16 Швата 5782 года, третий день недели, гл. Итро | 18-01-2022 06:49

Миквэ (миква): смысл и устройство

Одной из фундаментальных заповедей иудаизма является духовное очищение в водах миквэ. Миквэ — это углубление в земле, наполненное дождевой или родниковой водой объемом около 1000 литров.

8753 (0)
Шмуэль Левин
Миквэ (миква): смысл и устройство
Миквэ (миква)

Одной из фундаментальных заповедей иудаизма является духовное очищение в водах миквэ.

Миквэ — это углубление в земле, наполненное дождевой или родниковой водой объемом не меньше 40 сеа (около 1000 литров).

Духовное очищение невозможно сравнить ни с каким физическим процессом, хотя на первый взгляд, окунание в воды миквэ похоже на купание. Идея духовной нечистоты и процесс очищения от нее являются заповедями Всевышнего, которые невозможно полностью понять.

В книге еврейских законов «Шулхан Арух а-Рав» в 4-й главе, посвященной законам омовения рук, Алтер Ребе приводит причину этого из книги «Зоар» и Талмуда (трактат «Шабат» 109а): «Чтобы удалить дух нечисти с рук, оставшийся после ухода из тела святой души во время сна». Отсюда можно немного понять, что духовная нечистота («тума») связана с уходом святого. К этому можно применить известную поговорку: «Свято место пусто не бывает». Поэтому место, где была святость, сразу наполняется нечистотой.

Самым ярким примером «тумы» является тело умершего. В теле была святая душа, а теперь, после смерти, пустота наполнилась нечистотой. Прикоснувшись к телу мертвого, человек становится ритуально нечистый («тамэ»). Процесс очищения не простой: кроме окропления водой с пеплом красной коровы необходимо также окунуться в водах миквэ.

Второй яркий пример — это завершение месячного цикла у женщин. В теле женщины родилась клетка, из которой мог произойти человек, но эта возможность потеряна; клетка выходит из тела, а ее место занимает духовная пустота («тума»). Очищением от нее, то есть заполнение пустоты святостью, является окунание в миквэ.

Многие виды нечистоты очищаются, то есть заполняется пустота святостью благодаря окунанию в природную первозданную воду, которая наполнила микву без помощи человека. Как известно, в начале создания Вселенной, вода покрывала всю землю. Всевышний разделил воду на «верхнюю» и «нижнюю». Верхняя вода — это небеса («шамаим»); один из комментариев этого слова, это «шам маим» (там вода). Это показывает на высокую духовную силу воды. На земле же Всевышний поднял сушу над водой и вся вода сосредоточилась в морях и озерах. Естественный сток воды в углубления называется «миквэ». Вода отождествляется с цельностью, чистотой, простотой и жизнью. Наши мудрецы сравнивают воду с Торой. Как вода, спускаясь с вершин, проникает вглубь, так и Тора — мудрость Творца, спустилась в этот мир и облачилась в материальные заповеди. Окунание в воду, которая сосредоточилась в углублении по воле Творца, способна восполнить духовные пустоты образовавшиеся в последствии ухода святости.

Устройство миквы

Лучшим способом очищения является окунание в воды родника, но технически это не всегда удобно; также не каждая струя, выходящая из земли, является родником. Определение родника — это беспрерывный поток воды из недр земли. Многие источники земли это грунтовая талая вода. Поэтому необходимо изучить свойства родника, чтобы быть уверенным в его подлинности.

Второй по важности способ очищения — это окунание в водоем, наполненный дождевой водой. Мудрецы установили минимальный объём дождевой воды — 40 сеа. Этот объём воды способен полностью покрыть все тело. Сеа — название измерительного сосуда в древности.

Так как раньше все размеры сравнивались с частями тела или плодами, существуют различные мнения о размере сеа — от 18 до 22 литров. В наше время принято собирать 1000 литров дождевой воды.

На протяжении тысячелетий выкапывали ямы, заботились о водонепроницаемости стен и дна и ждали дождя. Для замены воды строились резервуары. Вода из резервуара может наполнить микву только гравитационным путем. Перекачивание или перенос воды нарушают её первозданность и миквэ, наполненная такой водой, не кошерна.

Кроме окунания в воды родника или водоёма существует ещё 2 кошерных варианта устройства миквы. Но в основе всегда остается сбор 1000 литров дождевой воды (40 сеа).

Зрия

Первый вариант называется «зрия», дословный перевод — «посев». Строятся 2 бассейна, верхний и нижний. Верхний наполняют 40 сеа дождевой воды, после чего можно добавлять любую воду и в любом количестве. Таким образом, уровень воды верхнего бассейна поднимается и переливается — «сеется» в нижний.

По мнению многих мудрецов можно бесконечно доливать новую воду в верхний бассейн, тем самым наполняя нижний, смешивая дождевую воду с обычной. Но есть мнения двух законодателей РАМБАМа и РААВАДа, основывающиеся на логичном замечании. Через 2-3 добавки обычной воды в дождевую, от дождевой воды не останется даже половины первичного объема. Поэтому есть миквы, в которых заботятся наполнять нижний бассейн 21 сеа дождевой воды (больше половины необходимого объема) и потом уже добавляют смешанную воду или обычную. Такой вариант миквы требует очень большой контроль за кошерностью, так как небольшая ошибка делает ее не кошерной. В этом варианте также необходимо следить за тем, чтобы нижний бассейн был полностью сухой перед наполнением.

Ашака

Второй вариант называется «ашака», дословный перевод — соединение после разрыва. Строятся 2 бассейна, один бассейн наполняется дождевой водой, а второй — обычной водой, и между ними делают отверстие. При этом воды соединяются. Отделение с обычной водой принимает все духовные свойства дождевой воды. В этом варианте обращают внимание на сохранение 40 сеа подлинной дождевой воды.

Лучшей системой сохранения необходимого объёма дождевой воды является устройство отделения под бассейном с обычной водой. В верхней части всегда находится подогретая вода. Теплая вода всегда будет сверху и не перемешается с нижней дождевой и холодной водой. В таком варианте отверстия делают в полу миквы.

Вторая система такой миквы — это устройство бассейна дождевой воды на одном уровне с бассейном обычной воды. В этом случае, соединение вод происходит через отверстие в стене. Но сохранение 40 сеа дождевой воды при такой системе хуже, так как соединяясь, воды смешиваются и через некоторое количество наполнений, в боковом отделении не останется первичного объема дождевой воды. Это не является причиной считать микву не кошерной, но ее качество уменьшается. В таком варианте также важно следить, чтобы не падал уровень воды, так как при этом связь вод через отверстие прекращается. Несмотря на бывшую связь вод, такая миквэ кошерна, но в данный момент нет связи.

При проектировании микв, стараются учитывать все возможные устрожения, чтобы миквэ была кошерна по многим мнениям мудрецов. Также стремятся добиться структуры миквы, позволяющее легкое обслуживание, которое не требует особых знаний и предосторожностей. Ведь если миквэ работает только по системе «зрия», то необходимо проверять полное осушение бассейна перед наполнением, что требует знание закона и трепет в его исполнении. Если же миквэ работает по системе «ашака» и отделение дождевой воды находиться на одном уровне с бассейном окунания, то необходимо проверять полное и постоянное соединение вод.

Поэтому единственный надежный вариант строительства кошерной миквы, не требующей особых знаний у обслуживающего персонала, это миквэ работающая по системе «ашака», когда отделение с дождевой водой находиться внизу, под бассейном с обычной водой. В таком случае, нет необходимости следить за уровнем воды в миквэ, ведь связь между дождевой и обычной водой в полу, также нет необходимости осушать миквэ.

Строительство миквы в вашем районе очень важно, это фундамент существования нашего народа.

Буду рад вам помочь осуществить мечту в реальность.

Архитектор Шмуэль Левин
Архитектор Шмуэль Левин

Архитектор Шмуэль Левин, родился в г. Харькове. Учился в университете строительства и архитектуры. После 2 курса, поднялся на Святую Землю. По прибытию в Израиль, Шмуэль решил уделить время глубокому изучению Торы, учился в ешиве «Томхей Тмимим» в Иерусалиме и в Кирьят-Малахи у известного хасида рава Мотла Козлинера. Учился в ешиве у Ребе Короля Мошиаха в Нью-Йорке. После этого вернулся в Кирьят-Малахи, как посланник Ребе и открыл в ешиве институт по изучению еврейских законов на диплом раввина. Закончил учёбу и получил диплом раввина.

После свадьбы решил завершить учёбу по архитектуре. Шмуэль нашел возможность связать профессию со святостью. Изучив и сдав экзамен в главный раввинат Израиля по устройству микв, Левин занимается проектированием микв по всему миру.

Зрия
Зрия

Ашака боковая
Ашака боковая

Ашака нижняя
Ашака нижняя

Опубликовано: 28.12.2012
Темы: Миква
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter