СБП. Дни Мошиаха! 27 Сивана 5785 г., второй день недели Корах | 2025-06-23 04:03

Райский удел рабби Хаима Витала

«А этот дух, который удалился, — он и есть дух Мошиаха, как упоминалось, и дух святости, дух мудрости и понимания, дух предвидения и силы, дух постижения и трепета пред Г-сподом» (Тикуней Зоар).

Источник: «У истоков лурианской каббалы» 27.03.2022 1 2273 мин.

30 Нисана в Израиле, в Сирии, да и вообще во всем мире отмечался день памяти одного из известных каббалистов — р. Хаима Витала. Давайте познакомимся с его биографией.

Рабби Хаим (бен Йосеф) Витал

Рабби Хаим Витал родился в новомесячье Хешвана 5303 года (11 октября 1542) в Цфате. Его родители были выходцами из Калабрии (Италия) и поселились в Цфате за два года до рождения Хаима. Отец был прославленным софером — переписчиком свитков Торы и изготовителем мезуз и тфиллин. Поскольку его семья была родом из итальянской провинции Калабрия, его еще называют рабби Хаим Виталь Эль-Калабрезе.

Однажды в доме р. Йосефа в Калабрии остановился р. Хаим Ашкенази и рассказал р. Йосефу, что если он покинет Калабрию и поселится в Цфате, то через два года у него родился сын, который превзойдет величием всех мудрецов Израиля его поколения, и он попросил назвать ребенка «Хаим» в честь него. Услышав его слова, р. Йосеф поспешил подняться в Землю Израиля вместе со своей семьей. В новомесячье Хешвана у него в Цфате родился сын, которого назвали «Хаим», как и предрекал р. Ашкенази. Витал — это перевод слова Хаим (на латинском — Vitalis).

Когда ему исполнилось 14 лет, рабби Хаим Витал начал учиться у известного талмудиста рабби Моше Альшиха и позднее получил от него раввинский диплом. Видел в нем своего будущего преемника и знаменитый рабби Йосеф Каро. Каббалу рабби Хаим Виталь изучал у известнейшего в то время в Цфате каббалиста, рабби Моше Кордоверо (РАМАК). После смерти своего первого учителя тайного знания и наставника РАМАКа, рабби Хаим Витал стал верным учеником и ближайшим последователем великого каббалиста святого АРИ — рабби Ицхака Лурия Ашкенази (АРИЗАЛ).

АРИЗАЛ оказал на р. Хаима Витала большое влияние и только ему разрешил записывать свои уроки. Он считал рабби Хаима Витала единственным, кто мог глубоко понимать смысл наставлений и слов учителя. По словам АРИЗАЛа, душа Хаима Витала была одного корня с душой рабби Акивы и короля Хизкияу, а души его отца и сына — искры души великого мудреца Талмуда рабби Меира-чудотворца. Между р. Хаимом Виталем и АРИЗАЛем существовала особая, глубокая внутренняя связь.

Через два года после прибытия в Цфат, в 1572 году, душа АРИЗАЛа вернулась к Создателю, и рабби Хаим Витал сменил его во главе цфатского кружка каббалистов. Но духовная и мистическая связь ученика и учителя не прервалась с уходом АРИЗАЛа, который часто являлся рабби Хаиму во сне, обучая тайным аспектам Торы.

После смерти своего великого учителя, рабби Хаим Витал сосредоточил свои усилия в работе над записями. К словам АРИЗАЛа он не добавил от себя ничего и приложил множество стараний, чтобы передать миру духовное послание своего учителя. Около пятидесяти лет он посвятил обработке и систематизации записей, сделанных при жизни АРИЗАЛа. Основное сочинение рабби Хаима Витала, «Книга Эц Хаим» («Древо жизни»), в котором изложены и развиты идеи АРИЗАЛа, послужило одним из главных источников изучения лурианской каббалы.

Рабби Хаим Витал является автором ряда фундаментальных каббалистических трудов:

1. «Эц Хаим» (Древо жизни) — систематическое изложение лурианской каббалы.

2. «Шаарей Кдуша» (Врата святости) — руководство по духовному очищению и этике.

3. «Сефер а-Каванот» (Книга медитаций) — настройка разума для молитв.

4. Сборники «Ликутей Тора» и «Ликутей ШАС» — комментарии к ТАНАХу и Талмуду.

Эти труды оказали глубокое влияние на развитие каббалы и остаются актуальными по сей день.

30 Нисана 1620 года рабби Хаим Витал вернул свою душу Создателю. Он был похоронен на еврейском кладбище в Дамаске (которое, собственно, именно с него и началось, ведь он очистил то место от демонов). Из-за политической нестабильности и ограниченного доступа к Сирии, посещение его могилы сейчас невозможно. Но, несомненно, он придет к нам сам…

Есть две улицы имени р. Хаима Витала: в районе Гиват-Шауль в Иерусалиме и во Флорентийском районе в Тель-Авиве.

Рабби Хаим Витал — величайший каббалист, ученик АРИЗАЛа. Родился 1 Хешвана 5303 (1543) г. в Цфате. Скончался 30 Нисана 5380 (1620) г. в Дамаске. Его родители были выходцами из Италии.

В день 9 Ава после кончины учителя он начал писать предисловие к «Эц Хаим», с отрывком из которого вы можете познакомиться здесь.

Слова рабби Хаима Витала получили развитие и продолжение в XX веке в движении ХАБАД. Отрывки, которые мы вкратце пересказали, р. Шалом-Дов-Бер, пятый Любавичский Ребе, включил в свое обращение к ученикам любавичской йешивы. Написанная им брошюра и фрагменты предисловия р. Хаима Витала к его книге «Эц Хаим» служили своего рода уставом этого учебно-воспитательного учреждения. По аналогии с книгой ученика АРИ она названа «[брошюра] Эц Хаим».

Первая любавичская йешива, которую основал р. Шалом-Дов-Бер, была во многом уникальной. Впервые в истории скрытая часть Торы изучалась здесь наряду с Талмудом и комментариями к нему, книгами законоучителей. Все это составляло обязательную учебную программу. Главным нововведением в йешиве был революционный подход к изучению каббалы. Для этого применяли все виды интеллектуального поиска, аналитику, синтез, интеграцию (пшат, ремез, драш, сод — буквы слова ПАРДЕС). Главы ХАБАДа поставил перед учащимися задачу исправить свою собственную душу, а в дальнейшем способствовать исправлению и внешнего мира. В этом можно видеть реализацию основных принципов лурианской каббалы.

Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter