1. Источник двух покрытий
Ребе упоминает два источника того, что по хасидскому обычаю мы носим ермолку под шляпой1:
1) В трактате «Шабат» (120а) приводятся 18 видов одежды, с которыми в субботу можно переходить из одной территории в другую, так как эти вещи человек обычно носит в повседневной жизни. Среди них упоминаются два головных убора, которые носят одновременно.
2) В трактате «Хулин» (138а) рассказывается, что у первосвященника в Храме была шерстяная ермолка, на которую он одевал венец. Это нужно было для того, чтобы исполнить сказанное («Шмот» 28:37): «И положи его на шнур из синеты, и будет он на головном повое».
2. Причины для второго покрытия
1) Смирить сердце человека.
2) Отличаться от народов, которые носят один головной убор (об этом пишет Алтер Ребе в «Шулхан Арух» по поводу одного головного убора в тех местах, где неевреи не покрывают голову, где он запрещает по Торе даже сидеть без головного убора).
3) Дополнительная «тяжесть на голове» приводит2 к богобоязненности по отношению к присутствию Всевышнего над головой.
4) Это отличительный признак хасида.
5) Это делается3 в память о двух коронах, которые евреи получили на горе Синай.
6) Все поколения евреи ходили с непокрытой головой, а во время молитвы покрывали голову. А сегодня, когда все покрывают голову, во время молитвы добавляют ещё одно покрытие.
7) Если шляпа упадёт или человеку понадобиться ее снять, он не останется без головного убора, так как у него есть ермолка.
8) Это важно как для того, кто стоит перед королём.
9) Это предотвращает от излишней гордости.
10) Два покрытия головы соответствуют двум видам разума, которые, в свою очередь, соответствуют высшему и нижнему страху.
11) По хасидизму это соответствует двум духовным покрытиям.
3. Время и способ покрытия
Во время молитвы есть обязанность по еврейскому закону. Так желательно поступать во время упоминания Имени Всевышнего (например, во время благословений). Есть люди, которые устрожают во время изучения Торы. Хасиды остерегались4 изучать книгу «Тания» в верхней одежде (не в рубашке) и с двумя головными уборами.
По мнению автора книги «Мишна Брура» (91:12) требуется, чтобы ермолка была видна под шляпой. Есть мнения, что если речь идёт о шляпах, которые носят только евреи, это требование не принимается во внимание.
Можно ли накрыть голову рукой? Есть мнение, что это не помогает, так как одна часть тела не может использоваться для покрытия другой и тогда только при наличии ермолки можно положить руку на голову в качества второго покрытия. Но есть более распространенное мнение, что этого недостаточно: необходимо возвысить человека с помощью дополнения при покрытии головы.
4. Мнение хасидизма
Первое покрытие головы относится к облекающему свету (четвёртый уровень души), а второе — к Сущности Творца (пятый уровень души).
Это похоже на различие между одеждой и домом. Одежда должна соответствовать размерам человека, а дом облекает его.
Ребе РАЯЦ объясняет5, что у животной души есть только одно покрытие, а у божественной души их два. Все вместе это приводит к полному самоумалению. Поэтому люди, которые стремятся достигнуть этого уровня, носят два головных убора.
5. Пример Ребе
Ребе Король Мошиах практически всегда появляется на людях в ермолке и шляпе. Он не проходит и двух шагов без двух головных уборов.
Примечания:
1) «Игрот Кодеш» том 10, стр. 394. «Сборник обычаев ХАБАДа» стр. 9.
2) МААРША в «Шабат» 156б.
3) От имени ребе из Бучач.
4) От имени р. Менахем-Зеэва Грингласа.
5) Трактат «Просвет сделай в ковчеге» 5707 года, п. 29 (стр. 185). См. «Ликутей Сихот» том 29 беседа «Хазон» п. 4.