В молитвеннике «Тора Ор» сказано, что если у человека есть больной в доме, пусть он пойдёт к мудрецу и тот попросит о милосердии в отношении него, как сказано (Мишлей 16:14): «Гнев царя… мудрый человек искупит его». Однако молитва, произносимая самим больным, лучше всего.
Вот ее текст:
«Признаю я перед Тобой, Господь, Бог мой и Бог отцов моих, что излечение моё находится в руках Твоих и смерть моя находится в руках Твоих. Пусть будет на то воля Твоя, чтобы излечил Ты меня полным излечением, а если умру я, то пусть моя смерть будет искуплением за все мои грехи, злодеяния и преступления, которые я совершил перед Тобой. И даруй мне удел в Ган Эдене и удостой меня Мира Грядущего, который уготован для праведников».
Если человек хочет сделать исповедь более длинной, то имеет право сделать её даже настолько длинной, как в Йом-Кипур (см. «Шулхан Арух», раздел «Йоре Деа» гл. 338).
Законы молитвы «видуй»
В отношении молитвы «видуй» (досл. «исповедь») — если видят, что человек находится при смерти, разговаривают с ним и склоняют к тому, чтобы он исповедовался, и говорят ему, что в награду за это он удостоится жизни, а также сообщают, что каждый, кто исповедуется удостаивается Будущего Мира.
Следует подвести человека к исповеди, пока он ещё в ясном сознании, чтобы он исповедовался с разумением.
Эти вещи не сообщают больному при простом народе, женщинах или детях, поскольку с большой вероятностью они начнут рыдать и сломят этим его сердце.
Если человек не знает, как произносить «видуй», то говорят ему, чтобы он сказал такие слова: «Пусть будет угодно, чтобы моя смерть была искуплением за все мои грехи».
Если человек не может исповедоваться устно, пусть исповедуется в сердце.
«Видуй» произносят даже в субботу и праздник.
Если человек нечист и его сложно отмыть, пусть он произнесет «видуй» без упоминания имени Всевышнего.
Перед исповедью пусть человек омоет руки и оденет малый талес, препоясается поясом и даст деньги на благотворительность.
Правильно сказать с больным «месират модаа» (заявление), пока он в ясном рассудке, которое заключается в следующем: «Этим я заявляю, что если, не дай Б-г, придет сатана со своей свитой, чтобы в последний момент сбить меня с толку, дабы я преступил одну из основ веры или же одну заповедь из Торы или даже установленную мудрецами заповедь, пусть мои слова будут аннулированы подобно разбитой глине».
Данное заявление можно делать в субботу и праздник.
Больной благословляет членов своей семьи и говорит мужчинам: «Пусть Б-г поставит вас подобно Эфраиму и Менаше», а женщинам говорит: «Пусть Б-г поставит вас подобно Саре, Ривке, Рахели и Лее. Да благословит вас Господь» и т.д.»
Следует получить благословение от больного перед его смертью, особенно если он знаток Торы.
Пусть попросит прощение у всех, в отношении кого он согрешил и простит тех, которые согрешили в отношении него, и пусть не упирается против того, чтобы простить.
Пусть заповедует сыновьям хранить путь Всевышнего, как в отношениях между человеком и Б-гом, так и во взаимоотношениях между людьми.
Следует напомнить больному, чтобы он говорил строку из Торы, которая начинается и заканчивается его именем, поскольку это — действенный метод, чтобы человек не забыл свое имя после смерти. А если больной к этому непривычен, пусть посещающий его научит строке из Псалмов, в которой упоминается имя больного.