение совершающего жертвоприношение. О значении жертвоприношений Б-г поведал Израилю после его освобождения из египетского рабства, когда у горы Синай народ принял от Творца закон, устанавливающий число и вид угодных Б-гу жертвоприношений, а также порядок их принесения.

Корбан тамид

Первое и самое важное правило — в жертву может быть принесено только такое животное, у которого нет дефектов и увечий.

Общественное жертвоприношение «тамид», упомянуто в Торе трижды. Первый раз в «Шмот» (29:38-42), второй раз — в «Ваикра» (6:1-2) и третий раз в «Бамидбар» (28:2-5). Общественные приношения осуществляются от имени всего народа Израиля. Физически и технически невозможно сделать так, чтобы в момент приношения весь народ Израиля собрался в дворе Храма. Поэтому первые пророки постановили, что народ Израиля должен выбирать из своей среды достойных людей и отправлять их в Иерусалим, чтобы они присутствовали в Храме при принесении общественных жертвоприношений. Этих людей называли «аншей маамад» (люди, которые «стоят», то есть — присутствуют при осуществлении процедуры приношения). Избирались 24 группы таких людей — по числу коэнов, совершавших приношения в Храме. Каждая группа присутствовала на приношениях неделю. Когда приходила ее очередь, она должна была уже находиться в Иерусалиме или, в крайнем случае, неподалеку. Те, кому предстояло работать в течение текущей недели, входили во внутренний двор Храма («азара»). Остальные люди, которые находились не в Иерусалиме, шли в синагоги своих городов и произносили специальные молитвы (трактат «Йома» 53). Приносился «тамид» дважды в день и каждая его деталь очень детально описана самой Торой.

Безусловно — это самое значительное жертвоприношение, потому что оно искупало весь народ без исключения, от царя и до раба. Деньги на покупку животных для «тамид», как и для других общественных жертвоприношений, в месяце Адар собирались специальными уполномоченными Бейт-Дин и абсолютно с каждого человека (вплоть до применения насилия) и это всем известные «махацит а-шекель» — половина серебряного шекеля, приблизительно 11 гр. серебра. И понятно что, в каждом «тамиде» у каждого еврея была одинаковая доля. И таким образом, неумышленные, не преднамеренные грехи любого еврея, случившиеся ночью (с 18.00 до 6.00), искупались утренним «тамидом», а грехи, происшедшие днем — вечерним.

До приношения утреннего «тамида», не приносились ни какие жертвы, затем весь день можно приносить личные, но как только пришло время вечернего, все прекращалось. Ночью запрещено приносить жертвы (кроме пасхального). Но огонь на жертвеннике должен был поддерживаться всю ночь, и ночью на жертвеннике сжигали туши или внутренние органы и нутряной жир животных, принесенных в жертву днем (т.е. тех животных, которые были зарезаны днем и кровь которых были опрыснуты стены жертвенника в дневное время). Тамид состоит из одного годовалого ягненка — «ола», он сжигался полностью.

Традиция сообщает порядок подготовки жертвенника («мизбеах») к сожжению приношений. Вначале раскладывали дрова для большого костра, на котором сжигали внутренние органы животных, предназначенных для приношения. Затем готовили дрова для костра, из которого брали угли для воскурения «кторет». После этого укладывали дрова для основного костра. Следующее действие — уборка пепла с золотого внутреннего жертвенника. Что касается внешнего жертвенника, некоторые мудрецы говорят, что его очищали каждый день. Другие считают, что его очищали по мере накопления пепла в достаточном количестве. Далее очищали пять свечей «меноры» (семисвечника). Потом делали шхиту постоянного приношения и выплескивали его кровь на жертвенник. Только после этого очищали две оставшиеся свечи меноры. Затем воскуривали «кторет». Сжигали внутренние органы «тамид» на внешнем жертвеннике. Сжигали мучное приношение. Возлагали на жертвенник специальные лепешки. Возливали вино.

Менахот (мучные приношения) кроме минхи, которая является частью «тамид», жертву минха приносили в основном бедные люди не имевшие возможности приобрести животное. В Минха, как правило, состоит из омера (прибл. 2кг) отборной белой муки, смешанной примерно с литром оливкового масла. При этом, многие виды менахот посыпаются сверху левоной (ладан). Это визуально усиливало интенсивность огня, а также в результате над жертвенником поднималось большое, благоухающее облако. Масло символ святости и радости, а «левона» (ладан) — символ очищения и искренней молитвы. Абсолютно все приношения приносились с солью, которая является символом вечности, очищения и благополучия.

Для минхи использовались три вида мацы:

1. Солет мурвахат (или ревуха) что означает — мука тщательно и быстро замешанная с горячей водой, затем в печь и немного зажаренная на оливковом масле.

2. Халот мацот — тесто, замешанное на оливковом масле и запеченное в печи.

3. Ракикей мацот — тонкие хлеба (маца), помазанные сверху маслом, после выпечки. Минха может быть принесена как в сыром виде (тесто), так и в испеченном или поджаренном, но она всегда — маца, т.е. не сбродившее тесто (кроме Шавуот).

В ритуале приношения различных видов минхи есть некоторые различия. Однако выделим здесь главные, общие черты.

1. Приносящий минху, посвящает Всевышнему все ее ингредиенты.

2. Мука и оливковое масло смешиваются в храмовом сосуде, специально для этого предназначенном, а щепотка левоны насыпается сверху.

3. Если минху приносят не в сыром виде, из теста пекут или жарят лепешки, затем этот хлеб или лепешки разламывают на мелкие кусочки, смазывают остатками оливкового масла и посыпают левоной.

4. Все что приведено до сих пор, может совершать каждый, и делает он это во дворе, но затем он передает все коэну. Тот берет сосуд с минхой и подносит к юго-западному углу жертвенника. После этого коэн несет минху к тому месту, где он будет совершать собственно процедуру приношения.

5. Крошки смолы ладана, сдвигаются к одной из стенок сосуда — чтобы очистить поверхность минхи.

6. Коэн берет одну горсть минхи и кладет в особый сосуд. Туда же помещают собранную с поверхности левону — всю, до единой крошки. Из полученного коэном сосуда берут горсть минхи, эта процедура называется «кемица», содержимое горсти — комец (очень маленькое количество).

7. Теперь смесь в особом сосуде переносят к жертвеннику и сжигают. (Существуют виды минхи, которые полностью, сжигаются на жертвеннике).

8. Оставшаяся часть минхи (почти вся) передается коэнам, и они могут ее съесть, но только на территории Храма.

Приношение мучной жертвы, схоже с приношением в жертву животного. Сначала коэн берёт пригоршню муки рукою, и это соответствует надрезу на шее животного. Потом он кладёт эту пригоршню муки в храмовый сосуд, что соответствует получению крови. Потом он несёт пригоршню к алтарю, и так же несут кровь животного. Наконец, четвертый шаг - это сжигание пригоршни на алтаре, соответственно сжиганию частей жертвы. Остальная мука идёт на употребление коэнам.

Опубликовано: 22.07.2014

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter