РАМБАМ составил 13 принципов в комментариях к Мишне (трактат «Санедрин») в главе «У каждого еврея есть удел в грядущем мире» и назвал их «Принципы еврейской веры», состоящими из тринадцати основ.
Он первый создал в результате чудесного божественного откровения логическую структуру основ веры, думая о которых, человек является религиозным, соблюдающим заповеди и принадлежащим к еврейскому народу. Только злое начало может создать в нем усиление животной души (что приводит его к греху), и тогда он будет считаться одним из «грешников Израиля», но в то же время будет иметь отношение к иудаизму и иметь долю в еврейском народе.
С другой стороны, если, например, человек соблюдает Тору и заповеди, молится, но не верит, что Б-г слышит его молитву (в основном, нарушая 5-й принцип), или не верит в пробуждение мертвых (13-й принцип), по мнению РАМБАМа он отрицает основы веры и нет у него доли в мире грядущем.
Разница между «принципами» и «основами» состоит в том, что «принцип» — это объективное понятие, существующее само по себе, а «основа» — это фундамент, инфраструктура для определенного объекта. Если камень из такого фундамента упадет, вся конструкция рухнет, и действительно, РАМБАМ утверждает, что верующий в 13 основ еврейской веры является частью еврейского народа.
В чем важность знания принципов еврейской веры? Обладает ли понятие «принципы» ценностью? Чем «принципы» отличается от «указаний»? Ведь в Торе есть свод заповедей. Так какова же роль «принципов»?
Более того: что практически следует из того, что у человека есть принципы? Является ли отсутствие осознанных мыслительных принципов у человека более значительным и обдуманным, чем невыполнение им заповедей?
Такие вопросы задавали мудрецы поколения РАМБАМа и после него.
РИДБАЗ говорит, что не понимает, как можно вообще говорить, что в иудаизме есть основные принципы, ведь «каждая заповедь и есть главная вещь и основа, тогда как можно сказать: это главное, а это второстепенное?»
«Хатам Софер» также выступает против самого существования догматов в иудаизме и считает, что их существование является лишь семантическим (буквальным), а не существенным.
Мнение каббалистов совершенно отличается от позиции философов и законодателей.
Каббала приняла идею о том, что РАМБАМ основывал свои принципы на числе 13, а не на том, как можно было бы подумать, что число 13 является суммой принципов случайным образом. В книге «Зоар» сказано, что «у розы 13 лепестков», а также известно, что есть 13 мер милосердия.
Если так, то число 13 связано с принципами веры (святой ШЛО утверждает, что 13 — это число, выражающее полноту) и было сообщено РАМБАМу в божественном откровении, а затем он наполнил его содержанием.
Мнение философов было противоположным.
Примерно через 200 лет после РАМБАМа философ рабби Йосеф Альбо написал «Книгу принципов», в которой он отождествлял себя с РАМБАМом, который раскрывал Всевышнего в основах человеческого понимания, привнося принципы в иудаизм, но возражал относительно их количества и сущности. Сам он разделил главные пункты еврейской веры только на три: существование Б-га, дарование Торы в откровении на горе Синай и существование награды и наказания.
Он утверждал, например, что награда и наказание, пробуждение мертвых и приход Мошиаха — это одно и то же — обратная связь, которую мы получаем от Творца за свои действия.
Поэтому он спросил, почему РАМБАМ привел их как три отдельных принципа?
В этом контексте он также утверждал, что РАМБАМ пренебрегал таким важным принципом, как «свобода выбора», который он называл «основой Торы» и «столпом Торы и заповеди», а с другой стороны, он разделил вопрос о награде на три составляющие (награда и наказание, приход Мошиаха и пробуждение мертвых).
Раввин Йосеф Альбо также спросил, почему РАМБАМ специально перечислил 13 принципов, и отверг мнение каббалистов, которые утверждали выше, что именно число 13 диктует принципы. По его мнению, цель РАМБАМа была образовательной: он хотел, чтобы Тора и заповеди были частью еврея, чтобы он отождествлял себя с ними, чтобы они формировали границы его ценностей и чтобы они вдохновляли его. Для этого он соблюдает Тору и заповеди, и именно они создали и продиктовали его 13 принципов. 13 основ были созданы для того, чтобы элементы были адаптированы к этой цели.
Например: фундамент моста должен быть адаптирован к мосту, а не к шалашу, поскольку фундамент должен соответствовать весу здания. «Основы» — это результат, продиктованный конструкцией «дома», приспособленный формированию поведения религиозного человека.
Как сказал Ребе Король Мошиах в 5745 году: «Религия это здание. Основа — это средство для его поддержки».
Абарбанель, с другой стороны, считает, что РАМБАМ узнал из Торы и Талмуда 13 самых существенных и важных вещей, которые являются минимумом, необходимым для «входа во врата дома Б-жьего». (Поэтому прозелит должен в первую очередь верить в 13 основных принципов и таким образом для него будет создано одно разделение основных пунктов веры и вытекающих из них заповедей).
Поэтому он и называет их «принципами», а не «основами», потому что, по его мнению, принципы являются наиболее фундаментальными и значительными верованиями в религии, и они имеют объективную ценность и существуют сами по себе, в отличие от «основ», которые субъективны и условны: бросишь их — все рухнет.
По сравнению с философами и каббалистами многие законоучителя в первых поколениях не принимали подход РАМБАМа, потому что по роду своей деятельности их интересовала не сущность веры, а ее практическое выражение. Они спросили: что на самом деле получается из этого в законе? По их мнению, только человек с проблемами, выросший в сложном мире, должен строить принципы в своем сознании, а человек в мире еврейского законодательства не нуждается в принципах. Если есть часть 13-ти принципов, относящаяся к заповедям, следует ссылаться только на ее практический аспект.
РАМБАМ, с другой стороны, считает, что религиозный еврей должен изучать принципы, чтобы получить инструменты для решения жизненных проблем, а не довольствоваться практической стороной, подобно студенту, который изучает, например, принципы обучения и неврологию, и он не удовлетворен только изучением методов обучения, потому что он знает, что если он выучит принципы, их применение также на практике, в классе будет успешным.
РАМБАМ утверждает, что если сосредоточиться на основах, то окажется, что все здание фактически построено, и остается только «расставить мебель в уже готовой квартире».
Работа с окружающим миром возможна, когда есть барьеры в нашем образовании и воспитании наших детей. У нас есть абсолютная правда, у нас есть абсолютное добро и абсолютное зло. У нас есть устойчивые рамки против чужеродных представлений об истинном иудаизме, существующих в западной культуре, отрицающей любые границы и утверждающей, что все относительно. В результате мы не подвержены влиянию мира. Все это происходит, когда мы изучаем 13 принципов.
Какова логическая причина разделения 13 принципов? Их можно разделить на три составляющие:
Первые пять основ относится ко Всевышнему: Б-г — Творец, единый, без тела, вечный; неуместно молиться кому-то другому.
Пять следующих основ относятся к Торе: пророчество вообще, пророчество Моше, Тора с небес, вечность Торы, знание Б-гом всех наших действий.
Последние три основы относятся к награде: награда и наказание, приход Мошиаха, пробуждение мертвых.
В каждый период истории существовала оппозиция одному из трех вышеперечисленных компонентов:
В поколении праотца Авраама диалог шел о понятии «Всевышний», а противником был Нимрод.
В период второго Храма война шла за вечность Торы и ее противниками были бейтусы, саддукеи и караимы, а позже — реформисты.
В нашем поколении война идет за награду — приход Мошиаха!