По известному нам из святых книг определению, цель творения — сделать Всевышнему жилище в нижних мирах. Подготовка к этому, требует предварительного «духовного очищения» нашего мира, с помощью Торы и заповедей. И хотя все части Торы принимают участие в этом процессе, но есть некоторые из них, имеющие возможность не только изменять мир к лучшему, но и приблизить само освобождение. Изучение и распространение внутренних частей Торы — хасидизма и Каббалы и обладает таким особым качеством. Об этом ясно сказано еще в святой книге «Зоар» (см. «Райя меэймна», часть 3, стр. 124). И также в известном письме р. Исраэля Баал-Шем-Това.(см. «Кетер Шем Тов» послание первое).
Во второй половине 16-го века, после нескольких столетий, наполненных страданиями, наступило небольшое затишье. Оно как дуновение свежего ветерка, привело к небывалому подъему во всех уголках диаспоры, но в особенности он ощущался в Эрец Исраэль. Во всем мире евреи мысленно повернулись в сторону Святой земле, а если быть более точными, то в сторону одного небольшого ее города — Цфата. Дело в том, что там в одно и тот же время сошлись сразу четыре величайших каббалиста всех времен. Уже даже сами имена, которых указывают на связь с приходом Мошиаха. Заглавные буквы их имен, на иврите, образуют слово Мошиах.
р. Моше Кардоверо (РАМАК) — רבי משה קורדוברו
р. Шломо Алькабец — רבי שלמה אלקבץ
р. Ицхак Лурия (АРИ) — רבי יצחק לוריא
р. Хаим Виталь — רבי חיים ויטל
Евреи всего мира, затаив дыхание, ожидали долгожданного знака освобождения — звука Шофара. Даже слово «Тка» (תקע — протруби) намекает на Цфат, гематрия которого 570, равна гематрии этого слова.
Но… он так и не прозвучал, а через некоторое время закончился и золотой век Цфата, который на небольшой период стал духовным центром всего еврейского народа.
И хотя, долгожданный избавитель в том поколении так и не явился, но своим вкладом в раскрытие тайной мудрости, каббалисты Цфата проложили дорогу учению р. Исраэля Баал-Шем-Това и Алтер Ребе.
О жизни и учении этих великих людей пойдет речь в серии статей под общим названием «Каббалисты Цфата»...
Неоспоримый глава мудрецов каббалы в Цфате в 16 веке, человек без которого невозможно представить все последующие развитие каббалы — р. Моше Кордоверо (РАМАК) родился в 1522 (5282) г., т.е. 30 лет после изгнания евреев из Испании. Точное место рождения РАМАКа нам неизвестно, однако, судя по фамилии Кордоверо, корни его семьи из Испании. В «открытой» части Торы РАМАК был учеником великого р. Йосефа Каро, автора кодекса законов «Шулхан Арух». До нас дошли письма р. Йосефа Каро, в которых он пишет о своем ученике РАМАКе и восхищается его знаниями законов Торы. Сам РАМАК тоже был главой йешивы и являлся одним из судей Цфата. Когда в 1538 году главный равнин Цфата р. Яаков Берав возобновил раввинскую «смиху», одним из избранных мудрецов, получившим ее, был р. Моше Кордоверо, которому тогда было чуть больше 16 лет!
Однако, обладающий такими глубокими знаниями во всех областях Торы, РАМАК посвятил всего себя именно изучению и развитию теории Каббалы. В возрасте 20 лет РАМАК приступил к изучению книги «Зоар», незадолго до этого впервые напечатанной, а уже в 26 лет он закончил свой великий труд «Пардес Римоним». Первым, кто вручил ему ключи от тайн Торы и ввел его в мир Каббалы, был р. Шломо Алькабец, автор литургии «Леха Доди» (исполняемой при встрече субботы). Впоследствии р. Шломо Алькабец стал его шурином и учителем. По предложению р. Йосефа Сагиса каббалисты Цфата объединились в особые группы, где занимались совместным изучением книги «Зоар» и духовным самоусовершенствованием.
Сохранился дневник РАМАКа, который он вел в тот период. В нем он описывает путешествие каббалистов по садам окружающих Цфат и молитвы на могилах праведников, в особенности рабби Шимона бар Йохая. Спустя много лет вспоминает РАМАК эти «походы» как великие события своей жизни.
«…То что испытали мы с моими товарищами в походах под руководством р. Шломо Алькабеца… когда изучали мы отрывки из ТАНАХа, и сразу же без всякой подготовки открывались нам великие тайны… невозможно в это поверить тому, кто не пережил это множество раз»…
Невозможно рассматривать учение РАМАКа в отрыве от эпохи и места его жительства. Величайшему рассвету каббалы в 16 веке предшествовала страшная трагедия — изгнание евреев из Испании в 1492 году. Испания была для евреев в течение нескольких веков цветущим оазисом в пустыне галута. Она дала нашему народу множество великих ученых и общественных деятелей.
Но в 1492 г. всему этому пришел конец. Страшная трагедия изгнания потрясла весь еврейский народ. И как это неоднократно бывало в нашей истории, катастрофа «физическая» привела к небывалому духовному расцвету. Примеров тому множество — начиная с получения Торы на горе Синай, которому предшествовало египетское рабство; Мишна была записана после разрушения Второго храма; рождению хасидизма предшествовали погромы Богдана Хмельницкого и т.д. Так обстояло дело и с небывалым подъемом изучения Торы вообще и каббалы в частности после испанского изгнания. Если прежде это было достоянием лишь немногих избранных, занимавшихся каббалой при закрытых дверях, то теперь к изучению ее приобщились даже широкие массы еврейских ученых, а также людей простых, и даже женщины и дети. Для этого было несколько причин. Во-первых, это простое желание получить ответы на множество вопросов, поставленных недавней трагедией изгнания, ответы на которые можно было почерпнуть только из тайн Торы. Кроме того, в воздухе витала идея, что настало время для открытия тайн каббалы. Запрет на изучение скрытой мудрости был ограничен 1490 годом, а с него начинается время, называемое в «Зоаре» «последним поколением», когда дается разрешение заниматься изучением Каббалы. Также людей охватило всеобщее ожидание прихода Мошиаха, который надеялись ускорить, изучая книгу «Зоар» т.к. в награду за ее изучение придет конец изгнанию. Если в прошлом занятия каббалой сводились к постижению миров духовных, то сейчас людей больше занимал вопрос, как исправить наш мир и привести в него высший свет.
Эта небывалая вспышка интереса к учению каббалы вызвала создание многих новых трудов на эту тему и публикации тех, что до сих пор существовали только в рукописях. На первом месте, безусловно, стоит издание книги «Зоар» в 1560 г., которая очень скоро распространилась в самых различных кругах еврейского общества. Кроме этого вышли в свет и оказали заметное влияние книги по этике, основанные на каббале, многие из которых весьма популярны до сегодняшнего дня…
Местом для этого небывалого расцвета был выбран Цфат, который с 1540 года стал центром изучения и распространения Каббалы. Древний город достиг наивысшего своего рассвета во второй половине 16 века, став на короткое время центром еврейской жизни не только в Эрец Исраэль но и всего мира.
Немного известно нам из древней истории города. По некоторым источникам Цфат это Харма т.е. первый город, захваченный войсками Йеошуа бин Нуна и полностью очищенный ими от каких либо следов идолопоклонства. За это и удостоился Цфат быть одним из четырех святых городов Израиля. Известно также, что Цфат был одним из городов левитов и имел статус «города-убежища».
Во времена Иосифа Флавия Цфат являлся одним из форпостов в Галилее. В период после разрушения Второго Храма Цфат, видимо, был центром изучения Торы, на что указывает множество могил мудрецов Торы, расположенных в его окрестностях. Крестовые походы также оставили свой след в истории нашего города. Здесь крестоносцами был построен самый большой во всем Иерусалимском королевстве замок. Многие полководцы осаждали эту крепость. Великий Саллах-Ад`Дин в 12 веке в упорном сражении сумел захватить и разрушить замок. Впоследствии орден тамплиеров, завладевший городом, восстановил и еще более укрепил крепость. В 13-ом веке мамлюки под предводительством Бейбарса захватили и разрушили крепость, ее развалины до сих пор можно наблюдать в центре города. В период правления мамлюков Цфат является важным политическим центром страны, оставив далеко позади все города святой земли.
Когда изгнанные из Испании евреи отправились искать себе новое пристанище, они нашли его наряду с северной Африкой, Голландией, Польшей также и в Турции. Турецкая империя и подчиненные ей мусульманские государства, относились к евреям благосклонно. Турки охотно, принимали во все свои владения изгнанных из Испании евреев. От Туниса и до Балканского полуострова испанскими выходцами создавались новые общины, которые постепенно сливались с местными. Евреи принимали широкое участие во всех отраслях городских промыслов. Значительную роль играли они и в средиземноморской торговле. Некоторые из знатных испанских изгнанников заняли видные посты при дворе турецкого султана. В этом отношении характерна карьера Йосефа Мендеса, бежавшего из Испании. С помощью самого султана ему удалось перевести в Турцию все свое состояние. Йосеф стал приближенным двора.
Австрийский император, король Польши и многие другие, обращались к нему с посланиями, прося употребить свое влияние у султана в их пользу. В 1564 г. султан Сулейман II даровал Йосефу Тиверию с ее окрестностями. Йосеф, крупный банкир и коммерсант в международном масштабе, не был единственным евреем пользовавшимся влиянием при дворе.
Еврейские современники утверждали, что изгнанники из Испании обучили турок пользоваться огнестрельным оружием, мушкетами и пушками, содействуя таким образом их знаменательным победам.
В 1517 г. святую землю захватили турки и многие изгнанники из Испании, переселившиеся в Турцию, получили возможность перебраться на историческую родину. Они ощущали необходимость духовного возрождения и видели в Земле Израиля место, где возможно достижение духовного совершенства. На протяжении XVI в. иммиграция в Эрец Исраэль росла беспрестанно. В первую очередь устремились в нее изгнанные из Испании евреи и бежавшие из нее марраны. Новый духовный центр в Цфате привлек к себе множество переселенцев из всех стран рассеяния. Многие видные законоучители и раввины оставляли на склоне лет свои общины и переселялись сюда, чтобы провести в нем остаток своих дней.
Более всего их привлекал город Цфат. Благодаря притоку изгнанников из Испании его еврейская община быстро разрослась и превратила этот город в духовный центр еврейского народа исключительной важности.
Имеются несколько причин тому, что именно Цфат чести стать колыбелью Каббалы. Святой город Йерушалаим не слишком-то приветливо принимал новых поселенцев. Поэтому многие ученые евреи поселились в Цфате, найдя в нем для себя как место заработка, так и учебы. Благодаря обилию ручьев, стекающих по горным склонам, стало возможным наладить в Цфате производство шерсти, получившей в тот период большую популярность в Турции. Кроме того в отличие от Иерусалима, еврейская община Цфата не стесняла свободу инициативы новых поселенцев, которые привезли с собой ткацкие станки и вскоре подняли текстильную промышленность в Цфате на такую высоту, что стали успешно конкурировать на европейских рынках с Венецией. Также Цфат привлекал сердца евреев простотой образа жизни: даже мудрецы Торы в нем не брезговали физическим трудом, не было принято заводить слуг для ведения домашнего хозяйства. Самые знаменитые мудрецы не стыдились появляться на улице с мешком муки на плече или с ведром воды.
Древнее предание гласит, что Мошиах появится именно на севере Страны Израиля. Гематрия (числовое значение слова) «Тка» (т.е. «Тка бешофар гадоль лехерутейну» — «Протруби в большой Шофар, возвещая о нашей свободе»), намекающее на приход избавления, равно гиматрии слова Цфат. Привлекала их также географическая близость к горе Мерон, месту упокоения рабби Шимона бар Йохая, автора книги «Зоар».
Здесь будет уместно привести отрывок из книги р. Авраама Азулая «Хесед ле-Авраам» в которой он разъясняет в свете каббалы святые места Земли Израиля:
«Цфат указывает на сферу Нецах, т.к. ее малая гематрия равна 22(נ=5,צ=9, ח=8) также как и малая гематрия Цфат вместе с коллелем (צ=9, פ=8, ת=4=21+1). Также она равна имени א-ה-י-ה и это указывает на то, что с теми кто живет в Цфате обращаются сверху в соответствии с 13 чертами милосердия проистекающими из Кетер.( Т.к имя א-ה-י-ה в Кетере). Поэтому Цфат один из городов-убежищ, приспособленных для спасения душ. Кроме этого, гематрия 22 указывает на 22 буквы Торы, это намекает на то, что Цфат всегда готов для раскрытия в нем глубинных секретов Торы, потому, что нет во всей стране Израиля воздуха более чистого, чем в Цфате. И душа умершего или похороненного в Цфате быстро прибывает к «Маарат Амахпела» и оттуда уже попадает в рай».
Все эти причины сыграли свою роль в том, что в течение короткого периода в Цфате собралась практически вся духовная элита того времени. Жители Цфата имели возможность слушать уроки Талмуда в йешивах рабби Йосефа Каро, раби Шломо Сагиза и Мабита, уроки Каббалы можно было послушать у рабби Шломо Алькабеца и рабби Моше Кордоверо. В субботу они могли присутствовать на разборе трактата Мишны «Авот», который делал сам рабби Шмуэль ди Озеда (автор «Мидраш Шмуэль»), или возможно, даже навестить престарелого РАДБАЗа — рабби Давида бен Зимра, учителя АРИЗАЛа.
Особую славу приобрели цфатские товарищества «баалей тшува», занимавшиеся духовным самоусовершенствованием и очищением. Они были невелики: в каждом из них было 10-13 участников, тщательным образом исполнявших взятые на себя установления.
Быстрый рост еврейской общины Цфата хорошо показывают следующие статистические данные: в 1522 г. там было лишь 300 еврейских семей, а в 1548 г. турецкая администрация города зарегистрировала уже 716 семей и 56 одиночек, плативших налоги. Параллельно выросло количество синагог и йешив: в 1522 г. в городе было только 3 синагоги и одна йешива, а в 1603 г. уже 18 йешив и 21 синагога.
Итак, мы видим, что слава Цфата как духовного центра мирового еврейства имела под собой солидную объективную основу.
В свете этого становятся понятными причины, побудившие рабби Яакова Бейрава, главного раввина Цфата, в 1536 году проявить уникальную инициативу: восстановить в Цфате Санедрион. Рабби Бейрав родился в Испании и был учеником р. Ицхака Абуава, величайшего мудреца Испании в поколения перед изгнанием в 1492г. Уже в возрасте 18 лет р. Яаков Бейрав стал раввином Фесов, древней столицы Магриба. Оттуда он перебрался на Святую Землю и занял там должность главного раввина Цфата. Рабби Йосеф Каро отзывается о нем как о величайшем мудреце поколения, называя его своим великим учителем.
«Смиха» это церемония присвоения статуса раввина, традиция, которая началась еще во времена Моше и передавалась из поколения в поколение в течение многих веков. Из-за жестоких преследований «смиха» прекратилась, а вместе с ней исчезла возможность назначить Санедрион, накладывать наказания, штрафы и т.д.
В своем проекте р. Яаков Бейрав основывался на словах РАМБАМа в «Мишна Тора» о том, что если все мудрецы Земли Израиля согласятся назначить судей, то тогда это будет иметь силу закона. Это, в свою очередь, даст право назначенным раввинам возводить в этот ранг других мудрецов, а также накладывать штрафы и наказания провинившемся. Исходя из того, что в Цфате собралось большинство мудрецов Святой Земли, то суд Цфата, по его мнению, и должен возобновить «смиху».
В возобновлении «смихи» р. Яаков Бейрав преследовал сразу несколько целей: приблизить приход Мошиаха и укрепить основы веры. Кроме того, он хотел дать возможность испанским «марранам», вернувшимся к вере, избежать наказания «карет» (отсечение души) за отход от истиной веры. Получив телесное наказание, наложенное судом, человек уже не наказывается за это преступление судом небесным.
В течение двух лет обсуждался этот вопрос пока, наконец, в 1538 году на собрании 25 известных раввинов р. Яаков Бейрав был провозглашен первым получившим «смиху». Под этим решением подписались все собравшиеся. Затем этого документ был послан мудрецам Иерусалима на одобрение, к нему также была приложена «смиха» главному раввину города р. Леви бен Хавиву. Но внезапно это решение вызвало бурный протест мудрецов Иерусалима и, в первую очередь, его главного раввина. Он утверждал, что недостаточно лишь мнения большинства мудрецов Израиля, а необходимо согласие их всех. Кроме этого, р. Леви бен Хавива привел еще ряд возражений, по его мнению возобновление «смихи» лишь вызовет множество проблем, а на судьбу «мараннов» никак не повлияет. Этот протест вызвал такой резонанс, что р. Яакову Бейраву пришлось покинуть Цфат. Покидая город, он возвел в ранг равиннов еще четверых мудрецов: р. Йосефа Каро, р. Моше Матране, р. Авраама Шалома и р. Исраэля де Куриэля, а те, в свою очередь, своих учеников. Так или иначе, план возобновления «смихи» не увенчался успехом…
23 Тамуза 1570 года в возрасте 48 лет душа р. Моше Кордоверо покинула этот мир.
Свои бесценные рукописи, целую библиотеку, он оставил вдове и сыну, многие из его книг до сих пор еще не увидели свет.
За гробом шли все великие люди Цфата, а также его великие учителя — р. Шломо Алькабец, который 28 лет до этого ввел его в мир Каббалы и р. Йосеф Каро. Одним из тех, кто провожал р. Моше Кордоверо в последний путь, был молодой человек, недавно прибывший из Египта, никому еще не известный р. Ицхак Лурия - святой АРИ.
АРИ приехал в Цфат, прослышав о великом знатоке Каббалы живущем в городе. Еще будучи в Египте к нему в руки попала прославленная книга РАМАКа «Пардес Римоним». Прибыв в город, он присоединился к йешиве РАМАКа и тот сразу же разглядел в своем новом ученике великого мудреца. Впоследствии, заняв место учителя, АРИ вывел всю Каббалу на совершенно новый уровень, раскрыв доселе не известные тайны и ответив на множество вопросов, ранее не имеющих объяснения. Его новый подход к изучению Каббалы получил название «Лурианская Каббала». Сам АРИ после кончины РАМАКа прожил немногим более двух лет.
Наиболее яркой фигурой в Каббале в это время был рабби Менахем-Азария (РАМА) из Фано, глава итальянских каббалистов, сочетавший в себе как мудрость, так и богатство. Когда начали появляться книги РАМАКа, рабби Менахем-Азария поспешил приобрести их рукописи за огромные суммы денег, а затем напечатал их. Сохранился документ, в котором Рама из Фаны обязуется выплатить 1000 золотых монет семье РАМАКа, позволившей ему переписать труды РАМАКа. Сам он также написал ряд важных трудов по Каббале в духе РАМАКа, влияние которого преобладало тогда и в других центрах ее изучения.
Поворот в сторону учения АРИ произошел лишь спустя 50 лет, но это не умаляет величия РАМАКа, можно предположить, что само раскрытие учения АРИ было бы невозможно без основы, заложенной системой РАМАКа.