Как правильно произнести молитву перед сном?

24.05.2013 17658 (9)
Как правильно произнести молитву перед сном?
Как правильно произнести молитву перед сном?Рис. Ривка Беларева

Как известно, подготовка ко сну является одним из фундаментальных принципов служения Творцу. У евреев день начинается с вечера1. Когда человек читает молитву перед сном не так, как это требуется, то служение Творцу находится в постоянном сне. «Существует такая болезнь (не дай Б-г), что человек „вводит“ себя в спящее состояние: ходит, думает, разговаривает и все делает в спящей форме. Таким же образом и во время служения Творца: они молятся, одевают тфиллин, но все делают (как будто) во сне — пришло время проснуться!»2.

Правильно исполняющий заповедь3 произнесения молитвы перед сном, читая ее сосредоточенно, изменяет сам процесс сна. Более того, его следующий день выглядит совсем по другому, так как происходит поднятие в службе Б-гу на более высокий уровень4.

До начала произнесения этой молитвы желательно подготовиться заранее, имея в виду, что день действительно закончен. Как только человек готов ложиться в кровать спать5 и соответственно произнести молитву, вступают в силу определенные ограничения, не позволяющие ему как бы «продолжить» день (к примеру: есть, пить или даже разговаривать6). Постфактум, если какой-то разговор был не закончен или внезапно появилось чувство жажды, то допускается при необходимости и сказать, и утолить жажду7, но после этого повторить снова молитву «Шма»8. Тем не менее, необходимо помнить следующее: после произнесения благословения «смежающий глаза» — запрещается пить или разговаривать.

Молитву перед сном не произносят в пижаме. Одежда должна быть соответствующей, как когда человек стоит перед королем9.

Изначально, молитву перед сном читают не лежа, а сидя или стоя10. У хасидов ХАБАДа принято произносить эту молитву стоя, за исключением, последнего благословения «смежающий глаза»11 (смотри ниже).

Следует стараться читать эту молитву не возле кровати12. Постфактум, допускается молиться лежа в кровати не на спине и на животе, а полностью лежа на боку13.

До начала произнесения молитвы, проводится самоотчет («хешбон нефеш»), т.е. надо постараться прокрутить в своих мыслях весь день от его начала и до настоящего момента, и определить всё, что было сделано14 не по законам Торы. И в полной надежде на милосердие Всевышнего, попросить извинение за это (и пообещать Ему, что будут приложены все усилия на исключение этих ошибок (если они были найдены), и, соответственно, опознав их, стараться не повторять15). Работа эта абсолютно индивидуальная в зависимости от уровня в служении Б-гу16. При этом необходимо принять во внимание то, что отчёт производится в радости, с полной верой что все сказанное будет услышано и принята Б-гом, и нет ни каких оснований для грусти17.

В определенные дни, когда не делается «хешбон нефеш» (например в субботу18) pабота хaсида заключается в постоянной и непрерывающейся связи с Ребе, на всех уровнях его бытия, в полной уверенности обратной связи Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА с хасидом и его ни на мгновение не прекращающем руководстве и участии в каждой детали жизни. И достаточно наглядно, что эта мысль (даже без особенного размышления) определённо повлияет на хасида до самых глубин его души, тем самым укрепляя в нём твердое решение в исполнении желания Ребе Короля Мошиаха19.

Молитву перед сном принято читать по тексту, установленному святым АРИ20. Определённые части молитвы также относятся и к женщинам. Если женщина не молилась вечернюю молитву, то она должна21 прочитать всю молитву «Шма» до слов «Благословен Ты, Г-сподь, освободивший Израиль»22. Далее женщины произносят последнее благословение «смежающий глаза»23. Но пропускается отрывок молитвы, в котором упоминается 4 наказание смерти небесным судом (этот отрывок часть от молитвы «Таханун»)24.

В конце молитвы произносят все фразы три раза, как указано в сидуре «Теилат Ашем». Также существует мнение о необходимости повторить фразу «Вручаю тебе душу» три раза25.

Затем читают параграф «Повелитель всех миров!» 26 до слов «с надеждой на лучшее» (так как следующая часть относится к просьбе встать на «тикун хацот»)27. Продолжают со слов «Ведь Ты с милосердием» и до конца.

После того, как закончена вся молитва перед сном, произносится благословение «смежающий глаза»28. Это благословение говорится прямо около кровати (тем самым предотвращая минимальную паузу перед сном29.

В случае совершения супружеских отношений, сразу же после молитвы30 произносится 23-й псалом и т. д., как указано в сидуре. После исполнение этой заповеди, необходимо сделать омовение рук, прочитывается вновь первый параграф молитвы «Шма» (до слов «на воротах твоих»), и заканчивается благословением «смежающий глаза»31.

Если человек болен и не в состоянии произнести всю молитву, то разрешается сказать только первый параграф молитвы «Шма» (со слов «Слушай Израиль» до «На воротах твоих»), и закончить благословением «смежающий глаза»32.

В случае тяжёлой усталости, вплоть до сильной тяги ко сну раньше обычного времени чтения молитвы «Шма» перед сном, разрешается прочитать эту молитву заранее. Но тем не менее, перед сном необходимо прочитать еще один раз первый параграф молитвы «Шма», закончив благословением «смежающий глаза»33.

При бессоннице, после чтения молитвы «Шма», не следует произносить благословение «смежающий глаза», до момента, пока он не почувствует, что готов заснуть34. Но если благословение «смежающий глаза» уже было произнесено, и несмотря на это по каким либо причинам нет желания заснуть, то допускается думать о словах Торы, пока не овладеет сон. Мужчинам следует помнить о том, что спать необходимо с покрытой головой (кипа35). У хасидов ХАБАД принято думать о словах Торы, глав из книги «Тания», Мишны, строк из Псалмов, и т.п., пока не наступит состояние сна36.

Существует знаменитое хасидское изречение: день должен закончится и начаться со святостью. Последнее действие — это подготовка кружки с водой около кровати на омывание рук утром. Последняя речь — чтение молитвы «Шма» перед сном. Последняя мысль — слова Торы, пока на заснешь. А утром все также, но в обратном порядке: самая первая мысль — представить себе, что находишься перед Всевышним. Первая речь — «Моде Ани»37 и первое действие — омывание рук после сна.

Примечания:
1 Известно, что молитвы были установлены мудрецами вместо жертвоприношений в Храме. Самое первое служение было «трумат а-дешен», которое начиналось с вечера. Для этой службы требовалось одеть особую одежду и во время службы оставляли одну часть «дешена» около жертвенника, а другую выносили за пределом стана. В наше время мы таким образом очищаем свою душу для служения Б-гу. Мы должны изъять из себя негативные силы, а то, что возможно исправить, необходимо сделать это возвысить к Б-гу.
2 Слова Ребе РАШАБа, приведены в книге «Ликутей Дибурим>», том 3 №30.
3 Чтобы человек не был встревожен мыслями, дурными снами, и всеми видами ночными повреждениями души. А также существует закон о том, что человек должен заснуть со словами Торы (и) произнесением молитвы перед сном (Сидур «Тегилат Aшем»; «Шулхан Арух» 239:1; «Брахот» 1а; «Швуот» 15б; «Иерусалимский Талмуд» трактат «Брахот» 1,1).
4 «Маамар» Ребе РАШАБа 5572 г., стр. 595, «Торат Шолом» стр. 6, 239. Также объясняет Ребе Король Мошиах, что молитва перед сном является завершением работы еврея в течение всего дня и он (должен) полностью отдаться Б-гу. Более того, это молитва также является общей работой всего дня («Сефер а-Сихот» 5752 том 2, стр. 436, «Ликутей Сихот» том 34, стр. 97, сноска 14).
5 «Шулхан Арух» 239:1; «Маген Авраам» малый абзац 3.
6 «Шулхан Арух» 239:1.
7 «Сихот Кодеш» Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА, 5727 г, том 1, стр. 496.
8 Со слов «Слушай Израиль» до слов «И на воротах твоих».
9 В книге «а-Томим» том 2, стр. 332 приводится письмо Межрического Магида к Алтер Ребе, в котором сказано, что надо одеть шляпу и костюм. Женатые мужчины также подпоясываются.
10 «Шлхан Арух» 339:1; РАМА 63:1 и «При Мегадим» 63:1.
11 Комментарии «Баэр Айтев» на «Шулхан Арух» глава 239, малый абзац 4.
12 Несмотря на то, что в некоторых общинах принято ее говорить около кровати («Мекор Хаим» от имение книги «ШЛО»). А также написано, что не снимают свою одежду до чтение этой молитвы.
13 «Маген Авраам» в комментарии на «Шулхан Арух» 339 абзац 5; «Шулхан Арух» Алтер Ребе глава 63:1.
14 Требуется от человека дать Всевышнему отчёт за свои мысли, речь, действия (и т.п.), за весь минувший день. Поэтому следует попросить у Б-га извинения за нарушение законов, касающихся этих аспектов души. Дополнительно к этому, необходимо дать отчет даже за хорошие поступки (и т.п), так как может оказаться, что и наши Мицвы не были исполнены на полноценном уровне. Кроме того, еврей должен принять на себя твердое решение исправиться во всех этих аспектах на следующий день («Ликутей Сихот» Ребе Короля Мошиаха, том 14, стр. 459). И также это потребовал Ребе РАЯЦ: «Завтра (все) должно быть совсем по другому» («Святые письма» Ребе РАЯЦа том 3, стр. 310). Помимо исправления вышеупомянутых вещей (являющимися общими одеяниями души), также требуется исправить индивидуальные детали в служении Б-гу, и направление душевного состоянии во время этого исправления зависит от самого человека. Иногда дух человека надо поддержать, а иногда наоборот («Игрот Кодеш» Ребе Короля Мошиаха, том 21, ст. 53).
15 Комментарии «Маген Авраам» на «Шулхан Арух» 239 абзац 7. Там же объясняется, в необходимости особого внимания на нарушение, касающихся запретов: подлизывание, обмана, дурачество, злословие. («а-Йом Йом» за 6 Кислева; выступление в ночь на «Симхат Тора» 5715 г.; «Игрот Кодеш» том 11, стр. 98).
Даже в то время, когда душа не вела себя как это требуется в течение всего дня, но сделав «Тшуву» перед сном, Всевышний освобождает её от плохих ангелов, которых он сотворил своими негативными поступками. И посредством этого, разрешается этой душе войти (во время сна) в одну из небесных йешив и изучать там Тору («Сефер маамарим» Ребе РАЯЦа, 5702 г., стр. 102).
16 «Святые послания» Ребе РАЯЦа том 4, стр. 127.
17 «Игрот Кодеш» том 8, ст. 72; «Маамар» Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА 5547 г., «Маргала бе-фумия де-раби».
18 Но даже в субботу требуется от еврея сделать «хешбон нефеш» в духовном аспекте, и Ребе Король Мошиах называет это «хешбон цедек». Есть также указание Алтер Ребе, что допускается исповедоваться в субботу («Итваадует» 5746 г., том 3, стр. 301; «Шулхан Арух» Алтер Ребе, глава 288:8).
19 «Игрот Кодеш» Ребе Короля Мошиаха, том 3, стр. 419.
20 Комментарий «Баэр Эйтев» на «Шулхан Арух» 339 малый абзац 6: «Молодец тот, кто читает молитву перед сном по порядку, который постановил «АРИ».
21 «Шулхан Арух» Алтер Ребе, 67:1; 70:1.
22 Именно так, как и произносят всю молитву «Шма», во время вечерней молитвы «маарив».
23 «Игрот Кодеш» Ребе Короля Мошиаха, том 19, стр. 389.
24 Поскольку они не обязаны в исполнении этих законах, за которые несут наказания (рав Й.-С. Гинзбург в брошуре «Порядок чтения Шма» стр. 6).
25 Так указано делать в «маамаре» Мителер Ребе «Покеах Иврим», конец главы 38.
26 Этот отрывок читают также в субботу и праздники (напечатано в махзоре на Рош а-Шана и Йом-Кипур 1987 г.).
27 Так учил рав и машпия р. Шломо-Хаим Кесельман (приведено в брошюре «Порядок чтения Шма» стр. 9).
28 «Шулхан Арух» 339:1.
29 Книга «Даркей хаим вэ шалом» глава 348, «Кицур Шулхан Арух» 71:4.
30 Так как благословение «смежающий глаза» не произносят до окончание выполнения заповеди.
31 «Маген Авраам» на «Шулхан Арух» главa 339, малый абзац 4.
32 «Шмират мицват а-йом» р. Гедаси, стр. 306.
33 «Сихот Кодеш» Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА, 5727 г., том 1, стр. 496.
34 «Кцот а-Шулхан» 27:9; РАМА 239:1. Но, несмотря на это, если человеку понадобилось пойти в туалет, то надо произнести благословение после туалета. Это касается также той ситуации, когда человек вспомнил, что не прочитал молитву «маарив», отчёт «омера», «Освящение луны» или последнее благословение после еды («Шаарим мецуяним бэ Алаха» глава 71, малый обзац 2; «Мекор Хаим» главa 239).
35 «Игрот Кодеш» Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА, том 3, стр. 397.
36 «Сефер а-сихот» Ребе РАЯЦа, 5701 г. стр. 56; 5705 г. стр. 16.
А также личное указание Ребе Короля Мошиаха человеку, у которого были проблемы со сном, учить до этого (момента) несколько строчек из бесед Ребе РАЯЦа и представить себе его лицо («Игрот Кодеш» Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА, том 4, стр. 206).
37 У хасидов ХАБАДа принято до этой фразы произнести слова «Йехи Адонейну»!

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » Иудаизм (другие статьи):