…И вот какое указание мы можем извлекать в нашем духовном служении — насколько нужно быть осторожным при разговоре. Ведь праведники — весь еврейский народ, о которых сказано (Йешайа 60:21): «И народ твой, все праведники» — похожи на Творца и их слова могут оказывать влияние.
Поэтому нужно очень остерегаться, чтобы не говорить плохо о ближнем, потому что произнесенные вслух слова еврея могут нанести ущерб.
Когда человек думает плохо о ком-то, он нарушает очень серьезный запрет, но его мысли не могут нанести особого ущерба тому человеку, о котором он думает. Но когда эти слова высказываются вслух, то они способны повредить человеку и он пострадает от этого.
Отсюда можно понять высказывание наших мудрецов (трактат «Эрхин» 15б), что злословие убивает троих. Злословие наносит ущерб не только тому, кто рассказывает и тому, кто слушает, а также тому о ком говорят.
На первый взгляд можно задать вопрос: первые двое нарушают запрет, но в чем виноват третий и почему также и он должен страдать?
Объяснение таково: когда человек произносит слова, то он переводит их из скрытого состояния в открытое. Поэтому, пока о человеке не говорят что-то плохое, даже если это правда, эта вещь находится в «сокрытом» состоянии; при этом Всевышний не посылает наказание за это и ждет, пока человек раскается в своих плохих поступках. Но когда кто-то говорит об этом вслух, то эти слова раскрываются в мире речи и тогда они могут нанести ущерб человеку, о котором говорят…
Поэтому, даже если мы видим кого-то, кто ведет себя нехорошо, нельзя выносить ему приговор — даже мысленно — а следует судить его в лучшую сторону, как советуют нам мудрецы (трактат «Авот» 1:5).