22 Менахем-Ава 5781 года, суббота недели, гл. Экев

100 благословений спасли евреев от смерти

21.05.2013 5831 (0)
100 благословений спасли евреев от смерти
100 благословений спасли евреев от смерти

Существует интересный закон, что в течении дня1 необходимо произнести как минимум 100 благословений. Кто же был основателем этого и почему именно 100?

Король Давид постановил произносить 100 благословений в связи с тем, что в его эпоху каждый день уходило из жизни 100 человек, но причина их смерти осталась загадкой для всех. Давид, благодаря своему пророческому дару, вскоре определил источник этой трагедии и объявил о новом обычае произносить 100 благословений в течении суток2.

Известно, что эти 100 благословений часто спасают евреев от негативных ситуаций.

Что же это за благословения и каков их порядок?

1. 57 благословений произносятся, когда мы читаем 3 раза в день молитву «Амида», состоящую из 19 благословений3.

2. 5 благословений включены в вечернюю молитву «Маарив»4.

3. 8 благословений — до и после вечерней трапезы5.

4. 1 благословение — в молитве перед сном (благословение «а-Мапил»).

5. 21 благословение в утренней молитве6.

6. 2 благословения при накладывании «тфилин» (одевающийся на руку и голову)7.

7. 1 благословение на «цицит» (у женатых мужчин на «талес»).

8. 2 благословения во время чтения «хвалебных гимнов»8.

9. 3 благословения перед чтением «Шма»9.

В субботу не произносятся 39 благословений из 100 вышеупомянутых:

1. Молитва «Амида» в субботу состоит из 7 благословений, поэтому за все три субботних молитвы «Амида» мы произносим на 36 благословений меньше.

2. Не произносятся 2 благословения на «тфилин».

3. Не произносится благословение «Увидят наши глаза» («Маарив»10).

В то же время, в субботу добавляются 26 благословений следующим образом:

1. 7 благословений в молитве «Мусаф».

2. 16 благословений во время вечерней и утренней трапезах в субботу11.

3. 3 благословения во время вечернего и утреннего «Кидуш» в субботу12.

Получается, что в субботу не хватает 13 благословений. Их можно восполнить, например, произнеся благословение на фрукты, на ароматный запах («миней бсамим»), или прослушать благословения от вызванного к Торе (и «Мафтир»), отвечая «Амен» на каждое из них (нужно услышать всё благословение от начало до конца и иметь в виду себя, в его благословение. Если отвечать «Амен» на благословения, но не слышать их, то это не засчитывается восполнением 100 благословений)13.

Примечания:
1 Еврейский день начинается с ночи и заканчивается с появлением трёх звёзд на небе следующего вечера («Шулхан Арух» Алтер Ребе 46:1).
2 В книге «Дварим» (10:12) сказано: «И ныне, Исраэль, что Г-сподь, Б-г твой, спрашивает с тебя? Только бояться Г-спода, Б-га твоего». Наши мудрецы объясняют (трактат «Менахот» 43б), что слово «что» (на иврите «ма») может толковаться также как «сто» (на иврите «меа»), т.е. Всевышний спрашивает с каждого по 100 благословений.
3 В оригинальной форме молитва Амида состоит из 18 благословений. Но со времен разрушения II Храма, рабан Гамлиэль постановил добавить еще одно благословение к имеющимся 18-ти: «Да не будет надежды доносчикам» (РАМБАМ, «Законы молитвы», гл. 1).
4 Два благословение до начала чтения «Шма»: «По слову которого день склоняется к ночи» и «Любящий народ Свой, Израиль». Три благословение во время чтение «Шма»: «Освободивший Израиль», «Вечно охраняющий народ Свой, Израиль» и «Увидят наши глаза» (но в наше время это благословение мы не произносим, см. «Шулхан Арух» Алтер Ребе 46:1).
5 Два благословение до начала еды: «Об омовении рук» и «Выращивающий хлеб». После еды читается «Биркат а-Мазон», состоящий из четырёх благословений, и два благословение на стакан вина после чтение «Биркат а-Мазон». По обычаю ХАБАДа не произносят благословение на стакан вина, когда человек читает «Биркат а-Мазон» один (см. «Шулхан Арух» Алтер Ребе 182:1; «Сефер а-Минъагим» стр. 22).
6 Благословение «Дающий силу усталому» не включается в оригинальные 100 благословений, постановленными Давидом, так как она была утверждена во время эпохи Гаонов («Шулхан Арух» Алтер Ребе 46:6).
7 Обычай ХАБАД произносить только первое благословение: «Повелевший нам надевать тфиллин». Но если молящийся произнес что-либо до того, как укрепил тфиллин на голове, необходимо сказать еще одно благословение: «Повелевший нам выполнять заповедь тфиллин».
8 «Благословен Тот, по слову которого возник мир» и «Да будет вечно восхвалено на небе и на земле Имя Твое, Владыка наш».
9 «Создатель светил», «Избравший народ Свой, Израиль» и «Освободивший Израиль».
10 См. сноску 4.
11 Так как каждая трапеза состоит из 8 благословений: «Об омовении рук» и «Выращивающий хлеб», 4 благословения во время «Биркат а-мазон» и два благословение на стакан вина после чтение «Биркат а-Мазон», как уже было объяснено выше).
По обычаю ХАБАДа не едят хлеб во время третьей трапезы после молитвы «Минха», но принято что-либо поесть (или выпить) и сделать это до захода солнца.
12 Два благословение произносятся во время вечернего «Кидуша» и одно благословение произносится во время утреннего «Кидуша».
13 Но если у человека есть достаточно фруктов и он может произнести на них благословение, то ему не засчитывается восполнение 100 благословений, услышанных из уст вызванного к Торе. Также во время Йом-Кипура или другого поста теряются некоторые благословения и необходимо услышать благословение от «Хазана» (повторяющий молитву «Амида»), имея ввиду включить себя в его благословение («Шулхан Арух» Алтер Ребе 46:1; 184:7; 210:1).

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter