По поводу церемонии проводов субботы («Авдала») есть интересный спор между представителями школы Шамая и школы Гилеля.
Последние во всех благословениях Творцу за создание того или иного, необходимого для постсубботнего ритуала, использовали настоящее время: «боре при а-гафен» (творящий плод виноградной лозы), «боре миней бсамим» (творящий виды благовоний) и прочее.
В школе же Шамая сложилась иная традиция: во всех благословениях они тоже использовали форму «боре» (творящий — в настоящем времени), кроме одного. В случае с благословением свечи формулы двух школ явным образом различались.
Сравним.
Гилель: «боре меорей а-эш» — творящий сияния пламени. Шамай: «бара маор а-эш» — сотворивший сияние пламени.
Как мы видим, тут два явных расхождения: и во времени (настоящее — прошедшее), и в числе в словах «меорей — маор» (множественное — единственное).
Так почему же только в этом единственном благословении школа Шамая упорно отстаивала именно такой вариант, если в остальном была полностью согласна со школой Гилеля?
Рабби Леви-Ицхак из Бердичева делает открытие и объясняет это следующим образом.
Все остальные вещи: вино, благовония (как и в случае благословений на еду) — действительно, сотворены Б-гом, ежемгновенно оживляющим мир. Что же касается сияния пламени, то это (в данном случае) вещь метафорическая. Как говорит мидраш, на исходе первой субботы после Творения грустный Адам сидел во тьме. И тогда Б-г озарил его разум сиянием знания: если взять два камня и ударить одним о другой, то возникнут искры пламени.
И с тех самых пор на фоне всего того, что творит для человека Всевышний, есть необходимость и самому человеку заниматься продвижением прогресса. И огонь свечи — символ этого процесса.
Поэтому в данном конкретном случае по мнению Шамая надо говорить «бара» в прошедшем времени и «маор» в единственном числе: Б-г одноразово создал изначальную «искру» открытия в голове у человека — теперь за «пламя» отвечаем мы.