СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 12:19

Пурим: «Тайна победы над Аманом»

Цикл уроков по Пуриму (внутренний смысл некоторых событий описанных в «Мегилат Эстер»). На основе объяснений Миттелер Ребе (второго любавичского Ребе) из книги «Маамарим (хасидские объяснения) на книги пророков и Святые Писания».

Составил: 05.03.2009 9007 мин.

Цикл уроков по Пуриму (внутренний смысл некоторых событий описанных в «Мегилат Эстер»). На основе объяснений Миттелер Ребе (второго любавичского Ребе) из книги «Маамарим (хасидские объяснения) на книги пророков и Святые Писания».

§1. Галут. Падающие души

Во время «галута» (изгнания), когда Божественный свет скрыт, еврейский народ называется именем Эстер. К этому времени относятся также слова мудрецов — «падающая сукка Давида», определяющие таким образом еврейские души, которые, не будучи в состоянии подняться и соединиться с Творцом, падают на самые «нижние» ступени, отдаляясь от него. Исключение составляют только особенные, высокие души праведников — такие, как Рашби и Моше — которые, пребывая на самых высоких духовных ступенях, постоянно едины со Всевышним (близки к Нему) даже будучи облеченными в тела. Но, даже находясь в самом «низу», свет еврейской Божественной души не «тускнеет» — он лишь утаивается, облекаясь во множество «одеяний». И потому нет у души собственных сил «подняться» оттуда.

Это «поднятие» возможно только благодаря помощи свыше, откуда посылается для этой цели самый высокий Божественный свет, чтобы поддержать души в самом «низу» их падения, и дать им силы подняться оттуда, вернуться на свой первоначальный уровень и больше никогда не упасть. Но этот Божественный свет помогает душам не раскрываясь внизу, пребывая в полном утаении, облекаясь во множество «одежд» того самого, нижнего уровня, на котором они находятся. Об этой помощи написано в псалмах Давида: «Поддерживает Г-сподь всех падающих (души) и распрямляет (поднимает и возвращает на прежний уровень) всех согбенных (души, которые находятся в самом „низу“)». «Поднимающий из праха бедняка, из сора возвышающий нищего» («бедняк» и «нищий» — упавшие еврейские души, «сор» и «прах» — самый низкий уровень творения полный зла и нечистоты).

§2. Языком намеков

Обо всем этом повествует «Мегилат Эстер» языком притчи и намеков. Только в такой форме можно выразить «тонкие» и «многогранные» духовные понятия: имя Эстер, выражает сокрытие света в еврейских душах, находящихся в галуте, их падение. А в момент наибольшего падения, приходит помощь свыше, Ахашверош и Агай, (как будет объяснено далее) — в которых облечен в полном сокрытии Божественный свет из самых высоких источников. И именно поэтому, во время галута, спускаются в наш мир самые высокие души, более высокие, чем души праведников, живших во времена Храма. Ибо они приходят в мир, чтобы поддержать и дать силы душам всего еврейского народа подняться. Во время галута, в Персии, помощь пришла через Мордехая, и в особенности, через Эстер (душа которой была из еще более высокого источника, чем душа Мордехая).

Все вышесказанное позволяет увидеть внутреннюю (Божественную) логику и взаимосвязь в событиях, описанных в «Мегилат Эстер». То, как происходящее в материальном мире является отражением «происходящего» в мирах духовных. Далее следует краткое объяснение некоторых основных понятий и событий:

«Король» — сущность бесконечного Божественного света, творящего все миры (связанного с самим Творцом, как Он есть).

«Король Ахашверош» — имя, состоящее из двух слов: «ахаш» — (букв.) «молчание», что означает очень высокие ступени Божественного света, который не раскрывается, «рош» — (букв.) горькая ядовитая трава, символ грехов и зла (самая нижняя ступень в творении); а соединение этих двух слов означает снисхождение света с самого «верха» и облачение его в самые «нижние» ступени, чтобы помочь душам евреев оттуда подняться.

«Королевский дворец» — мир Ацилут.

«Садовый двор королевского дворца» — Ган Эден мира Брия.

«Женский дом» — еврейские души, находящиеся в Ган Эдене мира Брия.

«Королева Вашти» — свет сфиры Малхут мира Ацилут, творящий «клипот» в нижнем мире и утаивающийся в них (жизненная сила самих нечистых «клипот»).

«Шошан столица» — означает утаение света сфиры Малхут мира Ацилут в «низшем» мире, полном зла и нечистых клипот (букв. «роза»: известно выражение мудрецов «роза, скрывающаяся в колючем терновнике»).

«Эгай» — (от слова «эгъён», которое означает: помыслы сердца, предшествующие возникновению речи) — промежуточная ступень между мирами Ацилут и Брия. Эта ступень является «посредником» в спуске этого света, делающим возможным раскрытие его внешних аспектов для творения низших миров.

«Эгай, евнух короля, страж женщин» — означает то, что внутренняя цель этой ступени — быть источником света, творящего еврейские души («женщины») в мире Брия («дом женщин») и дающий им все необходимое.

«Мордехай а-Йеуди» — сфира «хохма» мира Ацилут, источник самопожертвования во Имя Всевышнего, дающий эту силу всему еврейскому народу.

«Эстер» — общность всех еврейских душ, находящихся в галуте (Божественный свет и Божественные силы скрыты в них в это время); источник душ — сфира Малхут («королева Эстер»), корень которой находится в самых высоких ступенях Божественного света.

(Понятие «Аман» будет объяснено далее).

Развитие событий (с точки зрения их духовного смысла) таково:

«В то время, когда король Ахашверош воссел на престол свой, что в столице Шушан…»

«В то время» — во время галута.

«…когда король Ахашверош воссел на престол…» — Божественный свет из самых высоких ступеней спустился и облёкся в сфиру Малхут, которая пребывает в сокрытии в клипот (престол в столице Шушан: «шушана» — роза, «роза, прячущаяся в терновнике»; и пока еще в Шушане правит Вашти — Малхут в клипот»).

«В третий год правления своего устроил он пир для всех сановников и придворных своих… и для знатных правителей областей…» — проявление света в мире Ацилут (во дворце, «показывая богатство славного королевства своего и блеск великолепия и величия своего…»)

А затем — устроил пир «для всего народа на садовом дворе королевского дворца»: облечение Божественного света в Ган Эден («Райский сад») мира Брия для душ и ангелов(«народа»), там пребывающих. Так спускался свет со ступени на ступень до самого «низа».

И как только этот свет спустился «вниз», был вынесен приговор Вашти, которая не в состоянии выдержать такой свет, и власть перешла к Эстер, (у которой есть еще одно имя — Адасса — означающее также — «роза», и теперь она королева в Шушане).

§3. Вознесение Амана

Теперь становится понятной причина великого возвышения Амана королем Ахашверошем (не имеющего в материальном понимании никаких веских оснований). Объяснение этому: «после этих событий король Ахашверош возвеличил Амана… и вознес его и уготовил ему место выше всех сановников…» — то, что Божественный свет уже спустился и облекся в утаивающие его одежды на самых нижних ступенях творения (чтобы помочь душам подняться оттуда), оказало влияние также на сторону обратную («ситра ахра») противоположную святости. Этот великий свет, на уровне которого самые верхние ступени святости и самые нижние ступени «ситра ахра» («клипот») равны — находясь внизу в скрытом виде, дал огромную жизненную силу «стороне» зла, нечистым «клипот». И поэтому самая грубая, самая низкая из них получает возможность подняться на самый «верх» духовных (Божественных) ступеней. Самая грубая клипа- это наглость, гордость и страстное желание возвыситься надо всеми (при первой же на то возможности). Страсть почета и величия при полном отсутствии каких-либо достоинств, только лишь из-за наглости.

Но это возвышение, несмотря на свою пустоту и ложность, однако выглядит со стороны очень похожим на истинное величие (то, которое основано на несомненных достоинствах, как величие праведника и мудреца Торы, или величие короля и т.д.).

Эта клипа (клипа Амалека) является источником всего зла, которое существует в мире и называется языком кабалы «глубина зла». Она же и является сущностью Амана (он же Амалек).

Как уже сказано, эта страсть к величию постоянно ищет возможности быть утоленной. И вот такая возможность представилась: «король Ахашверош воссел на престол». И поэтому само собой произошло возвышение клипы до самого верха — «король Ахашверош возвеличил Амана и вознес его».

Возвышение Амана было «глубоким умыслом» Всевышнего, имеющего целью таким образом низвергнуть и поразить этот источник зла (полное уничтожение которого будет только после прихода Мошиаха). Наподобие этого был и замысел королевы Эстер, как будет объяснено далее.

§4. Замысел Эстер — все выше и выше

Эстер, обладая великим пророческим даром, видела (постигала) внутреннюю сущность происходящих событий. Ей было известно, что представляет собой Аман (его духовный источник, материальным воплощением которого он является в этом мире) и она приняла решение действовать определенным образом, чтобы повергнуть его и уничтожить его злые умыслы. План ее действий состоял в том, чтобы как можно выше возвеличить и превознести его в материальном и в духовном мирах, и именно посредством этого низвергнуть и поразить его.

После того, как Эстер обрела милость в глазах короля (он протянул ей золотой жезл в знак своей благосклонности и предложил выполнить любое ее желание) поведение ее выглядит крайне странно. Казалось бы, это самый подходящий момент молить о милосердии короля отменить указ Амана об уничтожении еврейского народа. Однако… вместо этого Эстер излагает просьбу, не имеющую (на первый взгляд) никакого отношения к спасению жизни евреев: «И сказала Эстер: если угодно (будет) королю, то пусть придет король и Аман сегодня на пир, который я для него приготовила».

Но именно в этом и заключается первый этап плана Эстер: возвысить Амана ещё в большей степени, чем это сделал Ахашверош. Этим она намеривалась еще больше напитать его страсть к величию, усилить ее сверх всякой меры. Она настолько приближает его к королю, что делает Амана вторым после него, почти подобным королю (ведь на пир приглашены только двое: король и Аман).

В духовном аспекте план Эстер состоял в следующем: словами «…пусть придет король и Аман сегодня (на пир)…» יבוא המלך והמן היום אל המשתה (начальные буквы этих слов составляют 4-буквенное имя Всевышнего, которое светит в мире Ацилут) она приблизила духовный источник Амана, самую грубую клипу, до самых верхних ступеней мира Ацилут (до уровня первых двух букв «юд», «эй»). Она «поставила» Амана между королем ( буквы «юд»-«эй» — духовный корень Ахашвероша в мире Ацилут) и собой (своим духовным корнем в мире Ацилут — последняя буква Имени — «эй», Малхут). Ведь буква «вав» (המן»), на уровень которой Эстер вознесла Амана, находится между буквами «юд»-«эй» и «эй». Таким образом, она «сделала» Амана как бы «посредником», без которого невозможно единство короля и королевы, что добавило Аману еще большей гордости, вознесло его еще выше.

И все же этот пир был пока что только первым этапом глубокого и хитроумного плана Эстер.

Внешне ее поведение по-прежнему не поддается пониманию: она все медлит с просьбой об отмене указа. И даже когда король вновь предлагает исполнить любую ее просьбу, он в хорошем расположении духа… Эстер молчит. То есть просит нечто совершенно другое…

Она вознамерилась поднять Амана на ступень еще более высокую (даже чем та, на которой он уже оказался после первого пира) — чтобы падение было более сильным.

Для этого она устраивает еще один пир, который стал вторым этапом ее плана. Эстер просит короля и Амана прийти на пир: «…если угодно королю исполнить желание мое и выполнить просьбу мою, то пусть придет король с Аманом (и завтра) на пир, который я приготовлю для них…». Словами «для них» она вознесла Амана на самую вершину, сделав его как бы другом короля, полностью подобным и равным ему.

§5. Глубина смысла — падение с высот

Эстер понимала, что злой умысел Амана (самая низкая клипа) не имеет никакого значения перед высочайшим величием короля (Божественного света мира Ацилут и ещё более высоких ступеней). Как, например, не может быть замечен королем паук, плетущий паутину в темном отдаленном закоулке дворцовых покоев, совершенно недоступном взгляду. Глубина замысла Эстер заключалась в том, что когда клипа окажется на ступени, где светит самый высокий Божественный свет, ступени, на которой она не в состоянии находиться (ведь место этой клипы в самом низу самого нижнего мира) — она не сможет выдержать такого раскрытия и непременно упадёт оттуда, будет поражена, «обожжена» этим светом.

Будучи поднятой на такую высокую ступень, зло клипы будет восприниматься вопиюще неприемлемым — не имеющим право на существование. И как нетерпима зловонная грязь перед престолом, так нетерпимо в «глазах» Всевышнего «пребывание» клипы и зла в мире Ацилут («королевском дворце»). И как следствие этого внизу, в материальном мире, Ахашвероша охватил великий гнев. И поэтому не мог Аман устоять в таком положении и — «лицо Амана накрыли». То есть удалился тот максимально ограниченный свет, оживлявший эту клипу. Добро отделилось от зла и клипа обратилась в абсолютное зло и тьму, которая сама по себе существовать не может.

§6. После падения

Сразу после этого приказал король повесить Амана на дереве высотой 50 локтей, которое тот уготовил для Мордехая. Такой длины цельный брус дерева Аман обнаружил в потолке своего дворца, и оно попало к нему после разрушения Храма, частью которого оно было (брусья поддерживали потолок). А еще раньше этот брус был частью ковчега Ноаха (который связан со внутренней ступенью сфиры Бина мира Ацилут).

В Торе имя Амана (который является воплощением Змея, соблазнившего Хаву) упоминается намеком в связи с «деревом познания добра и зла»: «…из этого ли дерева» (הַמִן העץ... .הָמַן)

Духовный источник Амана однако выше «дерева познания», выше Даат. И поэтому необходимое условие превозмочь эту клипу — привлечение света со ступени, которая тоже выше Даат, ступени, не постижимой сознанием. Это и означает «дерево высотой 50 локтей» — уровень «50 врат Бины» (внутренняя ступень сфиры Бина), связанная с бесконечным Божественным светом, который выше мира Ацилут.

§7. Беспредельная радость

В душе каждого еврея так же есть свет, который выше сознания. Это суть Божественной души, искра Самого Всевышнего, который по сути своей непостижим. И она раскрывается именно в праздник Пурим, вызывая у еврея прилив безграничной радости и веселья, переполняющей все его существо.

Об этом сказали мудрецы: «обязан человек пить вино и веселиться в Пурим до такой степени, что он перестанет осознавать различие между «проклят Аман» и «благословен Мордехай». И конечно же не имеется ввиду дойти до такого состояния опьянения, чтобы было возможно сказать об Амане «благословен». Смысл этой фразы — раскрыть суть своей души, уровень на котором нет места осознанному различию между добром и злом (Мордехаем и Аманом).

А это различие конечно существует, только оно не основано на разумных доказательствах. Это само собой очевидная любовь сути еврейской души к святости («Мордехай») ее беспредельная радость от ощущения единства с Сутью Творца, и как следствие этого отвращение ко злу («Аман»).

Однако сначала должно быть «проклят Аман» — необходимо прежде уничтожить грубость и наглость этой клипы. Это природная ненависть еврея к стороне обратной святости. И только тогда можно искренне сказать «Благословен Мордехай» — почувствовать всем сердцем Божественный свет, спускающийся с самого верха и облекающийся в душу еврея. Свет, на подобии того, который раскроется в мире после прихода Мошиаха, раскрывается каждый год в праздник Пурим.

Послесловие или еще один секрет Эстер

Пророческому видению Эстер было открыто, что на пиру, который она устроила необходимо напоить Амана именно вином, и что при помощи вина можно победить Амана.

Известно, что вино связанно с внутренней частью Торы (тайнами Торы): гематрия слова יין (вино) равно гематрии слова סוד (тайна). Это внутренняя глубинная часть сфиры Бина (50-ые врата Бины).

А напоить вином Амана — означает направить на него бесконечный Божественный свет (содержащийся без прикрытия в каббале и хасидизме). Свет, против которого эта клипа не в силах устоять. Эстер преднамеренно не угощала Амана другими напитками, имеющими в своей основе воду. «Вода» выражает открытую часть Торы, изучение которой может (в некоторых случаях) добавить гордость и ощущение собственной важности, то есть может еще и усилить Амана. Только изучение внутренней части Торы, вся цель которой постигнуть, насколько это возможно, что весь мир — это ничто иное как творение Всевышнего, созданное Им по Его желанию, и каждое мгновение Им оживляемое. И посредством этого постижения, прийти к полному устранению своего злого начала. Именно это должно стать неотразимым оружием против Амана.

Таким образом, Эстер научила каждого еврея как победить Амана в своей собственной душе.

Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter