СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-24 15:49

Порядок расположения отрывков из Торы в тфиллин

Есть четыре различных мнения, в каком порядке должны быть расположены эти отрывки в тфиллин. РАШИ и «Шмуша раба», рабейну Там и РААВАД.

Источник: «а-Томим» №45 03.07.2017 1547 мин.

В четырех местах в Торе сказано о тфиллин: «Освяти Мне всякого первенца» («Шмот» 13:1), «И будет, когда приведет тебя» («Шмот» 13:11), «Слушай, Израиль!» («Дварим» 6:4) и «И будет, если внимать будете» («Дварим» 11:13). На основании этого наши мудрецы сделали вывод, что в тфиллин должны быть эти четыре отрывка.

Есть четыре различных мнения, в каком порядке должны быть расположены эти отрывки в тфиллин.

По мнению РАШИ1 и «Шмуша раба»2, они должны быть в таком же порядке, как они расположены в Торе: справа «Освяти Мне», затем «И будет» и т.д. Но между ними есть спор в отношении того, что является правой стороной. По мнению РАШИ имеется в виду правая сторона того, кто стоит напротив человека с тфиллин, а «Шмуша раба» считает, что это правая сторона самого человека на котором есть тфиллин. Этот спор относится только к тфиллин на голове, где отрывки находятся в четырех отдельных секциях, и не затрагивает тфиллин на руке, где все отрывки написаны на одном пергаменте.

По мнению рабейну Тама3 и РААВАДа4, порядок немного другой, когда два последние отрывка меняются местами («Слушай, Израиль» при этом будет в конце). На это намекают два знака: отрывки, начинающиеся словами «И будет», должны быть рядом, а также отрывки, в первых словах которых есть буква «шин», должны быть по краям, возле буквы «шин» на коробочке тфиллин. И также между ними самими есть спор в отношении правой стороны: рабейну Там считает как РАШИ (правая сторона того, кто стоит напротив человека с тфиллин), а РААВАД как «Шмуша раба» (правая сторона самого человека).

Эти мнения основаны на споре в Талмуде (трактат «Менахот» 34б).

Примечания:
1) РАШИ — рабби Шломо бен Ицхак (1040-1105), крупнейший средневековый комментатор Талмуда и один из классических комментаторов ТАНАХа.
2) «Шмуша раба» — рав Сар-Шалом гаон, глава йешивы в Суре в эпоху гаонов (1100 лет назад).
3) Рабейну Там — рабби Яаков бен Меир (1100-1171) — лидер еврейства Франции.
4) РААВАД — рабби Авраам бен Давид из Прованса, комментатор РАМБАМа.

Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter