СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 11:32

У каждого еврея есть удел в грядущем мире!

В будущем тело человека станет очищенным даже больше, чем это было у самого Адама, которого создал Всевышний. И это может послужить доказательством того, что в будущем облеченные в тела души смогут воспринимать раскрытие в большей степени, чем сейчас воспринимают души без тел.

Источник: «Книга хасидских трактатов» том 4, стр. 175-180 Свободный перевод в сокращении:Шолем Лугов 29.04.2013 4650 мин.

Предлагаем вам сокращенный пересказ трактата по хасидизму «У каждого еврея есть удел в грядущем мире» 5733 года, который выпустил Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах перед 6 Адара 5750 года, к дню кончины р. Шмарьяу Гурарье (РАШАГа) — зятя Ребе РАЯЦА.

Что такое «грядущий мир»?

Сказано в Мишне (трактат «Санедрин» гл. 11): «У каждого еврея есть удел в грядущем мире». Возникает вопрос — что представляет собой этот «грядущий мир»? Может быть это рай, куда попадают души после смерти?

Согласно объяснению Бартенуры, под грядущим миром в этой Мишне имеется в виду состояние после того, как встанут мертвые. Это следует из продолжения Мишны: «А у тех, кто отрицает возрождение мертвых по Торе, не будет удела в грядущем мире». Причина этого приводится там же в Талмуде: когда человек отрицает возрождение мертвых, у него самого не будет в этом удела, так как он получит наказание мера за меру. Следовательно, грядущий мир наступит после возрождения мертвых.

Кто попадает в рай, а кто — в грядущий мир?

Исходя из объяснении Бартенуры (и других мудрецов), что под грядущим миром имеется в виду состояние после того, как встанут мертвые, становится непонятным следующее:

1. Почему у каждого еврея есть удел в грядущем мире? Ведь если сравнить грядущий мир с раем, то в рай попадает не каждый. О рае написано (Псалмы 24:3-4): «Кто достоин взойти на гору Всевышнего? Тот, у кого чисты руки и непорочно сердце». Есть несколько условий для того, чтобы попасть в рай, даже в его нижнюю часть. Но в отношении мира после возрождения мертвых, у каждого еврея есть в нем удел.

2. Необходимо понять также следующее. По мнению РАМБАНа раскрытие в мире, происходящее после возрождения мертвых, будет намного большим, чем раскрытие в раю, даже на самом высшем его уровне. Это понятно из самой идеи возрождения мертвых, когда встанут из мертвых все евреи, включая находящиеся несколько тысяч лет в раю души, которые три раза в день поднимаются на более высокий уровень. Но, несмотря на это, в будущем они облекутся в тела, так как раскрытие мира после возрождения мертвых намного сильнее раскрытия в раю, даже самого высокого уровня рая. Но, несмотря на это, чтобы удостоится раскрытия в раю, нужно, чтобы были выполнены нескольких условий, а раскрытие мира после возрождения мертвых будет для всех евреев без всяких условий..

Разница между раем и грядущим миром

Для того, чтобы это понять, нужно объяснить сначала тот факт, что раскрытие после возрождения мертвых будет намного больше и сильнее, чем раскрытие в раю. Ведь, на первый взгляд, непонятно: раз рай является миром душ (без тел), а после возрождения мертвых будут души в телах, то в чем причина того, что раскрытие после возрождения мертвых будет больше, чем в раю?

В будущем тело человека станет очищенным даже больше, чем это было у самого Адама, которого создал Всевышний. И это может послужить доказательством того, что в будущем облеченные в тела души смогут воспринимать раскрытие в большей степени, чем сейчас воспринимают души без тел. Но из этого не следует, что раскрытие в будущем произойдет именно для душ в телах.

1. Когда тело станет очищенным в будущем, оно все-таки останется материальным, а ограничения материального предмета изначально больше, чем ограничения духовных вещей. Это видно хотя бы из того, что ограничения пространства и времени есть в основном в материальных предметах. Но, несмотря на это, душа сможет получить раскрытие в будущем именно тогда, когда она облачится в материальное тело.

2. Известно, что перед достижением раскрытия в раю нужно освободиться от материальных вещей. Ведь перед поднятием души в рай, она, как объясняется в книге «Зоар» (часть I 201:1) должна погрузится в огненную реку, чтобы забыть видения этого мира. Также, поднимаясь на новый уровень, она должна забыть достижения на предыдущем уровне. Но для получения раскрытия в будущем мира, душа облекается в тело.

Тора, заповеди и... человек

Сказано (глава «Хукат» 19:14): «Вот Тора человека...» и объясняется, что Тора является подобием человека. Как человек состоит из тела и души, так и в Торе есть подобное разделение на Тору и заповеди. Говорится в книге «Тания» (гл. 4 и 23), что 248 заповедей «делай» являются органами тела Короля, наподобие органам тела человека. И Тора — это как кровь, в которой находится душа («Реэ» 12:27), распространяющая жизненную силу по органам — заповедям.

Заповеди связаны с временем и пространством, а Тора выше времени и пространства. К примеру, когда человек изучает тему храмовых жертвоприношений, в этот момент он как будто бы совершает эти жертвоприношения. Материальное тело ограничено временем и пространством, а духовная душа — выше пространства и времени. И как это происходит в самой Торе и заповедях, так это относится и к человеку, который изучает Тору и соблюдает заповеди. Ведь изучение Торы связано главным образом с душой, а исполнение заповедей — с телом.

Заповеди выше чем Тора

Известно, что нахождение Торы выше заповедей имеет место после их раскрытия, но в их корне заповеди выше Торы. Ведь Тора это мудрость Всевышнего, а заповеди — это воля и желание Всевышнего. Согласно каббале, желание выше чем мудрость. И даже после того, как Тора и заповеди спустились вниз, явно заметно преимущество заповедей, ведь Тора является их объяснением.

Отсюда понятно, что подобное отношение связывает душу и тело человека. Хотя жизненная сила тела происходит от души, но корень тела выше, чем души. И когда душа привлекается Свыше для того, чтобы поддерживать жизнь в теле, это происходит оттого, что тело обладает достоинством по сравнению с душой.

Также известно, что обязанность исполнения заповедей для всех евреев одинакова, а в учебе Торе есть разница между людьми — одни могут учиться больше времени, а другие — меньше. Причина этому в том, что заповеди являются желанием Всевышнего, а желание выше разделения. Торе же является мудростью Всевышнего, а в мудрости есть разделение.

Раскрытие заповедей в грядущем мире

И теперь понятны слова, что «у каждого еврея есть удел в грядущем мире». Ведь хотя раскрытие в грядущем мире намного выше, чем раскрытие в раю, но, тем не менее, это раскрытие будет для всех евреев. Потому, что раскрытие в раю связано с Торой, которую изучают в этом мире, а в будущем, когда оживут мертвые, произойдет раскрытие заповедей, которые мы исполняем сегодня. И так как исполнение заповедей относится ко всем евреям, то у каждого из них будет удел в грядущем мире. А причиной того, что раскрытие при этом будет именно для душ в телах, является то, что исполнение заповедей связано главным образом с телом. Но то, что раскрытие в будущем мире произойдет также и для душ (которые облекутся в тела), связано со словами Талмуда («Кидушин» 40б, «Бава кама» 17а): «Велика учеба, которая ведет к практическим действиям». Ведь с помощью этого сама учеба возвеличивается...

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter