СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-24 20:19

Тора — Дерево Жизни

Можно объяснить соотношение каббалы и хасидизма как соотношение тела и души. Тогда раскрытая часть Торы будет считаться внешним одеянием Торы. Глубокое понимание возможно при систематическом изучении...

Лея Якоби 03.06.2011 8717 мин.

Мы приближаемся к празднику Дарования Торы. В Песах родился народ, ради которого была создана Тора. 49 дней счета омера, 49 ступеней подъема очистили животную душу еврея и огранили сосуд для получения величайшего сокровища Б-га. Ведь Тора и есть Его бесконечная Мудрость и Воля. Тора спустилась вниз и оделась в реалии этого мира и была вручена каждому еврею и всему народу вместе, чтобы создать жилище Всевышнему. А это значит, что евреи получили задачу с помощью Торы и заповедей раскрыть сущностный свет Творца в условиях материальности самого нижнего из миров.

В результате греха золотого тельца Моше пришлось разбить первые Скрижали. Точнее, буквы упорхнули, а каменные Скрижали стали неподъемно тяжелы, упали и разбились.Первые Скрижали полностью создал Творец, святость их неизмеримо высока, но они включали в себя только Письменную Тору.

В создании вторых Скрижалей участвовал человек и их ценность от этого увеличилась. Моше вытесал из сапфира 2 каменных куба, а Всевышний написал текст 10-и заповедей, а так же добавил Устную Тору.

Мидраш «Шмот раба» говорит, что Б-г изложил Тору Моше по порядку, главу за главой, и на каждую главу — относящиеся к ней Мишну, Алаху и Агаду, как сказано: «И произнес Б-г все слова эти» ( Шмот 20:1) — даже те вопросы, которые мудрые ученики будут задавать своим наставникам.

После того, как Б-г научил Моше всей Торе, Он сказал ему: «Обучи теперь Торе евреев». Сказал Ему Моше: «Владыка мира, я запишу ее для них». Сказал Г-сподь: «Не хочу Я давать ее в письменном виде, ибо знаю, что в будущем народы мира будут править евреями, и присвоят себе их Тору, и будут презирать их. Поэтому ТАНАХ Я даю в письменном виде, а Мишну, Талмуд и Агаду Я даю им в устном виде. Когда придут народы мира и поработят евреев, то евреи будут духовно неподвластны им».

Говорили еврейские мудрецы: «Пресвятой, благословен Он, заключил свой союз с евреями лишь в заслугу Устного Закона» (Вавилонский Талмуд, трактат «Гитин» 60б). В этих словах выражена не только одна из основ еврейской веры, но и сама реальность — ведь Устная Тора точно и гибко реагирует на любые исторические изменения и запросы времени так, чтобы соответствовать вечным и неизменным принципам Письменной Торы.

Но Тора не сводится лишь к своду законов. Без знания тайн Торы нельзя постичь даже как правильно исполнять заповеди и законы Торы. Сказано в Вавилонском Талмуде (трактат «Санедрин» 24): «Талмуд — тело Торы без света и осветить его можно только через тайны Торы, о которых сказано: Тора — свет». Вечные вопросы: как Создатель сотворил мир и как им управляет, что есть человек и для чего он создан отражены в разделах каббалы «Маасэ Меркава» и «Маасэ Берейшит».

Попробуем вкратце отметить самые известные откровения: древнейшими из книг каббалы были «Сефер йецира» и «Сефер а-баир», первая приписывается Аврааму, а вторая составлена мудрецами школы р. Нехунья бен а-Кана (1-й век н.э.) и в ней развивается учение сфирот. Важнейшая книга «Зоар» излагает все основные положения каббалы. Она была записана во 2 веке н.э. р. Абой со слов его учителя р. Шимона бар Йохая. Утраченную рукопись обнаружили в 13 веке и впервые издали в 14 веке в Италии. Среди комментариев на нее наиболее известна книга «Пардес римоним», написанная в Цфате в середине 16 века р. Моше Кордоверо.

С возникновением учения Аризаля начался новый период в раскрытии тайн мироздания. Тем более, что учителем р. Ицхака Лурия был сам пророк Элияу. Это нашло отражение в книге «Эц хаим» и других книгах р. Хаима Виталя. На почве этих сокровенных знаний развивался принципиально новый подход к тайнам создания мира и месту человека в нем.

Эти изменения настоятельно диктовались логикой развития этого мира и подготовкой к 7 тысячелетию. Нужны были новые средства для завершения святой работы по созданию для Всевышнего жилища в этом мире, для скорейшего раскрытия Мошиаха. Для чего евреи прошли первое изгнание — чтобы выстрадать и получить Письменную Тору. А чтобы не осквернялись грехом золотого тельца и от других грехов воздерживались, добавил Творец Устную Тору.

Последнее, нескончаемо тяжкое изгнание, готовит нас к получению новой, Внутренней Торы. Поэтому родился хасидизм — учение, которое проникает еще глубже в строение мироздания, одновременно давая каждому еврею возможность принять эти знания и осознать свою личную роль в процессе совершенствования Творения. Хасидизм дает каждому шанс достигнуть праведности (при условии постоянного настойчивого труда). У истоков стоят Баал-Шем-Тов, Магид и их ученики. Особое место занимает хасидизм ХАБАДа и его основатель, Алтер Ребе. Его идея, что разум руководит сердцем и является первейшим средством при исправлении, дала название этому направлению — Хохма, Бина, Даат. Только слияние мудрости человека через Тору с мудростью Творца дает ему силу преобразовать себя и в конечном итоге мир.

Отношение Устной Торы к Письменной подобно отношению лекции к краткому конспекту. Устная Тора первична. А каббала и хасидизм еще более первичны. Можно так соотнести это с телом человека:

Кости — каббала и хасидизм
Мышцы — Устная Тора
Кожа — Письменная Тора

Можно объяснить соотношение каббалы и хасидизма как соотношение тела и души. Тогда раскрытая часть Торы будет считаться внешним одеянием Торы. Глубокое понимание возможно при систематическом изучении всех уровней. Поэтому в ХАБАДе существуют ежедневные уроки по книге ХИТАТ. В своей книге «Тания», Алтер Ребе развивает идеи Баал-Шем-Това и Магида, помогая полному и окончательному освобождения из Египта тела и животной души и рождению еврея.

В предисловии к книге «Тания» Ребе Король Мошиах пишет: «Хасидизм ХАБАДа представляет собой всеохватывающую концепцию жизни и образа жизни, который базируется на убеждении, что предназначение еврея — служить связующим звеном между Творцом и Творением».

Буквы «Тания» составляют слово «эйтан». Цель книги раскрыть «эйтан» — мощь глубинной сущности Божественной души, чтобы посредством этой мощи преодолеть сопротивление животной души и тела и поставить их на службу Творцу.

Известно деление 6000 лет существования человечества на 3 части:

2000 лет тьмы
2000 лет — период Торы
2000 лет — дни Мошиаха

Между сфирот и светом Творца, их наполняющим при раскрытии в нашем мире, есть обратная зависимость — большие сосуды притягивают малый свет, а для поддержания малых сосудов (последние поколения) притягиваются самые высокие света. Сначала появляется первая группа сфирот — Кетер, Хохма и Бина, но с наполнением малым светом Нефеш и это 2000 лет тьмы. Следующие 2000 лет свет Нефеш наполняет более нижние сфирот — Хесед, Гвура и Тиферет, а в Кетер, Хохма и Бина входит Руах — свет Торы. Последние 2000 лет свет Нефеш наполняет уже нижние сфирот Нецах, Од и Йесод, Хесед, Гвура и Тиферет получают Руах, а в Кетер, Хохма и Бина входит свет Нешама — свет Мошиаха.

Первые Поколения были неизмеримо выше, тоньше и чище нас, но именно от последних поколений зависит интенсивность и качество притягиваемого света как в силу закона — самое верхнее падает в самое нижнее, так и в силу постоянно увеличивающегося углубленного изучения внутренней Торы — каббалы и хасидизма. Отсюда совершенно очевидно вытекает — то, что было еще лет 200— 250 назад достоянием отдельных мудрецов Торы, становится актуальным средством раскрытия Мошиаха сегодня и сейчас. И чем больше евреев притягивают в наш мир свет Внутренней Торы, раскрывая его в процессе ее изучения, тем скорее мы удостоимся Освобождения.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter