13 Хешвана 5782 года, третий день недели, гл. Вайера

Совокупность способов вступления во владение собственностью

Согласно закону Торы, один из видов приобретения, который формализует продажу движимого имущества — уплата денег. Однако, мудрецы постановили, что этого недостаточно и покупателю необходимо формализовать приобретение имущества посредством того, что он сделает приобретение.

253 (0)
Совокупность способов вступления во владение собственностью
Совокупность способов вступления во владение собственностью

Понятие приобретения

Как объясняет РАМБАМ («Законы продажи» 1:1,2), любая сделка должна быть легализована посредством действия, которое называется «приобретение» («киньян»), когда собственность переходит от одной стороны к другой или же одна сторона закрепляет свои обязательства по отношению к другой стороне.

По закону, если человек сделал приобретение в отношении некоего объекта, считается что он приобрел его, даже если ещё не заплатил за него.

Для приобретения необязательно присутствие свидетелей, однако, естественно, лучше делать это при свидетелях, поскольку в случае, если вторая сторона станет отрицать своё участие в приобретении, ее утверждение может быть опровергнуто на основании свидетельских показаний.

Согласно закону Торы, один из видов приобретения, который формализует продажу движимого имущества — уплата денег. Однако, мудрецы постановили, что этого недостаточно и покупателю необходимо формализовать приобретение имущества посредством того, что он сделает приобретение.

Среди распространённых видов киньянов есть следующие: поднятие («агбаа»), приобретение посредством того, что человек тянет имущество за собой или перед собой («мешиха»), передача объекта («месира»).

До произведения этого действия стороны ещё могут передумать, однако если некая сторона передумала уже после того, как были уплачены деньги, но ещё до того, как был произведено приобретение, раввинский суд объявляет передумавшей стороне осуждение, которое содержит следующую формулировку: «Тот, кто взыскал с поколения потопа… пусть взыщет с того, кто не придерживается своего слова».

Идентификационный знак

В трактате «Бава Мециа» 74а сказано:

Сказал рав Папа от имени Ровы: «ситумта» (идентификационный знак) производит приобретение. В отношении чего сказан этот закон? Рав Хавива сказал: это сказано в отношении приобретения в прямом смысле. Мудрецы говорят: это сказано в отношении того, что передумавшей стороне придётся выслушать от раввинского суда «Тот, кто взыскал…»

И закон таков, что идентификационный знак влияет на то, что передумавшей стороне придётся выслушать «Тот, кто взыскал…», однако в тех местностях, где принято, что идентификационный знак производит приобретение — он производит приобретение.

РАШИ объясняет: у торговцев вина была практика проверять бочки с вином в хранилищах их поставщиков, и эти торговцы отмечали бочки, которые они собирались приобрести. Они оставляли их в хранилищах поставщиков и по мере надобности, со временем, забирали их оттуда для продажи в своих магазинах.

Не только пометка бочек, но и другие обычаи, принятые среди торговцев, имеют силу образовать акт приобретения («киньян»), и это называется «киньян ситумта» (дословно «приобретение посредством обозначени»я), или, вкратце, «ситумта».

«Киньян ситумта» может быть произведён рукопожатием, передачей ключей (в случае, когда в собственность передаётся помещение) и тому подобными действиями (см. «Шулхан Арух», раздел «Хошен Мишпат» 201:2).

Важно отметить, что РОШ цитирует рабейну Хананеля, который переводит слово «ситумта» именно как «рукопожатие».

В своих респонсах «Хатам Софер» (раздел «Йорэ Деа» 314, и его приводит «Питхей Тшува» на «Хошен Мишпат» 201:1) считает, что у «киньян ситумта» есть статус приобретения по Торе («киньян мидеорайта»), поскольку это действие основывается на взаимном согласии сторон.

Опубликовано: 13.07.2021

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter