5 Тевета 5782 года, пятый день недели, гл. Ваигаш

Что такoе Иудаизм?

Что из себя представляет иудаизм? Религия, образ жизни или человеческая мудрость? Каким образом человек может научится иудаизму?

4916 (0)
Что такoе Иудаизм?
Что такoе Иудаизм?

Иудаизм — это не только религия, не только учение о философии, нравственности, этике. Прежде всего — это закон, регламентирующий все без исключения стороны жизни как индивидуума, так и общества. Помимо порядка молитв, изучения Торы, соблюдения субботы и праздников, воспитания детей, имущественных и трудовых отношений, закон этот определяет образ поведения еврея в таких сферах, как питание, гигиена, одежда, супружеские отношения и многое другое. Основа закона — 613 заповедей, которые Всевышний дал Моисею на горе Синай и которые записаны в Пятикнижии Моисеевом.

Заповеди эти делятся на две категории: 248 предписывающих и 365 запрещающих. Однако в Пятикнижии о них говориться лишь в самом общем виде и этих сведений в большинстве случаев недостаточно для исполнения заповедей в различных сложных жизненных ситуациях. Поэтому на горе Синай Всевышний дал Моисею не только Письменную Тору, т.е. ту часть Учения, которую было велено записать самому Моисею, либо пророкам последующих поколений, но и Устную Тору. В Устной Торе, к которой относятся Мишна, Талмуд, а также множество комментариев и толкований, заповеди описаны детально, со всеми указаниями, необходимыми для их практического применения. В наше время и Устная Тора записана. Однако в далеком прошлом, начиная с поколения Моисея и до конца 2 в.н.э., т.е. около 15 веков, Устная Тора действительно передавалась из поколения в поколение только устно. Мишну, составляющую законодательную основу Устной торы, и состоящую из 63 трактатов, записал рабби Йеуда а-Наси. Это произошло уже после захвата Земли Израиля римлянами и разрушения Второго Храма. Мишна дает законы, заповеди в контексте конкретных жизненных ситуаций.

Еще более пространные эпизоды и развернутые дискуссии содержатся в Талмуде (который в основе своей является обширным комментарием и обстоятельным толкованием Мишны). Следует заметить, что Талмуд является не только фундаментом еврейского законодательства, но и источником мировоззрения, веры, нравоучения.

В средние века было предпринято несколько попыток кодификации законов Торы, так как для вынесения того или иного законодательного решения требовалось глубокое знание как Талмуда, так и остальных частей Торы. Наиболее известен в этом плане труд Маймонида (1135-1204) «Яд а-хазака». Одним из следующих этапов в этом направлении стало создание кодекса «Шулхан Арух» («Накрытый стол»).

Среди всех последующих версий «Шулхан Аруха» особо выделяется версия, которую записал рабби Шнеур-Залман из белорусского местечка Ляды (1745-1812). Он также создал учение ХАБАД (аббревиатура слов «хохма» — «мудрость», «бина» — «разумение», «даат» — «знание») и основал хасидское движение с тем же названием, пользующееся ныне всемирной известностью и основавшее организации и учреждения, которые занимаются еврейским воспитанием на всех пяти континентов. В своей книге рабби Шнеур-Залман впервые приводит не только правила и технику исполнения заповедей, но также объясняет смысл и значение заповедей.

Иудаизм невозможно понять извне, посредством одного лишь непричастного изучения. Чтобы понять Тору, необходимо приобщиться к иудаизму практически, начать жить по еврейским законам, заповедям. Тогда и идеи Торы, ее абстрактные понятия открываются и становятся доступными разуму. Так рассудили наши предки, когда на пятидесятый день после исхода из Египта, стоя у горы Синай, сказали Б-гу и Моисею: «Наасэ венишма» — «мы будем исполнять и слушать (изучать) Твою Тору». Этот принцип верен и по сей день, точнее — благодаря ему народ Израиля преодолел исторический путь длиной в тысячелетия навстречу ближайшему избавлению с раскрытием Любавичского Ребе שליט"א Короля Мошиаха.

Опубликовано: 18.01.2004

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter