Предлагаем вам сокращенный пересказ трактата по хасидизму «Уничтожит Он смерть навеки», который выпустил Ребе שליט"א Король Мошиах 21 Адара 5748 года, по окончанию 30 дней после кончины ребецн.
1. Смерть в мире как следствие греха Адама
Сказано у пророка Йешаяу (25:8): «Уничтожит Он смерть навеки, и отрет Всевышний слезы со всех лиц». Объясняется в хасидизме, что это произойдет потому, что в это время Всевышний удалит с лица земли дух нечистоты (см. Захария 13:2).
Чтобы понять причину этого, нужно сначала рассмотреть идею, что смерть появилась в мире из-за греха с Древом познания Добра и Зла. То есть смерть и Древо связаны друг с другом.
Последствия греха вызвали в мире объединение добра со злом. Ведь зло по своей сути было и до этого греха, только это оно было отделено от добра, а после греха смешалось с ним. И теперь нет добра без зла, как нет и зла без добра. И сказано (Берейшит 3:22): «И ныне, как бы он не простер свою руку и не взял бы также от Древа Жизни, и не вкусил бы, и не стал бы жить вечно». То есть, изначально творение человека было таким, что он должен был жить вечно, а причина того, что он получил запрет не есть с Древа познания Добра и Зла была в том, чтобы он не умер. Как сказано (Берейшит 2:17): «Но от Древа познания… не ешь; ибо в день, когда станешь есть от него, смерти предан будешь».
Тогда в чем проблема, что человек съест плод с Древа Жизни и будет жить вечно? Объясняет Алтер Ребе, что так как после греха с Древом познания в человека проникло зло, поэтому сейчас (после греха) есть опасение, что он съест плод с Древа Жизни и будет жить вечно. А если он теперь будет жить вечно, то и заключенное в нем зло также будет существовать вечно! Отсюда следует, появление в мире смерти после греха с Древом познания Добра и Зла было необходимо для того, чтобы не дать злу возможности существовать вечно.
Появившаяся после греха Адама смерть в мире связана с самим этим грехом. Ведь жизнь — это именно святость, а зло и духовная нечистота (противоположная святости) — это смерть. Поэтому когда после греха с Древом познания в человека проникло зло (духовная смерть), это вызвало физическую смерть. И поэтому в будущем Всевышний уничтожит смерть навеки, так как тогда исчезнет зло (духовная смерть), а следствием этого будет уничтожение физической смерти.
2. Исчезновение зла в дни Шломо и в будущем
Почему же именно в будущем исчезнет в мире зло? Потому что тогда в мире произойдет раскрытие особого света такой интенсивности, что все противники самоуничтожатся.
И нечто наподобие этого уже было во время существования Храма, в особенности первого, в дни Шломо, когда все народы мира подчинились ему (поэтому он носит имя Шломо от слова «шалом», мир, так как в его дни был мир на земле).
Но тем не менее, раскрытие света в то время допускало наличие сил зла, только они не проникали внутрь святости. Это видно в форме того, как народы мира подчинялись Шломо. Например царица Савская только услышав имя Шломо сразу впала в зависимость от него (Млахим I 10): «И царица Шевы, услышав о славе Шломо именем Г-спода, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с очень большим караваном…. И была она вне себя…» Но, несмотря на это, она осталась царицей и более того, сам Шломо одарил ее всем, чего она желала и чего просила. Но когда произойдет раскрытие в будущем, не будет вообще никакого проникновения сил зла. И тогда совершенно исчезнет зло в мире и смерть будет уничтожена.
3. Раскрытие в дни Шломо и раскрытие в будущем
Различие между раскрытием в дни Шломо и раскрытием в будущем можно понять на примере различия в служении человека Всевышнему между способом служения «отдаляться от зла» и способом «ненавидеть зло». Когда человек только отдаляется от зла, само зло продолжает существовать для него, он не чувствует к нему отвращения по своей сути и поэтому у такого человека остается влечение ко злу (как это объясняется в книге «Тания» (гл. 38) об уровне несовершенного праведника). Но когда человеку отвратительно зло (уровень полного праведника), то в нем нет никакого стремления ко злу. Наоборот, он ненавидит зло до крайности. Теперь можно понять, что в дни Шломо существовало зло и стремление к нему, а в будущем его не будет вообще.
4. Наша работа уничтожает зло
Известно, что все раскрытия будущего зависят от наших действий и нашей работы во время изгнания. Отсюда понятно, что когда в будущем произойдет раскрытие, подавляющее всякое стремление ко злу («уничтожит Он смерть навеки»), это будет вызвано тем, что евреи ненавидят зло до крайности. И благодаря этой ненависти ко злу «Всевышний удалит с лица земли дух нечистоты». И так как видел Всевышний, что праведников мало (особенно так как ненависть ко злу есть только у полного праведника), а уничтожение смерти относится ко всем евреям, то эта форма работы может быть у всех, а не только у праведников. Ведь у каждого еврея есть особое время — молитва, занятия Торы, выполнение заповеди или даже занятия будничными делами ради Небес — в которое он полностью посвящает и отдает себя Всевышнему. И так как это объединение со Всевышним вечно, то благодаря ему проявляется раскрытие, подавляющее всякое стремление ко злу («уничтожит Он смерть навеки»).
5. Отсутствие смерти в будущем — для всех!
И вот в чем заключается идея уничтожения смерти — все время, пока не закончилось в мире работа по отделению добра от зла, в мире присутствует смерть, чтобы не дать возможность злу существовать. И есть мнение, что даже праведники перед воскрешением мертвых вернутся в прах на час, так как из-за греза Древа познания произошло смешение добра и зла, то и тела праведников нуждаются в очищении. Но ведь этого можно достичь самоумалением, когда «душа моя как прах становится перед всеми» и тогда не будет необходимости возвращаться в прах даже на короткое время.
Но в будущем, когда Всевышний удалит с лица земли дух нечистоты, не будет больше смерти и также тела будут жить вечно. И даже по мнению рабби Ханины (Берейшит раба 26б), который считает, что слова «юным умрет столетний» (Йешаяу 65:20) должны исполниться в простом смысле, это относится только к народам мира. Но что касается евреев, то для них исполнится вышеупомянутое пророчество «уничтожит Он смерть навеки».
Более того, даже смерть, которая будет (по этому мнению) у народов мира, не будет смертью в простом смысле, а только снижением, ведь сказано, что когда человек падает со своей ступени, это называется смерть. И объясняется в хасидизме, что когда искры святости будут отделены и поднимутся вверх, тогда зло в них (то есть физическое тело, которое называется «злом» по сравнению с искрами святости заключенными в нем) упадет вниз, это касается народов мира.
А у евреев также и тело возвысится и оно станет получать питание от духовности, также как и душа. Более того, тогда тело станет выше души, как сказано (Ирмияу 31:21): «Женщина будет „крутить“ мужчиной». И все это произойдет на практике и в раскрытом виде во время истинного и полного Освобождения посредством праведного Мошиаха в ближайшем будущем.