В месяце Тишрей 5718 г. р. Бенцион Шнеерсон, дядя ребецн Хая-Мушки, приехал в США. В честь этого редкого случая Ребе с женой отправились из Бруклина в международный аэропорт Нью-Йорка, чтобы встретить его.
Ребе и ребецн вышли из машины и вместе пошли встречать его. Это было поздно вечером. В те времена площадка находилась под открытым небом, и можно было видеть, как приземляется самолет. После прохождения таможни и иммиграционных властей все трое поехали в «770», где Ребе поднялся вместе с дядей в лифте на второй этаж, чтобы тот мог встретиться со своей сестрой, ребецн Нехама-Диной. Все время пребывания в Нью-Йорке он жил в доме Ребе и ребецн, которые лично заботились о нем.
Бенцион Шнеерсон родился 3 Хешвана 5657 года в Кишиневе. Его отцом был рабби Авраам Шнеерсон, внук Цемах-Цедека; матерью — ребецн Йохевед.
Когда р. Исроэль-Ноах из Нежина скончался, хасиды попросили р. Авраама занять место отца, но тот отказался. (Позже он присутствовал на свадьбе Ребе в Варшаве и сидел на помосте рядом со своим зятем, Ребе РАЯЦем и женихом).
По трагической случайности все старшие братья р. Бенциона умерли молодыми, поэтому его назвали Бенционом в качестве знака на долгую жизнь. В то время было также принято, основываясь на традиции Цемаха-Цедека, называть Бенционом сына, родившегося поздно в семье.
Когда ему было всего десять месяцев, его сестра, ребецн Нехама-Дина, вышла замуж за Ребе РАЯЦа в Любавичах. Во время парздничной недели Ребе РАШАБ основал йешиву «Томхей-Тмимим» и назначил своего 17-летнего сына ее директором.
Бенцион со временем отправился учиться в Любавичи, и в это время он жил со своей сестрой и свояком. По этой причине у него была привилегия есть вместе с Ребе РАШАБом и его зятем.
Как и для других учеников, о юном Бенционе писали отчеты, рассказывая о его успехах в учебе и хасидском поведении. Эти отчеты были подготовлены сотрудниками йешивы и переданы Ребе РАЯЦу, который передал их Ребе РАШАБу.
Один раз Ребе РАЯЦ написал своему отцу о Бенционе. Ребе РАШАБ ответил: «Меня порадовал твой рассказ о дорогом внуке моего дяди, что он прилежен в учебе. Пусть Б-г укрепит его ум и сердце для Торы и служения».
Однажды, когда Ребе РАШАБ был за границей, он послал своему сыну сообщение, чтобы тот передал «привет внуку моего дяди, дорогому и выдающемуся молодому человеку Бенциону».
В 5675 (1915) г. Бенцион был призван в армию. В заботе о своем шурине, РАЯЦ послал десять учеников йешивы на места упокоения глав ХАБАДа и отправил семь просьб об искуплении души семи ребецн, похороненных рядом ними.
Рав Бенцион продолжил обучение в йешиве рабби Йеуда-Лейба Цирельсона в Кишиневе, от которого он также получил звание раввина.
Месяц Кислев 5689 г. Приближалась свадьба Ребе и волнение нарастало. В это время р. Авраам Шнеерсон написал своей дочери, матери невесты, письмо, в котором упомянул о желании р. Бенциона присутствовать на свадьбе. Чтобы иметь такую возможность, он получил специальный паспорт.
В это время р. Бенциону было 32 года, и он занимался бизнесом. Иногда он заключал сделки с другими хасидами, занимавшимися бизнесом. В письмах Ребе РАЯЦа к нему он называл его «мой дорогой, любимый свояк». Ребе РАЯЦ писал ему о том, что делает сам, и просил написать, что делает он.
Рав Бенцион, со своей стороны, проявил заботу о муже сестры и в одном из писем спросил, может ли он как-то помочь Ребе РАЯЦу, и если да, то он ждет указаний.
В 5693 (1933) г. он женился на Циле, дочери р. Моше Горовица, потомка святого ШЛО. Они жили в Кишиневе. Рав Бенцион работал бухгалтером.
В 5701 (1941) г. немцы захватили Кишинев и убили евреев; община была полностью уничтожена. Мы не знаем, что случилось с р. Бенционом в то время, кроме того, что ему пришлось сбрить бороду и скрыть свое еврейство.
Ребе РАЯЦ, который к тому времени находился в Америке, много раз наводил о нем справки через различных хасидов и даже посылал ему ободряющие послания и благословения на успех в надежде, что они дойдут до адресата в разгар войны.
Когда была возможность, р. Бенцион сообщал Ребе о себе.
10 Швата 5704 (1944) г., когда война все еще бушевала, Ребе РАЯЦ написал, что будет рад услышать, что р. Бенцион и его жена спаслись. Недавно выяснилось, что в то страшное время р. Бенцион бежал в Будапешт, где нашел убежище.
После Второй мировой войны р. Бенцион вернулся в Кишинев, который был включен в состав Советского Союза. Таким образом, он присоединился к тысячам хасидов ХАБАДа, которые остались за «железным занавесом».
Длительная разлука вызвала сильное беспокойство в семье Ребе, о чем свидетельствует письмо, которое написала впоследствии ребецн Хая-Мушка: «Мы так долго не получали от вас вестей, что даже не знали, что и думать. Мы с мамой боялись говорить о вас».
В 5716 (1956) г. р. Бенцион наконец смог уехать и перебрался на Святую Землю. Прибыв туда, он с ужасом узнал, что его багаж потерялся по дороге, и он оказался в новой стране без своего имущества.
Мало того, в день его приезда на границе с Египтом разразилась война, что значительно усложнило процесс приспособления. Несмотря на это, среди вещей, которые у него оставались, было кое-что очень ценное, что он и продал. Затем он купил простую квартиру на ул. РАШИ 14 в Тель-Авиве, в которой прожил до самой смерти.
Тель-Авив в те дни был значительным центром любавичских хасидов. Рав Пинхас Альтгойз, друг семьи Ребе, оказал ему огромную помощь. Он помог ему купить квартиру и много раз приглашал его к себе домой. Между их женами также завязалась дружба.
Рав Пинхас отправил письмо ребецн Нехаме-Дине, в котором подробно рассказал о своей заботе и помощи ее брату и невестке, а также о теплых отношениях, возникших между ними.
Рав Бенцион, избавившись от страха перед властями, отправил своему племяннику, Ребе, письмо, в котором перечислил имена хасидов, находившихся за железным занавесом и нуждавшихся в его благословении и помощи. Ребе ответил ободряющим письмом, адресованным «моему дорогому дяде», с советами и наставлениями.
Ребецн Хая-Мушка также прислала теплое письмо своей тете, в котором выразила свои чувства, рассказала о том, как они волновались все эти годы, и о том, какое облегчение они испытали в результате освобождения из России и переезда в Израиль.
На протяжении многих лет р. Бенцион и его сестра часто переписывались, и письма передавали теплую и сердечную связь. Письма отправлялись регулярно, каждые две недели, так что если письмо задерживалось, это было поводом для беспокойства. Ребецн Хая-Мушка часто добавляла несколько строк к письму своей матери.
Рабби Ханох Глиценштейн рассказывал, что однажды он был приглашен ребецн Нехамой-Диной на трапезу Рош а-Шана в доме Ребе РАЯЦа на втором этаже дома «770». Когда он поднялся туда после молитвы, она попросила, чтобы, когда Ребе пойдет мыть руки, он подошел к ней, потому что она хотела его о чем-то спросить. Когда он подошел к ней, она взволнованно спросила его: «Вы знаете моего брата Бенциона, который живет в Тель-Авиве? Вы были у него? Как у него дела?»
Ребе часто переписывался с дядей, а иногда они разговаривали по телефону. В этих разговорах р. Бенцион сообщал о своем благополучии и о том, какое впечатление на него произвели хабадские учреждения в Израиле.
Рав Бенцион, не только как внук и правнук глав ХАБАДа, но и сам по себе, будучи знатоком Торы, считался одним из выдающихся хасидов ХАБАДа в синагоге «Нахалат Биньямин» в Тель-Авиве. По указанию Ребе он помог назначить р. Моше Ашкенази раввином общины. Иногда он делал пожертвования в хабадские учреждения, а также на печать брошюр с изложением мыслей и объяснений Торы для колеля «Цемах-Цедек» в Йерушалаиме и для йешивы в Тель-Авиве.
Несмотря на свое происхождение, он был скромен и отличался предельной простотой в поведении. Когда он шел по улице Тель-Авива, то делал это спокойно, без всякого жеманства, свойственного отпрыску династии. Он почти никогда не выступал публично перед своими собратьями-хасидами, а когда говорил, его слова были взвешенными.
Тем не менее проницательные люди умели уловить его благородство и утонченность. Когда же они хотели оказать ему честь, он убегал. Напротив, он оказывал большую честь тем, кого знал, и присутствовал на их праздниках.
Рав Бенцион каждую субботу ходил в синагогу «Нахалат Биньямин» и посещал многочисленные фарбренгены, устраиваемые после молитвы, занимая тихое местечко в стороне.
Он часто посещал уроки, проходившие в домах хасидов, некоторые из которых проходили и в его собственном доме. По окончании этих мероприятий можно было видеть, как он вместе со старшими хасидами с достоинством прогуливается по улицам Тель-Авива и слушает их воспоминания.
На Тишрей 5718 (1958) г. ребецн Нехама-Дина прислала ему билет, чтобы он приехал в Нью-Йорк. Рав Бенцион прилетел в «770», чтобы навестить ее и своих племянников и племянниц — Ребе, РАШАГа и их жен.
Когда р. Бенцион вышел из таможни, Ребе тепло поприветствовал его и спросил, какие чемоданы принадлежат ему. Он показал Ребе свой чемодан, стоявший на тележке, которую толкал носильщик. Ребе достал из кармана купюру, отдал ее носильщику, взял чемодан и стал идти с ним к машине. Как только Ребе повернулся с чемоданом, чтобы идти к машине, водитель сказал р. Бенциону, что это сам Ребе. Рав Бенцион побежал за Ребе, чтобы забрать свой чемодан, но Ребе шел так быстро, что ему было трудно его догнать. Рав Бенцион рассказывал эту историю снова и снова, каждый раз с выражением глубокой боли на лице из-за того, что Ребе напрягся ради него. Когда у него был аудиенция у Ребе, р. Бенцион попросил прощения, но Ребе отмахнулся от него движением руки.
Хотя он был дядей Ребе Короля Мошиаха, он относился к нему как к Ребе, а не как к родственнику. Ребе проявлял к нему огромное уважение и отводил ему особое место во время молитв и фарбренгенов, рядом с собой. Раву Бенциону было трудно принять эту честь, поскольку он считал себя обычным хасидом и избегал любых знаков почета.

В течение всего месяца Тишрей р. Бенцион ел в квартире Ребе РАЯЦа вместе с Ребе и РАШАГом и старшими хасидами.
После праздничных дней Ребе проводил дядю до дверей, когда ребецн Нехама-Дина рассталась с ним у машины.
Рав Бенцион не часто приходил в «770», так как не чувствовал себя комфортно из-за большой чести, оказанной ему Ребе. В следующий раз он поехал туда 24 Сивана 5730 (1970) г. Некоторые говорят, что он приехал из-за плохого состояния здоровья своей сестры.
Когда он приехал, Ребе поднялся на второй этаж, чтобы поприветствовать его, и они разговаривали в течение пятнадцати минут.
Во время его визита был фарбренген 12 Тамуза, и по этому случаю Ребе тоже удостоил его чести сесть рядом с ним, в то время как РАШАГ сидел с другой стороны.
Его сестар, ребецн Нехама-Дина, скончалась 10 Тевета 5731 (1971) г. Несколько минут спустя Ребе шел по коридору дома Ребе РАЯЦа. Медсестра, ухаживавшая за ребецн, сказала Ребе, что ее брату, р. Бенциону, необходимо сообщить о кончине сестры. Ребе спросил: «Зачем?»
Медсестра сказала, что если ему сразу же сообщат, то он еще успеет на похороны. Ребе сказал: «Зачем нам это нужно? Чего для этого не хватает? Почему он должен знать?»
В Хануку 5733 (1973) г. р. Бенцион присутствовал на первом собрании потомков Алтер Ребе в Иерусалиме. Это событие произвело на него большое впечатление, и в своих регулярных телефонных разговорах с Ребе он выражал удивление успехом этого мероприятия.
Ребе попросил, чтобы свадьба его племянницы Далии Ройтман, дочери его брата, рабби Ираэля Арье-Лейба, имела хасидский колорит. Рав Эфраим Вольф взял с собой несколько хабадников, включая р. Бенциона. Они пели нигун Алтер Ребе и доставляли огромную радость жениху, невесте и семьям.
Однажды у р. Эфраима Вольфа была аудиенция, во время которой Ребе велел ему взять из секретариата набор столового серебра, которым пользовался Ребе РАЯЦ, для рава Бенциона. На протяжении всей поездки р. Эфраим хранил дорогой набор в ручной клади. Прибыв в Израиль, он сразу же передал его р. Бенциону и его жене, которые были очень тронуты подарком.
Кроме того, Ребе посылал р. Бенциону ежемесячную стипендию. Она была передана ему через р. Эфраима Вольфа, который также помогал ему во всем, что было необходимо.
По достижении восьмидесяти лет р. Бенцион был вынужден лечь в лечебный центр, так как его здоровье ухудшалось. В это время секретарь Ребе, р. Биньямин Клайн, отправился в Израиль. Он навестил р. Бенциона, нашел его спящим и ушел, ничего не сказав. Когда он вернулся в «770» и доложил Ребе, что навестил его дядю, Ребе был очень доволен.
Рав Бенцион скончался 16 Тевета 5737 (1977) г. и не оставил детей. Его похоронили в Иерусалиме.
В тот день во время чтения Торы в «770», Ребе произнес малый кадиш, в конце которого велел р. Давиду Раскину произнести молитву «Властелин Многомилостивый, обитающий высоко!» После чтения Торы Ребе остался до конца молитвы (чего он обычно не делал в те годы) и произнес все кадиши.
Рав Эфраим Вольф позаботился о похоронах. Он поддерживал связь с Ребе, который был в курсе всех событий и давал указания по поводу похорон и формулировок на памятнике. По просьбе Ребе р. Вольф прислал список врачей, которые лечили р. Бенциона перед его кончиной. Спустя некоторое время Ребе отправил благодарственные письма этим врачам: «Я хотел бы еще раз выразить вам благодарность за ваше внимание к лечению моего дяди, рабби Бенциона Шнеерсона, тем более что это было сделано милостиво и т.д. Я позволю себе передать через вас мою сердечную благодарность всем врачам и медсестрам, которые принимали участие в уходе за моим дядей».
После его кончины Ребе распорядился открыть фонд бесплатной ссуды для поднятия души своего дяди. Через несколько месяцев Ребе написал его вдове, подтвердив получение ее письма о начале деятельности фонда бесплатной ссуды, и благословил ее и работу, чтобы заслуга была возвышением для его нешамы и для долгой и хорошей жизни для нее, и чтобы она могла творить добро и благодеяния в добром здравии и бодрости духа.
Госпожа Циля Шнеерсон прожила много лет после смерти мужа. Ребе и ребецн заботились о ней. Ребе каждый год продавал для нее хамец и посылал мацу.
Раз в неделю ребецн Хая-Мушка звонила ей, чтобы спросить, как дела, и убедиться, что тетя не одна и кто-то заботится о ней. Иногда Ребе дозванивался до нее и тоже разговаривал с ней.
Однажды, когда ребецн звонила, трубку взял племянник Цили Шнеерсон. Он извинился и сказал, что она спит. Ребе вышел на связь, спросил, кто он и как дела, и попросил передать ей, когда она проснется, что они продолжают поддерживать ее, и если ей что-то понадобится, она всегда может обратиться к нему или к р. Эфраиму Вольфу.
Действительно, это был не самый радужный период ее жизни. Она была бездетна и очень скучала по мужу. Прошедшие годы не притупили ее боль, и она много плакала. Только благодаря постоянной поддержке Ребе и ребецн в ее жизнь проникали лучи света, которые возвращали ее к «хорошим дням».
Она дожила до 100 лет. Несмотря на преклонный возраст, она оставалась собеседником с ясным умом. Ей даже не нужны были очки, и даже когда ей исполнилось 100 лет, она узнавала окружающих. Она любила детей, и когда они приходили к ней в гости, было видно, как это ее радует. На протяжении многих лет она поддерживала тесную связь с ведущими хасидами ХАБАДа в Тель-Авиве и интересовалась тем, что происходит в ХАБАДе в Израиле. Она жертвовала большие суммы на йешиву в Лоде в память о своем муже.
Госпожа Циля Шнеерсон скончалась 29 Кислева 5766 (2006) г., в канун субботы недельной главы «Микец», и была похоронена перед субботой рядом со своим мужем. После ее кончины женская организация ХАБАДа в Израиле решила увековечить их имена, написав свиток Тора для поднятия их душ.