16 Хешвана 5782 года, шестой день недели, гл. Вайера

Об отмене долгов в седьмой год

Когда мудрецы увидели, что люди воздерживаются от того, чтобы давать деньги в долг, преступая написанное в Торе, они установили «прозбул» (также «просбул» или «прозбол»).

262 (0)
Об отмене долгов в седьмой год
Об отмене долгов в седьмой год

В наши дни отмена долгов в седьмой год (семилетнего цикла), который также называется «швиит» и «шмита», в силе по постановлению мудрецов как в Земле Израиля, так и за её пределами.

Когда мудрецы увидели, что люди воздерживаются от того, чтобы давать деньги в долг, преступая написанное в Торе («Дварим» 15:9): «Остерегайся чрезмерно, дабы не возникла у тебя в сердце негодная мысль, и ты не сказал, мол близится седьмой год, год отмены долгов...», они установили «прозбул» (также «просбул» или «прозбол»).

Сразу необходимо отметить, что законы «прозбул» и «шмитат ксафим» относятся к взаимоотношениям между евреями.

Что означает слово «прозбул»?

B Талмуде (трактат «Гитин» 36б) спрашивается: Что означает слово «прозбул»? Сказал рав Хисда: Оно означает «прос булэй убутэй», что переводится как «польза для богатых и для бедных».

Слово «булэй» означает «богачи», как написано («Ваикра» 26:19): «И сокрушу я гордость мощи вашей», в отношении чего рав Йосеф учил в барайте, что это относится к «булаот» (богачам) Йеуды.

«Бутэй» же означает «бедняки», как написано («Дварим» 15:8): «Дать дай ему взаймы». В оригинале эта фраза звучит העבט תעביתנו («аавэт таавитэну»), а слово עבוט («авот») означает залог (который кредитору даёт бедный при взятии ссуды). Отсюда учится, что будучи схожим по звучанию со словом «авот», «бутэй» означает «бедняки».

РАШИ (в «Гитин» 37а) объясняет, что польза прозбула для богачей заключается в том, что это придаёт им уверенности, что долг будет им выплачен, а беднякам прозбул несёт пользу в том, что им не отказывают давать ссуду.

В чём заключается прозбул?

Кредитор (то есть человек, давший другому ссуду) передаёт долг раввинскому суду («бейт-дин») несмотря на то, что он не передаёт в суд долговую расписку, и говорит перед тем, как наступает отмена долгов: «Я передаю долги, которые есть по отношению ко мне у тех, кто мне должен, так, чтобы я смог взыскать их в любое время, когда захочу».

Произнесение этих слов человеком мудрецы приравняли к тому, что он передал суду долговую расписку, а когда он передаёт долговую расписку перед годом шмиты, и говорит суду: «Взыщите мой долг для меня», то седьмой год не отменяет этот долг по закону Торы, как написано («Дварим» 15:2): «Пусть не взыскивает (кредитор) с ближнего...», из чего учится, что это запрещено именно кредитору, но суд имеет право потребовать (у должника) выплаты долга, поскольку кредитор передал долг суду.

Должен ли прозбул быть оформлен в письменном виде?

Согласно мнению р. Йосеф Каро («Шулхан Арух», раздел «Хошен Мишпат» 67:19-20), раввинский суд должен оформить прозбул в виде письменного документа, который передаётся кредитору.

РАМО (р. Моше Исерлис), мнению которого следует Алтер Ребе, считает, что нет необходимости оформлять прозбул в виде письменного документа, и достаточно устного заявления.

Можно ли сделать прозбул если речь идёт о долговых обязательствах, которые были взяты на себя должником устно и у кредитора нет письменной долговой расписки?

Да, прозбул действителен и в ситуации, когда долговые обязательства были взяты человеком устно.

Достаточно ли трёх простых евреев, чтобы они считались судом в отношении оформления прозбул?

Для процедуры оформления прозбул достаточно трёх соблюдающих евреев (которые не в родстве с кредитором, должником, и не в родстве друг с другом), перед которыми человек должен заявить: «Я передаю в ваше распоряжение все суммы, которые мне должны, так, чтобы я мог взыскать их в любое время, когда захочу». При этом, годится даже если эти три еврея неучёные. См. РАМО («Хошен Мишпат» 67:18).

Необходимость чтобы должник имел земельную собственность

Для того, чтобы прозбул имел силу, необходимо, чтобы в собственности должника было хотя бы немного земли или того, что присоединено к земле. И достаточно даже того, что земля не является собственностью должника, но он взял её в аренду или одолжил на время.

Если же у должника нет земли вообще, то кредитор может передать ему маленький кусочек земли через посланника. Это можно сделать даже в отсутствие должника.

Причина данного требования заключается в том, что большинство долговых расписок предполагают экспроприацию земли в случае невыплаты долга, и мы исходим из того, что при установлении прозбул, мудрецы сделали обязательным требование, чтобы расписка предполагала экспроприацию земли если это понадобится.

Когда делают прозбул?

Изначально, время когда делают прозбул — конец шестого года семилетнего цикла, перед Рош а-Шана.

Несмотря на то, что седьмой год отменяет долги в самом своём конце (то есть в конце 5782, перед наступлением 5783), как написано («Дварим» 15:1): «В конце седьмого года произведи отмену», есть мнение (РОШ, рабейну Ашер), что после того, как начался седьмой год, нельзя требовать выплату долга, как написано («Дварим» 15:2): «Пусть не взыскивает (человек) с ближнего своего и с брата своего, ибо был провозглашен год шмиты», то есть эти слова можно понять так: сразу после того, как был провозглашен год шмиты, нельзя требовать выплаты долга с ближнего своего, но если должник по своей воле решил вернуть долг в сам год шмиты, на кредиторе нет обязанности говорить должнику в отношении долга (который тот хочет вернуть) «Я аннулирую его», — как в случае если должник хочет вернуть долг (которого коснулась аннуляция) уже после шмиты (в случае чего на кредиторе лежит обязанность уведомить должника о том, что его долг аннулирован, и если он хочет, то пусть вернёт, но (уже) только по своей воле).

В «Ликутей Сихот» (том 24) сказано, что обычай провозглашать вышеуказанную декларацию («Я передаю...») после расторжения обетов в канун Рош а-Шана перед наступлением седьмого года (года шмиты).

Ребе добавлял, что даже если человеку никто ничего не должен, пусть перед наступлением седьмого года он даст кому-либо в долг небольшую сумму, чтобы можно было сделать прозбул.

Если человек не сделал прозбул в конце шестого года, пусть сделает в седьмом году, вплоть до времени исхода седьмого года. См. «Шулхан Арух», раздел «Хошен Мишпат» 67:31.

Некоторые дополнительные нюансы, о которых важно знать

Ссуда, которая была дана под залог, не отменяется седьмым годом, поскольку к такому виду ссуды не относится написанное (в «Дварим» 15:2): «Пусть не взыскивает...», так как благодаря наличию залога, (у кредитора) нет необходимости взыскивать с должника (ведь возврат долга обеспечен наличием залога).

Если человек дал другому человеку деньги в долг и установил срок выплаты долга после седьмого года, то седьмой год не отменяет этот долг, поскольку в сам седьмой год к такому долгу не относится написанное «Пусть не взыскивает...», ведь срок выплаты на тот момент ещё не настал.

Основано на «Шулхан Арух а-Рав» (раздел «Хошен Мишпат», «Законы ссуд» 34-40)...

Опубликовано: 02.09.2021

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter