С новосельем, или Жилище в нижних

03.02.2021 348 (2)
Перевод для сайта: Источник: «Сборник хасидских трактатов» том 5, стр. 100-102
С новосельем, или Жилище в нижних
С новосельем

Мы продолжаем знакомить вас с трактатом (программной речью) нашего Ребе Короля Мошиаха от 10 Швата 1991 г. В этом уроке рассказывается о причине сотворения мира и подготовки жилища для Всевышнего в нем.

Некоторые уточнения: для чего сотворен мир? Казалось бы, тема довольно популярная у еврейских мыслителей, и ее в основном удалось раскрыть авторам книг «Зоар» и «Писаниям АРИЗАЛа», о чем Ребе Король Мошиах упоминает здесь же, в двух сносках. И он находит, что позиция Алтер Ребе больше проливает свет на тему, чем эти два упомянутых авторитетных источника.

Когда цитируемая третья глава из сборника «Врата предисловий» рабби Хаима Витала описывает бесконечный свет, то мы не только понимаем, но и ощущаем — до чего самодостаточно было состояние (и оно остается таким) бесконечности Всевышнего (Эйн-Соф) без акта творения, вообще безотносительно акта творения. То есть Всевышнему непонятно для чего понадобилось еще и творить.

Вот, что говорится там о предыдущих исследователях и об их выводах: Б-г задал себе задачу раскрыть Себя перед своими творениями, иначе Его потенциал не сможет быть полностью раскрыт. Все Его задумки, все возможности будут развернуты, реализованы. При одном условии, которое Он сам и задал. А именно — что будут еще существа, не Он один. Хотя на уровне Эйн-Соф — Он все равно един и один.

Этого объяснения недостаточно, и хасидизм дает другое, свое.

Два вида света сушествуют, и один из них («макиф» — окружающий, «совев» — окружающий, два термина для одного и того же) дает влияние безотносительно того, какой из миров его получает. Его получают все. Примерно как подарок в честь короновируса, который положен всем гражданам, или как некие выплаты типа социалки, которые были бы для всех равноценны, или типа еды в общественной столовой — например. Теоретически.

В этом случае бесполезно рассказывать, как честно ты заработал этот талончик. Он есть у всех, все имеют на него право. Не надо доказывать, что ты не верблюд.

Вот такой свет присутствует всегда во всех мирах в равной мере — у него свои особые функции, он не доступен нашему постижению и мы не можем его потрогать или ощутить. Но он не называется «Шхина» (Присутствие Всевышнего).

Потому что:

1) Шхина — это нечто ощутимое, что самые толковые из землян все-таки могут прочувствовать.

2) Шхину можно заслужить, притянуть, вызвать ее раскрытие. И можно наоборот — удалить, оттолкнуть, отвергнуть. То есть она как бы с нами и для нас.

Это свет внутренний, или наполняющий. Он противоположен окружающему свету по своим функциям и характеристикам. Если окружающий можно нарисовать как круг, то внутренний — линия.

Может быть, это понятие двух светов гегелевская диалектика называла «вещь в себе» и «вещь для себя», я не знаю точно. Но Ребе же учился в Гейдельбергском университете тоже, может, есть какие-то привязки к Гегелю.

Мы хотим понять, что такое — главное присутствие? Сущностное Присутствие. Основное его раскрытие — именно в мире нижнем. Мире утаения. В том мире, где часто хочется ругнуться и послать кого-то подальше.

Есть просто Присутствие и есть главное или сокровенное Присутствие. Так вот, в самом обычном физическом мире есть возможность раскрыть именно это главное или сокровенное Присутствие. В отличие от миров высших. Для этого требуется работа. «Какая работа?» — с трепетом спросите вы.

Отвечает Ребе:

1) Преодоление себя («иткафья»).

2) Победа над собой («итхапха»).

Поработал? Молодец. Тем самым привлекается свет с уровня «макиф», тот самый который наличествует во всех мирах безотносительно к их уровням. Но по определению почувствовать этого ты не сможешь. Нет подключения и нет обратной связи. Поэтому просто знай, что твое преодоление или твоя победа зафиксированы.

А теперь вернемся к первому вопросу: зачем вообще миры?

Причиной или побуждением Всевышнего творить миры было что-то, чего мы понять не можем. Так отвечает хасидизм: «Оф а тайвэ фрэгт мэн нит кейн кашие». Нет рационала у простых сущностных желаний. Нельзя спросить: почему ты этого хочешь? Хочу и все.

Хотя в книгах указано — раскрыть себя перед творениями своими и выявить все свои потенциалы. Но это в книгах каббалы, а каббала все-таки имеет дело с проявлениями. К тому свету, к тем уровням, которые имеют отношение к раскрытиям («гилуим»).

А хасидское объяснение более сущностное и оно говорит — Всевышнему захотелось (по-украински есть даже еще более яркое слово — забажалось)! Выше логики. Не ищите логики. Ее нет.

То есть нет особого преимущества у состояния, когда, допустим, есть миры или когда нет миров. А только высшее желание. Желание не имеет рационала. Иначе оно уже не сущностное, а рациональное. Пожелать для себя жилище — это сущностное желание. Нет никакого рационала творить темные миры, если есть светлые хорошие миры.

Творящая сила мало что может записать себе в актив, если ей удалось сотворить довольно тяжелую реальность, нижнюю и грубую, то есть материю этого мира.

Смысла в этом не было никакого. Но дело в том, что только в условиях этого мира, такого «исполненного тяжкой дурноты», «где злые побеждают» (как говорится в книге «Тания»), созданы предпосылки для самого мощного раскрытия высшей сущности Всевышнего.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » Маамарим (другие статьи):