СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 10:44

Очерк «О Тайной Мудрости»

О Тайной Мудрости, как объяснено в (книге рабби Моше Кордоверо) ПаРДеС, что тот, кто не изучает эту мудрость — тот апикорес (еретик).

6852 (0) мин.
Перевод и примечания: Источник: книга маамарим Алтер Ребе 5570 г.
«бэИнъян Хохмат аКаббала»

Введение

Наша Святая Тора, как известно, состоит из Письменной части и поясняющей её Устной, к которой в каждом поколении мудрецы добавляют новые объяснения. Устную Тору называют «Пардэс» («сад» - и когда хотят сказать, что кто-то стал глубоко изучать Тору на всех её уровнях, то говорят «вышел прогуляться по саду») – так как это слово является аббревиатурой названий четырёх уровней постижения Торы (по нарастающей): Пшат (простой смысл), Рэмэз (намёки), Драш (аллегории) и Сод (тайны).

Чем выше уровень постижения, тем он, соответственно, труднее и запутанней. Поэтому далеко не все могут стать знатоками всех «садовых тропинок» - но все могут обратиться к мудрецам – «знатокам сада» - и получить ответы на любые вопросы. Многие «закоулки сада» требовали своих «первопроходцев», какими были раби Акива и РаШБИ, РаШИ и Рабэйну Там, РИФ и РОШ, РаМБаМ и РаМБаН, раби Еуда аХасид и рав Абулафия, АРИзал и РаМаК, раби Ёсэф Каро и РаМО, БэШТ и Алтэр Рэбэ...

Но в то же время, к сожалению, всегда появлялись и те, кто пытался осквернить Святость Торы «человеческой логикой» (колдовством, философией, наукой и т.п.), залезть через ограду в «ПаРДэС» и вырубить неугодные его «логике» деревья, «заасфальтировать» своей глупостью святые тропинки Священного Сада Торы.

Именно из-за этого во времена Эноша появилось идолопоклонство — ведь человеческая логика не может воспринять Единого Творца, не ограниченного телом или любой другой материей (сейчас это называют политеизмом и пантеизмом). Именно из-за этого древние египтяне, шумеры, индийцы, греки и т.п. «додумались» до понятия «деус отиозус» или «деус абскондитус» — Творца, отдалившегося от своего творения и не вмешивающегося в его жизнь (сейчас это называют деизмом). Именно поэтому две тысячи лет назад сектанты от иудаизма «додумались» об идее «инкарнации Б-га в человека» — ведь философия в лучшем своём проявлении может воспринимать Б-га только как «отдельную личность». То есть: «Есть я и есть Б-г — как он на меня влияет, так и я на него влияю», Б-же упаси... В нееврейском мире идеи «деизма» являлись и являются самой популярной «философией жизни» — деистами являлись иллюминаты (и продолжающие их «учение» масоны), Вольтер, Руссо, Бетховен, Паскаль, Дарвин, Ломоносов, и даже президенты США Франклин и Джефферсон. А «логичным концом» этой философии является «научный материализм» (он же «атеизм»).

Неоднократно за историю еврейского народа в иудаизме появлялись секты, пытавшиеся соединить «мировую философию» со Святой Мудростью Торы. Из-за этого было (и, к сожалению, есть) много религиозных евреев, которые требовали закрыть вход в определённые части «ПаРДэСа», а особенно в и без того потаённый высший уровень — «Сод», который принято называть «мудрость каббалы». Интересно то, что именно знатоки Тайной Торы утверждают (и об этом говорит Алтэр Рэбэ в этом маамаре), что неизучающие Тайную Тору идут дорогой «деистов», которых наши мудрецы называли «апикорэсами» (еретиками).

Святой РаМаК — раби Мошэ Кордоверо — пишет в своей книге «Ор Нээрав»: «Отстраняющихся от мудрости каббалы можно разделить на три группы: первая группа считает, что верить нужно только в необъяснимое Единство (Творца), и нет никакой необходимости верить в Тайную Тору со всеми её понятиями — и как только услышат они слова «Эйн Соф» или «Цурат аТора», то сразу же разверзают свои беззаконные рты, понося знающих Истину и сразу называют их «кофрим» (еретиками). Есть, правда, среди них и сомневающиеся, которые ведут себя так только по глупости незнания, но есть и фанатики ненависти. Вторая группа считает мудрость каббалы очень важной, но не все достойны приблизиться к ней — и дело это очень далеко от сознания людей, и негоже низким людям заниматься этим. И поэтому они ревнуют к ней любого, посягнувшего на это высшее знание и требуют наказания для «наглецов». А когда напоминают им о кадмоним (древних мудрецах), которые занимались этим — то говорят они: «Так то тогда! Святые уже покоются в земле, а нам нечего сувать свой нос в высшие тайны». И даже те из них, что готовы изучать Тайную Мудрость — всё равно они говорят, что «в наши дни невозможно найти подходящего учителя» — и поэтому не учат даже основополагающих простых понятий каббалы. Но при всём этом имеют наглость говорить на учащих, что они ничего в мудрости каббалы не понимают... Третья группа утверждает, что изучать мудрость каббалы очень опасно и можно легко совершить ошибку и дойти до преступления. Слова их правильны — но дела их совершенно не оправдывают себя. Ошибиться можно, но изучающему мудрость каббалы во Имя Всевышнего не возможно согрешить...».

Перед вами маамар — хасидское пояснение этой идеи основателем хасидута ХаБаД святым гением р. Шнэйур Залманом из Ляд (Алтэр Рэбэ, автор книги Тания и Шулхан Арух аРав), которое он сказал в 5570 году в Бердичеве, во время его поездки по Волыни и Подолии. Следует напомнить о гонениях на хасидизм со стороны «митнагдим» («противников»), в большинстве своём запрещавшим изучение Тайной Торы и называвших хасидов и их Учителей «неучами», а так же стоить упомянуть о давшему тогда себя знать и противлению открытого обучения тайнам хасидизма ХаБаД со стороны некоторых хасидских цадиков, объявившим тогда нешуточную войну Алтэр Рэбэ (они утверждали, что эти тайны можно открывать толко избранным). На фоне всех этих событий (и слов святого РаМаКа) более понятны причины того, почему Алтэр Рэбэ сказал этот маамар.

Маамар записали два хасида, сопровождавшие Алтэр Рэбэ в той поездке — р. Пинхас Рэйзэс и р. Шломо Фрэйдис из Шклова.

О Тайной Мудрости, как объяснено в (книге рабби Моше Кордоверо) ПаРДеС, что тот, кто не изучает эту мудрость — тот апикорес (еретик). И даже если он пока не апикорес, если он по своей природе человек познающий логикой, то точно в конце концов станет апикоресом. Так как правда то, что по изыскам философии никак невозможно существование независимой личности и благословенного Творца в самом простом понимании, в аспекте просто Бесконечного, полностью отделенного от всего частного личностного и ограниченного, Б-же упаси; и при всем этом сотворен и создан от Него аспект самостоятельности и ограниченного творения и т.д.; и что все это не производит никаких изменений в Нем Самом, Б-же упаси; и при всем этом Он именно Сам управляет даже самыми мелкими процессами (в созданных мирах) и т.д. И как выразились наши мудрецы: «Человек не споткнется (просто так)» и т.д., ведь все эти частности никак не постижимы для них (философов, пользующихся логикой). Потому, что если и постигнут они аспект Бесконечности Творца и невозможность сравнения его с его творениями, тогда неприемлемым станет для них Б-жественное Провидение. Ведь (по мнению философии, если Творец так велик), то Он не следит за этим миром, Б-же упаси, но когда Он создал что-либо, это создание стало чем-то отдельным от своего Творца, Б-же упаси так подумать. А если наоборот, согласятся с наличием в мире Б-жественного Провидения, то решат, что Творец тоже какой-то ограниченный вид отдельно существующей субстанции, Б-же упаси, как изучающий и изучаемое. И во всем выше перечисленном тот, кто так считает — самый настоящий апикорес.

Но при изучении Каббалы все иначе, все становится на свои места и не противоречит друг другу. Несмотря на то, что сущность Творца несравнима ни с чем и нераздельна и т.п., при облачении в десять сфирот с помощью цимцума называется и познающим (сфирот Хохма) и познаваемым (сфират Бина). Также как аллегорически одежда — несмотря, что она является чем-то чужеродным, ее все же одевают, — тем более в Высших Мирах (где одежда и одевающий одно целое). Благодаря этому понятно, почему написано: «И увидел Б-г», «И услышал Б-г», и т.п. Но все это не производит никаких изменений, Б-же упаси, в самой сущности Творца, как известно это познавшим Скрытое, и достаточно для понимающих.

Пояснения:

«Как объяснено в (книге раби Мошэ Кордовэро) ПаРДэС» — «Пардэс Римоним», врата «Эсэр вэЛо Тэйша», глава девятая. Смотри так же в «Эйхал аБэШТ» 23, стр. 50, сноска 35. Алтэр Рэбэ цитирует именно слова РаМаКа.

«апикорэс (еретик)» — от имени древнегреческого философа Эпикура Самосского, основателя эпикуреизма, отрицавшего существование наказания за грехи и награды за добрые дела, загробного мира, вмешательство Творца в жизнь творения и проповедовавшего идею того, что главной целью жизни человека является физическое наслаждение во всех его производных.

«в аспекте просто Бесконечного» — ведь даже «высшие божества» философии, почившие от забот от созданного мира, ограничены пространством.

«и при всём этом именно Он Сам управляет» — известен вопрос императора, заданный им раввину: «Вы, евреи, не принимаете наше понятие «фатум» («судьба», т.е. всё предрешено и человек не в силах это изменить), говоря, что есть свобода выбора - но с другой стороны утверждаете, что Всевышний знает всё (т.е. и будущее), говоря о Б-жественном Провидении. Но ведь логично, что эти два понятия не могут сосуществовать – или Всевышний знает всё (и значит есть «фатум»), или человек управляет своей судьбой (и тогда Всевышний не всеведущ)». Раввин сказал, что может доказать императору, что Б-жественное Провидение не мешает свободе выбора человека. Он написал пару слов на пергаменте, сложил его и положил в карман императора, сказав: «Здесь написано в точности то, что ты сделаешь. Зайди в город теми вратами, какие выберешь сам». В город вело несколько ворот — для царей и для обычного люда. Император думал, что еврейский мудрец решил, что он, как царь, войдёт через царские ворота – тогда надо войти через простые... а вдруг этот хитрец и это предугадал? Тогда надо через царские! А вдруг и это предугадал?! Тогда император, победоносно поглядывая на раввина приказал вырубить в стене новые ворота и зашёл через них. Достал пергамент и прочитал: «Царь прорубит новые врата и зайдёт в город через них»...

«то решат, что Творец тоже какой-то ограниченный вид отдельно существующей субстанции» — именно поэтому для философии неразрешима «загадка»: «Может ли Б-г создать такой камень, который сам не сможет поднять» — ведь для них Творец отделён от творения и этим ограничен, Б-же упаси так подумать.

«называется и познающим и познаваемым» — знаменитый «спор» РаМБаМа и каббалистов — смотри примечание Рэбэ «Цэмах Цэдэка» ко второй главе «Тании».

Опубликовано: 06.02.2007 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter