СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 09:40

Подтверждение еврейства в Израиле — мифы и реальность

Почему я должен доказывать, что я еврей? Почему записи в удостоверении личности недостаточно? Как проходит подтверждение еврейства? Неужели раввинат не полагается на самого себя?

28525 (8) мин.

Подтверждение еврейства — процедура, которую в той или иной форме приходится проходить выходцам из бывшего СССР, обращаясь в религиозные учреждения, для проведения еврейских традиционных церемоний. Множество мифов создалось вокруг этой процедуры. Попробуем разъяснить существо подтверждения еврейства и рассеять возможные сомнения и неясности.

Почему я должен доказывать, что я еврей?

Такой вопрос возникает, зачастую, первым в мыслях советского еврея, отправленного на подтверждение еврейства. Чтобы ответить на него, достаточно внимательно всмотреться в ситуацию, возникшую вокруг выходцев из СССР в современном Израиле. Она довольно неординарна. За последние семнадцать лет в Израиль иммигрировали свыше миллиона советских граждан. Примерно половина прибывших не являются евреями. Часть приехала в составе смешанных семей, по пресловутому «Закону о возвращении». Часть «приклеила» несуществовавшего еврейского предка без всякой связи с законом.

Сейчас не время обсуждать хорошо это, или плохо, нужно было давать возможность им приехать, или нет. Эти люди здесь, они составляют десять процентов населения Израиля, и с этим надо считаться. На фоне этой ситуации возникает интересное недоразумение: большая часть населения Израиля, а среди них и все лица, представляющие религиозные услуги населению, т.е. раввины и чиновники раввинатов, не имеют ни малейшего представления кто из новоприбывших еврей, а кто нет. Больше того, из-за своей полной несостоятельности разобраться в этом вопросе, появилось мнение, что эта задача вообще невыполнима. Дескать, приехала безликая масса, кто какой национальности и не разберешь...

Как раввинат преодолел эту трудность — мы поговорим далее, а сейчас нам становится ясной суть подтверждения еврейства. Это не значит, что национальность проверяемого нужно заново определить, а значит лишь то, что ее нужно выявить и подтвердить в глазах израильского раввина и только для него. Сам раввин неспособен в этом разобраться и поэтому он призывает на помощь специально подготовленного эксперта, по заключению которого и проясняется картина в глазах «заказчика».

Почему записи в удостоверении личности («теудат зеут») недостаточно?

Это следующий вопрос, напрашивающийся у человека проходящего подтверждение еврейства. Действительно, МВД ведь сделало эту запись на основе каких-либо документов, зачем повторять это еще раз?

На самом деле, запись национальности в израильском удостоверении личности представляет просто курьез. С одной стороны, она есть, с другой — она не несет никакой смысловой нагрузки. Дело в том, что за истинность этой графы МВД не несет ответственности, т.к. область определения национально-религиозной принадлежности евреев Израиля находится под юрисдикцией Раввината и Раввинских судов, а не МВД.

Цитата из соответствующего закона приведена в том же самом удостоверении личности маленьким зеленым шрифтом на иврите и арабском в нижней части удостоверения (а не приложения). Так что, этой записи могло бы и не быть, да оно и к лучшему, чтобы не было путаницы. В новых удостоверениях личности ее уже нет (но сохранены графы «национальность» и «религия» в паспортном столе — «миршам-ухлусин»).

Как проходит подтверждение еврейства?

Подтверждение еврейства проводит специально подготовленный эксперт. К этой должности предъявляются два требования:

а) он должен быть выходцем из СССР, проведшим там значительную часть своей жизни;

б) он должен быть специально подготовлен во всех областях знаний, имеющих отношение к советскому еврейству (история, география, еврейские языки, советская документация, методики расследования и т.д.).

Эксперт по телефону объясняет как подготовиться к встрече, какие документы и в какой форме предъявить, каких родственников и свидетелей привести. Сама встреча длится от получаса до трех часов. Иногда требуется повторное собеседование. За это время эксперту предстоит «отмотать» назад семейную историю, открывающуюся его взору, и дойти до тех поколений, когда определение национальной принадлежности не представляло труда. После личного знакомства эксперт может прибегнуть к архивным данным, либо к материалам предыдущих подтверждений еврейства родственников проверяемого, предоставленных в его распоряжении. По окончании этого процесса, эксперт составляет письменный акт и заключение, которые передаются раввину, являющемуся «заказчиком» подтверждения еврейства.

Здесь важно отметить существенную деталь. В отличие от других общин (выходцев из Индии, Эфиопии), где сомнение в национальном происхождении является сущностным, историческим сомнением, касающимся всей общины, в отношении советских евреев — сомнение лишь субъективное, касающееся отдельного индивидуума. Это значит, что в подавляющем большинстве случаев эксперт приходит к однозначному решению. Это также означает, что в применении к советским евреям не имеет смысла никакой «гиюр, основанный на сомнении», а только лишь квалифицированное подтверждение еврейства.

Неужели раввинат не полагается на самого себя?

Зачастую возникает и такой вопрос: мой брат или сестра уже прошли подобную процедуру несколько лет назад, зачем мне это повторять? А если раввинат не доверяет собственным действиям, то где гарантия, что не придется проходить подтверждение еврейства еще много раз?

Действительно, если бы раввинат на протяжении последних семнадцати лет действовал профессионально и слаженно, повторных подтверждений бы не понадобилось. Однако реальность намного печальнее. Раввинат — это закоснелая, бюрократическая машина, которая до сих пор еще не среагировала и не подготовилась к исполнению важнейшей миссии по подтверждению еврейства. Катастрофически не хватает экспертов. Многие раввины так и не осознали свою несостоятельность в деле определения национальности, и услугами существующих экспертов не пользуются. Вместо этого, они продолжают самостоятельно «гадать» по советским метрикам, глубокомысленно зачитывая по слогам заветное слово «ев-рей-ка». Другие «умники» напропалую «гиюрят» всех сомнительных граждан — оно и проще, и хлопот меньше.

Таким образом, на протяжении этих семнадцати лет ежегодно оформлялись тысячи смешанных браков с благословения раввинов-невежд под крышей казенных раввинатов. На фоне этого становится понятным, почему Богобоязненные раввины (которых тоже, кстати, не мало), решающие провести подтверждение еврейства на достойном уровне, не могут полагаться на своих незадачливых коллег.

Так или иначе — всякий желающий заключить религиозный брак должен осознавать, что однозначное выяснение еврейства брачующихся является первейшим должностным и духовным долгом раввина, заключающего брак. Всякий вступающий в еврейский брак в мире — прежде всего доказывает раввину свое еврейства; евреи — жители Израиля, если им в самом деле важна и дорога их еврейская принадлежность, — должны радоваться тому факту, что все больше раввинов также начинают относиться со всей серьезностью к вопросу еврейской принадлежности.

Заключение

В 1890 г. евреи Российской Империи составляли 51% мирового еврейства. Это была крупнейшая, яркая и самобытная община (а точнее — созвездие различных общин, составлявших все вместе одно духовно-этническое целое). Значительные движения и направления современного еврейства возникли и окрепли среди евреев России.

Потом убийственной поступью (а для евреев, увы, во многом и самоубийственной — колоссальная поддержка евреями деструктивных элементов, разложивших Россию — факт, а не выдумка антисемитов) зашагал призрак коммунизма. Для российских евреев это означало полный отрыв от своих корней и увеличение в десять раз процента смешанных браков. В исторической перспективе — молниеносная и глубочайшая трагедия великой общины.

Сегодня, проводя процедуру подтверждения еврейства, российские евреи как бы раскручивают колесо истории вспять, зализывают раны, подсчитывают павших и выживших на поле брани ассимиляции, и уповают на Б-га Израиля, что такое никогда больше не повторится.

Действительно, только Вечный Еврейский Б-г, который не оставил нас в тяжелейшем изгнании в единственной атеистической сверхдержаве, может нас сохранить и гарантировать, что общины русскоязычных евреев оправятся, выздоровеют и встанут на ноги (пример бухарской общины в Израиле воодушевляет), вопреки ассимиляторским чаяниям инфантильных израильских управленцев и тугодумной инертности казенных раввинов.

Опубликовано: 09.09.2007 Комментарии: 8 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter