Предлагаем вам несколько фрагментов из предисловия р. Хаим Витала к его книге «Древо Жизни» («Эц Хаим»). Текст этот очень сложен, в нем множество цитат из книги «Зоар», он изобилует намеками на трактовки Талмудом и мидрашами различных стихов из ТАНАХа, сложными ассоциациями, иносказаниями и т.п. Все это делает его нелегким для чтения, порой необходимо приложить немало усилий, чтобы не потерять нить мысли автора. Поэтому мы приводим его в упрощенном виде, в свободном изложении.
Сказал младший из всего народа, самый бедный [разумом] из тысяч — Хаим Витал… Когда мне было тридцать лет, в возрасте расцвета сил, ослаб я, сидел в смятении чувств и диву давался: ведь «жатва прошла, лето миновало, а мы еще не удостоились спасения» и не пришло излечение от недуга нашего, нет утешения для разбитых горем. Не затянулась еще рана наша — разрушение Храма. Прошло уже тысяча пятьсот четыре года. Горе нам, день протек, один день Б-жий, равный тысяче наших лет, и снова клонится день к вечеру — следующее тысячелетие перевалило за половину! Минули все сроки, и все еще не пришел сын Давида! Задался я целью выяснить, отчего не наступает конец беде нашей и длится изгнание наше.
Известно сказанное мудрецами: «Каждое поколение, которое не восстановило Храм, должно смотреть на себя так, как будто Храм был разрушен при нем». Я обнаружив прегрешения свои, и душа моя застонала, и сердце заболело, когда изучал я один фрагмент в «Тикуней Зоар» (30:776): «Вспомнил Он, что плоть они, и дух посетил их и больше не вернулся» — это дух Мошиаха. Горе тем, кто способствует уходу из мира этого духа… И это те, кто превращает Тору в сухую науку и не желает трудиться над изучением мудрости каббалы..,. Горе им, ибо они — причина оскудения [духовности] и разрушения [в мире]. А этот дух, который удалился, — он и есть дух Мошиаха, как упоминалось, и дух святости, дух мудрости и понимания, дух предвидения и силы, дух постижения и трепета пред Г-сподом».
Есть два вида служения Всевышнему с любовью. Первый вид служения — при котором человек ожидает, что Всевышний одарит его благами материальными и духовными за то, что он служит Ему. Другой вид — служение с бескорыстной любовью, когда человек не стремится заполучить для себя награду: само служение — высшая награда и честь для него.
Некоторые люди, усердные в изучении Торы, особенно в наши дни, используют ее как средство достижения своих целей, и эта корыстность не мешает им стоять во главе йешив и судебных палат, и имена их у всех на устах, хотя подобны их дела поступкам того поколения, что строило Вавилонскую башню («построим-ка башню, чтобы вершиной уперлась в небо»), ибо у первых и у последних побудительные мотивы деяний были одинаковы: «Создадим себе имя!..»
Это верно, что мудрость Торы — хорошее приобретение для человека. Ведь сказано: «Слева от нее — богатство и слава», — то есть велика награда за ее изучение, которая дается уже в этом мире, в виде материальных благ. Но изучать Тору в расчете на эту награду называется рабским служением!
Те же, кто занимается тайной Торой, знают, что вознаграждение их — лишь в мире ином, а потому их труд бескорыстен. Они изучают мудрость Творца, и такое изучение именуется «сыновьим служением».
Слово «сын», по понятиям кабалы, намекает на сферу Тиферет мира Ацилут, и это — божественный источник каббалы. «Справа от Торы — долголетие» — это означает, что те, кто учит Тору бескорыстно, удостаиваются долголетия в абсолютном смысле этого слова. Такое долголетие возможно лишь в мире будущем — в мире вечности и истины, по сравнению с которым нынешний мир — как миг кратчайший.
При смене поколений уровень духовности снижается — недаром мудрецы отмечали, что сейчас мы своим разумением едва ли сравняемся с ослом рабби Пинхаса бен Яира…
Когда праотец Авраам шел приносить своего сына в жертву, он сказал сопровождавшим его (Ишмаэлю и Элиэзеру): «Оставайтесь здесь с ослом», — а сам с Ицхаком двинулся дальше. Мудрецы говорят, что в этих словах Авраама содержится намек на уподобление сопровождавших его… ослу. Почему так сказано о мудром слуге и об Ишмаэле, который был сыном Авраама?
Потому что они не увидели Шхину — облако божественного света, спустившегося на гору. Подобно тому, как осел не в состоянии увидеть духовное, так и им не дано было узреть то, что имеет божественную природу. Такое же происходит с теми учеными людьми, которые не способны различить в Торе ее внутреннюю, божественную сущность и занимаются ею на самом поверхностном уровне. За деревьями не видят леса…
Она, эта сущность, имеется в виду, когда говорится: «Б-г творил миры, глядя в Тору». Не в рассказы о поведении Адама или о проблемах Валаамовой ослицы, как они воспринимаются простаками, заглядывал Всевышний, начиная Творение, а в глубь Торы, туда, где сущность еще не воплотилась в оболочку человеческого языка и ограниченных материальных понятий.
Вся наша святая Тора представлена во всех четырех сотворенных мирах: Ацилут, Бриа, Йецира, Асия. И в высшем из них — Ацилут — содержится ее чистая сущность, не воплощенная в житейскую премудрость и не ограниченная языком человеческих понятий, реалиями физических и духовных миров. В этом состоянии абстрактной сущности Тора называется каббалой.
В будущем мире, после прихода Мошиаха, нашим сладостным уделом станет изучение Торы мира Ацилут, истинной мудрости в полном ее объеме и безо всяких сокрытий. Но уже сейчас, занимаясь тайной Торой с любовью и по мере сил, мы тем самым приближаем приход Мошиаха, вкушаем блага будущего мира, как перед субботой пробуют предназначенные для нее яства.
И да не скажет человек: «Это слишком! Это не для меня! Не от мира сего эта премудрость, нельзя постичь ее существу из крови и плоти». Ведь рабби Акива [этот великий мудрец начал изучать Тору в сорокалетнем возрасте] познал мудрость Всевышнего и дошел до самых сокровенных тайн ее, находясь в нашем мире! Уклоняться от изучения внутренней части Торы означает продлевать изгнание.
Не должен человек говорить и так: «Буду учить только каббалу!» Нет, прежде пусть освоит письменную Тору, а также Мишну и Талмуд. Если их учить без каббалы, это подобно сотворению тела без души. А если, не владея вышеуказанным объемом знаний, сразу браться только за каббалу — то получится душа без тела. Следовательно, учебу надо строить в таком порядке: освоив письменную Тору, Мишну и Талмуд, переходить к каббале. Тот же, кто не преуспел в изучении Талмуда, пусть перейдет к постижению каббалы после того, как пять лет труда над Талмудом не принесут успеха, ибо это знак, что и позже в этом направлении он не продвинется.
А человек с аналитическим складом ума, способный к напряженной учебе, обязан уделять час или два в день изучению и исследованию еврейского закона, трудиться над разрешением противоречий в Талмуде и книгах законоучителей и пониманием причинно-следственных связей. Преодолев трудности в понимании закона и разрешив кажущиеся при поверхностном изучении устной Торы противоречия, он придет к пониманию истинной воли Всевышнего.
Для овладения скрытой Торой человек должен максимально облагородить свою натуру исполнением заповедей и совершением добрых дел, тогда в теле загорится свет души, как сказано: «Светильник Б-га — душа человека».
В свидетели призываю небо и землю: все определяется поступками человека — будь то мужчина или женщина, раб или рабыня! Достоин — тотчас нисходит на него дух святости. Хотя в период Второго Храма люди перестали, как правило, удостаиваться дара ясновидца и пророка, ибо не могли достичь такого высокого духовного уровня, однако удостоиться этого духа можно и в наше время.