СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 01:15

Как евреи относятся к вере и традиции?

Проблемой многих интеллигентных евреев нашего времени является то, что они не получили достаточных знаний об иудаизме. Их знакомство с такими понятиями, как «вера» и «традиция», основывается на том, как это воспринимают неевреи, главным образом христиане.

17.06.2020 2069 мин.

Недавно я прочитал книгу известного хасида рава Меира Белижинского «Человек и творение». Хотелось бы поделиться некоторыми идеями, которые приводятся в начале этой книги, и которые, как мне кажется, могут быть интересными для русскоязычных евреев. Хочу отметить, что это не является переводом, а свободным изложением с небольшим добавлением моих личных размышлений.

Проблемой многих интеллигентных евреев нашего времени является то, что они не получили достаточных знаний об иудаизме. Их знакомство с такими понятиями, как «вера» и «традиция», основывается на том, как это воспринимают неевреи, главным образом христиане.

А поскольку современный интеллигентный человек обычно критически настроен по отношению к знакомой ему нееврейской религии, то он склонен перенести это отношение к иудаизму, о котором он, к сожалению, почти ничего не знает.

Вера

Вера с позиции неевреев это слепое доверие. Верую — потому что абсурдно. Классический пример: христианская вера в беспорочное зачатие. Никто этого не видел и никто не может доказать, что это имело место. Получается, что с точки зрения человека, воспитанного на европейской культуре и знакомого главным образом с христианством, вера — это синоним наивности, излишней доверчивости и даже глупости.

С еврейской точки зрения всё наоборот. Действительно, связь еврея со Всевышним в своей сущности иррациональна. Как объясняет Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах, еврей верит в Б-га и в Тору не из-за логических доказательств, а потому что его душа это «часть Всевышнего в самом буквальном смысле слова». Подобно тому, что человеку не нужно логически доказывать факт собственного существования, еврею не нужно доказывать, что есть Б-г.

Но это вовсе не значит, что еврей не должен размышлять, учиться и задавать вопросы. Наоборот, еврей обязан принимать максимальные усилия, чтобы понять всё, что связано с Б-гом и Торой. Когда же он не может понять какую-то идею из-за своего ограниченного разума, он должен только верить в это.

Так, например, от еврея требуется знать и понимать, что есть Б-г, что Тора дана Всевышним и т.д. Если он только верит в это, то получается, что он не исполнил свою обязанность, что он не провёл достаточной умственной работы.

Действительно, наш ограниченный разум не может до конца понять бесконечность Творца, нам зачастую может быть не понятен смысл многих событий, происходящих в этом мире, хотя мы знаем, что всё происходящее является проявлением воли Всевышнего. Это не удивительно, ведь как сказано в книге Йешаяу (Исайи) «не мысли Мои мысли ваши, и не пути Мои ваши пути». Но что касается самого факта, что есть Б-г, что Тора дана на горе Синай, что все что происходит в мире не случайность, а является проявлением воли Всевышнего — всё это можно и нужно понять разумом.

Традиция

С точки зрения нееврев, традиция — это обряды, которые исполняются только потому, что так было принято у их предков. Некое проявление ностальгии и сентиментальности. Однако, если разобраться, то это на самом деле является абсурдом. Возьмём, например, обычай ставить ёлку на Новый год, который связан с языческими культами древних европейских народов. Многие современные европейцы понимают абсурдность всего этого; они знают, что их предки были дикарями, но всё равно не задумываясь делают совершенно бессмысленные вещи только потому, что это традиция.

Что касается евреев, то первым антитрадиционалистом был праотец Авраам который поднял бунт против наследия своих праотцов, которые были идолопоклонниками.

У евреев есть также понятие «масорет». Это слово обычно переводят на русский как «традиция», но это не совсем точный перевод. Слово «масорет» имеет корень «лимсор», т.е передавать. «Масорет» — это название Устной Торы, это законы и обычаи, которые получил Моше-рабейну от Всевышнего на горе Синай. Они передавались из поколения в поколения, вплоть до наших дней.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter