СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 02:48

Мнение обывателя противоположно мнению Торы

Речь идет о таком обывателе, у которого есть звание раввина, только на практике он занимается не раввинской работой, а мирскими делами.

2094 (2) мин.
Свободный перевод:Шолем ЛуговИсточник: «Итваадует» 5746 том 3, стр. 581-3

В отношении сказанного в книге «Меират эйнаим»1, что «мнение обывателя противоположно мнению Торы» — нужно заметить, что, несомненно, речь не идет о простом обывателе, у которого нет звания раввина… Речь идет о таком обывателе, у которого есть звание раввина, только на практике он занимается не раввинской работой, а мирскими делами, хотя и при этом в своих деловых контактах он честен и надежен2, как было определено Божественными Провидением, что его работа будет по пути Звулуна. Однако, так как у него есть знания в Торе, вплоть до того, что он получил звание раввина, то возможно люди захотят полагаться на его мнение, основанное на понимании и знании Торы. Вот об этом и говорится в книге «Меират эйнаим»: раз ты обыватель, а не раввин, то «мнение обывателя противоположно мнению Торы»!

…На первый взгляд можно подумать, что так как он учил Тору и даже получил знание раввина, то его мнение будет соответствовать Торе. Тогда какая разница, работает ли он раввином или нет?..

Но чтобы вынести закон в Торе, недостаточно иметь познания в Торе, а есть необходимость в «помощи Свыше», чтобы можно было настроиться на истинность закона в соответствии с волей Всевышнего.

И понятно, что такая «помощь Свыше» дается раввину, так как его задача состоит в том, чтобы «возвестить… дело, которое им нужно делать» — то ему помогают Свыше вынести истинное суждение. А так как обыватель, даже имеющий звание раввина, не занимается вынесением законов, то ему не дается подобная помощь и на его мнение нельзя полагаться…

Возможно, что такой человек занимается общественной работой и даже спасает людей, но это не имеет отношения к вынесению законодательных решений в Торе! Такое решение может дать только раввин, а мнение обывателя, как было сказано, противоположно мнению Торы.

Что касается изучения Торы, то, разумеется, он должен изучать ее… но выносить законодательные решения — это не его дело…

Как-то в одном городе искали человека на должность раввина (тогда было принято задавать кандидату различные вопросы, проверяя его знания). И вот, один большой раввин выставил свою кандидатуру и ему начали задавать вопросы. Он ответил на все, кроме одного. «Ага, — сказали ему, — что же ты так?» На это раввин ответил, что без всякого сомнения этот вопрос не имел никакого отношения к реальности, так как в противном случае ему бы обязательно помогли Свыше ответить на него. А так как это не имеет отношении к действительности, а только к престижу раввина, то Всевышний не обязан заботиться, чтобы не нанесли ущерб престижу раввина. Проверили, и оказалось, что действительно, этот вопрос был выдуман интересантами, которые не хотели назначения этого раввина…

Примечания:
1 Раздел «Хошен мишпат», законы о судах 3:13.
2 Трактат «Йома» 86а. РАМБАМ, «Законы об образе жизни» глава 5 в конце. «Шулхан Арух» Алтер Ребе, раздел «Орах хаим» 156:2.

Опубликовано: 08.09.2014 Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter