Сказано в Торе (Шмот 12:37-38): «И отправились сыны Израиля из Рамсеса в Суккот, около 600 тысяч пеших мужчин кроме детей. И также великое смешение (т.е. толпа разноплеменная) вышла с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое». Эта толпа не включена в число 600 тысяч евреев, которые получили Тору на горе Синай.
В оригинале «толпа разноплеменная» — это «эрев рав». Они сыграли ключевую роль в создании золотого тельца.
Написано в Торе (Шмот 32:): «И сказали они: Вот твои божества, Израиль, которые вывели тебя из земли Египта». Так как слова обращены к Израилю со стороны, они, несомненно, были изречены разноплеменной толпой, вышедшей из Египта.
Как объясняет РАШИ:
Не сказано «это наши божества»; отсюда (видно), что великое смешение, вышедшие из Египта (вместе с сынами Израиля) собрались против Аарона, и это они сделали (золотого тельца), а затем ввели Израиль в заблуждение, (чтобы следовать) за ним.
В одном из трактатов по хасидизму (24 Адара 5741 г.) Любавичский Ребе приводит комментарий АРИЗАЛа на слова «И собрал Моше всю общину сынов Израиля», что Моше должен был собрать и привлечь все свое поколение, которое было по мнению книги «Зоар» «поколением знания» («дор деа») к своим корням. Поэтому в Торе сказано: «Всю общину». «Община» — «эда», а «знание» это «дэа»: те же самые буквы.
После этого, говорит Ребе, АРИЗАЛ приводит поразительную вещь, что слова «великое смешение» («эрев рав») по числовому значению составляет слово «знание» («даат»): ערב רב = דעת = 474 и что Моше должен был исправить также и их! Они называются в Торе «твой народ», то есть народ Моше, как сказано (Шмот 32:7): «Иди, спустись, ибо извратился твой народ, которого ты вывел из земли Египта».
РАШИ объясняет так:
Не сказано «извратился народ», но «твой народ» — великое смешение (иноверцев), которых ты принял по собственному разумению и приобщил их в качестве прозелитов, не спрашивая Меня. Ты решил: «Хорошо, чтобы прозелиты приобщились к Шхине». Именно они развратились и развратили других.
На основании этого Ребе Король Мошиах делает новаторский вывод, что Моше должен был исправить их. Отсюда следует, что Моше поднимает не только «поколение знания», но даже и «великое смешение», превращая их в общину сынов Израиля, вплоть до совершенства в этом отношении, как сказано: «И собрал Моше».
Следует также отметить, что слово «рав» соответствует числу 202. Это значит, что евреи забрали с собой из Египта 202 искры святости из 288 искр, которые были рассеяны по земле после греха Адама.
[Более подробно об «эрев рав» см. «Ликутей Сихот» том 16, глава «Тиса», беседа 4.]
В наше время нет существования «эрев рав», так как люди, которые выступают против еврейства, делают это из-за отсутствия знаний. Они считаются детьми, находящимися в плену (см. беседу Ребе в субботу главы «Ваякэль» 5741 г.).