22 Хешвана 5782 года, пятый день недели, гл. Хаей Сара

Слова «Тосафот» — средство против эпидемии

Во время эпидемии холеры в 5591 году р. Акива Эйгер раздал людям амулеты, чтобы защитить их от эпидемии. Это известно и о Хатам Софере. Со временем выяснилось, что в этих амулетах они написали текст «Тосафот» на трактат Сукка.

497 (0)
Слова «Тосафот» — средство против эпидемии
Слова «Тосафот» — средство против эпидемии

Рассказывается («Хут а-Мешулаш» стр. 255), что во время эпидемии холеры в 5591 году р. Акива Эйгер раздал людям амулеты, чтобы защитить их от эпидемии. Это известно и о Хатам Софере. Со временем выяснилось, что в этих амулетах они написали текст «Тосафот» на трактат Сукка (лист 12а).

Заповедь сукки установлена в память о суккот (шалашах), в которых евреи находились в пустыне после выхода из Египта (см. «Ваикра» 23:42,43). Мудрецы мишны спорят насчёт того, какие именно шалаши евреи использовали. Рабби Элиэзер считает, что речь идёт об облаках славы, которые окружали евреев со всех сторон. Согласно мнению рабби Акивы, евреи в пустыне использовали шалаши в прямом смысле.

Мишна («Сукка» 11а) говорит, что «схах» (крыша, покрытие сукки) должен быть сделан из материала, который происходит из земли и не принимает духовную нечистоту. Гемара выясняет, откуда был взят этот закон.

Согласно мнению Рейш Лакиша, поскольку р. Элиезер считает, что шалаши (в наше время) служат напоминанием об облаках славы, то и характеристики схаха должны соответствовать характеристикам облаков, а именно: подобно тому, как облака не могут стать нечистыми и они происходят с земли, так и схах должен обладать этими характеристиками.

С другой стороны, Гемара приводит слова Равина от имени р. Йоханана (который не согласен с Рейш Лакишем), что характеристики схаха учатся (не из облаков славы), а из строки Торы («Дварим» 16:13) «Праздник Суккот делай себе семь дней когда соберёшь урожай и окончишь работы на твоём гумне и винодельне твоей». Из этой строки следует, что для схаха должны быть использованы материалы, которые происходят из земли и невосприимчивы к духовной нечистоте.

Перейдём к словам Тосафот:

בפסולת גורן ויקב הכתוב מדבר

Трактат «Сукка» 12а, на слова: «Об отходах гумна и винодельни писание говорит»

רבי יוחנן לא יליף מענני כבוד מפרש בירושלמי דין כדעתיה ודין כדעתיה רבי יוחנן אמר עננים למעלה היו כלומר מן השמים הן באין ואין זה גידולו מן הארץ דקתני מתניתין

Р. Йоханан не учит (законы схаха) из облаков славы. Йерусалимский Талмуд объясняет, что р. Йоханан следует своему мнению, а Рейш Лакиш следует своему мнению. Р. Йоханан сказал, что облака образуются наверху, то есть приходят с неба, и поэтому не являются происходящими из земли, а ведь Мишна приводит (как обязательное условие то, что для того, чтобы нечто было кошерным для схаха, оно должно происходить из земли!)

ור''ל אמר למטה היו

Однако Рейш Лакиш считает что облака образуются внизу (и поэтому он полагает, что законы схаха учатся из облаков).

ר' יוחנן מדמי להו כאדם המשלח לחברו חבית וקנקנים וריש לקיש מדמי ליה כמאן דאמר לחבריה שלח קופתך וסב לך חיטין

Р. Йоханан сравнивает дождь с ситуацией, когда человек посылает своему другу в подарок вино и ёмкости. (То есть когда Вс-вышний посылает дождь, облака наверху являются ёмкостями для дождя). Рейш Лакиш, в свою очередь, сравнивает дождь с ситуацией когда человек говорит своему другу: «Пришли свою ёмкость и возьми пшеницу». То есть, согласно мнению Рейш Лакиша, дождь приходит сверху, а облака приходят снизу.

והכי נמי איתא בבראשית רבה (פרשה יג) ר' יוחנן אמר אין עננים אלא למעלה שנאמר וארו עם ענני שמיא ריש לקיש אמר אין עננים אלא מלמטה שנאמר מעלה נשיאים מקצה הארץ

И подобно этому мы находим в мидраше «Берейшит раба» (гл. 13). Р. Йоханан сказал: «Облака образуются наверху, как сказано: «И вот, с облаками небесными…» (Даниэль 7:13). Рейш Лакиш сказал: «Облака образуются внизу, как сказано: Поднимает Он облака с края земли» (Псалмы 135:7).

על דעתיה דרבי יוחנן לאחד שכיבד את חבירו בחבית של יין וקנקנים על דעתיה דר''ל לאחד שאמר לחבירו תן לי סאה חיטין אמר לו הבא לי קופתך ובא מדוד כך אמר הקב''ה לארץ אייתי ענני וקביל מיטרא

Р. Йоханан сравнивает дождь с ситуацией, когда человек решил уважить своего друга и послал ему в подарок вино и ёмкости. Согласно мнению Рейш Лакиша дождь похож на ситуацию когда человек сказал своему другу: «Дай мне сэа пшеницы», а тот ответил ему «Принеси свою ёмкость и приди отмерь». Также и Святой, Благословен Он, сказал земле: «Приведи облака и получи дождь».

Опубликовано: 20.07.2021

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter