СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-24 05:40

О нитл...

Когда же евреи Тору не изучают, наверху происходит большой переполох, благодаря чему, в итоге, пробуждается милосердие в отношении еврейского народа.

Источник: «Нитей Гавриэль» Перевод:Моше-Залман Забродин 07.01.2020 1706 мин.

Обычай большинства общин народа Израиля — не заниматься изучением Торы1 в ночь нееврейского праздника, который называется «нитл». И обычай народа Израиля — Тора1. Таков обычай многих великих мудрецов Торы, и есть этому ряд объяснений2.

1) Об этом свидетельствует «Хатам Софер» респонсы 7:31. Также об этом написано в «Мекор Хаим» (авторства «Ховот Яир», который жил 300 лет назад) на «Орах Хаим» гл. 155.

2) В книге «Сиях Сарфей Кодеш» 1:522 сказано, что однажды автор «Хидушей а-Рим», рассказал о том, что спросил у р. Йонатана Эйбшица один священник: «Разве мудрецы не пишут о том, что мир стоит на Торе? На чем же он стоит в те часы, когда вы её не изучаете?» Ответил р. Йонатан, что сам обычай еврейского народа — это Тора, и на этом мир и стоит.

Поведал святой Адмур из Бобов о том, что гаон р. Йеошуа Фирер однажды посетил одного великого мудреца Торы, который изучал Тору в нитл. На вопрос почему он это делает, тот ответил: «Я хочу посмотреть на геином (Ад) для тех, кто учится в нитл». Р. Фирер на это ответил: «Геинома для тех, кто учится в нитл может быть и нет, но для тех, кто потешается над обычаями еврейского народа — он есть точно». Услышав это, мудрец мгновенно принял его слова и закрыл том Талмуда, который учил.

Хатам-Софер объясняет так: как известно, другие народы собираются ночью после полуночи в своих местах поклонения, в то время как евреи в это время обычно уже спят.

Однако не хотели наши мудрецы устанавливать, чтобы весь народ Израиля бодрствовал с полуночи и далее, поскольку это выглядело бы сходно с нееврейским праздником, поэтому с большим умом постановили они не изучать Тору до полуночи, так что мудрецы (которые спят вначале ночи), как и люди, занимающиеся делами, поднимутся после полуночи, и таким образом многие в это время будут заниматься изучением Торы, вследствие чего «гнев Правителя утихнет».

И данное объяснение верно в моих глазах.

«Тиферет Шломо» задаёт следующий вопрос: почему Мордехай издал указ поститься именно в Песах (15, 16 и 17 Нисана), если указ против евреев касался именно месяц Адар? И более того, это непонятно, поскольку пост в дни Песаха влек за собой несоблюдение ряда важнейших заповедей Песаха.

Ответ, который даёт на это «Тиферет Шломо» таков: известно, насколько желанны Всевышнему исполнения заповедей праведными евреями, ради которых был сотворен мир.

Эстер (как автор указа о посте) понимала, что если евреи не будут есть в Песах мацу, марор, и рассказывать об исходе из Египта, это повлечёт за собой большую суматоху в верхних мирах, которые останутся без того влияния, от которого зависит их существование и которое приходит благодаря исполнению заповедей евреями.

В результате, вышеуказанное решение (о посте в эти даты) и пробудило любовь Всевышнего к еврейскому народу, поскольку показало, что без евреев не может существовать мир, поэтому их не может постигнуть погибель.

Согласно этому (продолжает «Нитей Гавриэль»), можно объяснить и постановление в нитл: известно, что мир существует благодаря изучению Торы и в заслугу него получает питание все небесное воинство. Когда же евреи Тору не изучают, наверху происходит большой переполох, благодаря чему, в итоге, пробуждается милосердие в отношении еврейского народа.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter