Маймонид (РАМБАМ)

02.11.2003 18088 (5)
Маймонид (РАМБАМ)
Маймонид (РАМБАМ)

«От Моше до Моше не было равного Моше», — говорили современники о Моше бен Маймоне, великом ученом, кодификаторе, философе, враче и учителе, духовное наследие которого оказало решающее влияние на еврейскую мысль последующих поколений.

Рабби Моше бен Маймон, больше известный под именем Маймонид (в еврейской традиции РАМБАМ, רמב"ם — аббревиатура полного имени рабейну Моше бен Маймон) — крупнейший представитель блестящей плеяды средневековых мыслителей золотого века испанской еврейской культуры.

Рождение праведника

РАМБАМ родился в Кордове накануне праздника Песах 14-го дня месяца Нисана 4895 года по еврейскому летоисчислению (1135 г.), в семье судьи раввинского суда Кордовы рабби Маймона бен Йосефа. Он родился в очень известной семье, которая могла проследить свою родословную вплоть до рабби Йеуды а-Наси, составителя Мишны и до короля Давида.

Отец Моше, почитаемый в кордовской общине ученый и общественный деятель, был его первым учителем Библии и Талмуда. Впоследствии РАМБАМ получает также весьма основательное светское образование: по математике, естествознанию, астрономии, медицине, философии.

Изгнание

Уже в 13-летнем возрасте юный Маймонид подвергся грозному испытанию судьбы. В это время новый правитель Кордовы ревностно принялся за распространение ислама в подвластных ему землях. Он потребовал от евреев и христиан, чтобы те приняли мусульманскую веру или, в противном случае, покинули его владения. Многие еврейские семьи и целые общины, упорно сопротивляясь этому горькому требованию, с посохом в руках рассеялись по разным странам. К их числу принадлежало семейство рабби Маймона. Оно долгое время беспрепятственно живет в Кордове, и лишь в 1159 г. отправляется в Фес, оставив навсегда свою родину.

В то время были раввины, которые критиковали евреев вынужденных формально принять мусульманство, и требовали, чтобы они жертвовали жизнями за веру. Они говорили, что такие люди считаются отступниками и теряют свою долю в мире грядущем. Такой подход был очень опасен, так как многие насильно обращенные теперь решили полностью отойти от иудаизма. РАМБАМ, несмотря на свою молодость, встал на их защиту. Он написал длинное «Послание обращенным», объясняя, что, несмотря на все, что они сделали, они все еще считаются евреями, и не должны отчаиваться. Он решительно осудил тех, кто называл их вероотступниками, так как это термин используется для тех, кто отходит от иудаизма добровольно.

В 1165 году семья рабби Моше отправилась в Израиль. На пути разразился шторм, но чудесным образом судно смогло остаться на плаву, и они, наконец, прибыли в порт города Акко. Через год РАМБАМ уехал в Египет и обосновался в городе Фостат, главном центре Торы. Здесь он перенес большую личную трагедию, когда его жена, два ребенка и его отец умерли в течение короткого периода времени. После этого его брат Давид пропал в море и погиб. Он был богатый торговец алмазами и поддерживал семейство РАМБАМа. Теперь РАМБАМ должен был начать медицинскую практику, чтобы прокормить себя и семейство покойного брата, ведь в те времена раввины никогда не брали оплату за обучение Торе или за раввинский пост.

РАМБАМ при дворе султана

Незаурядные способности Маймонида привлекают внимание визиря султана Саладина, и в течение последующих двадцати лет он работает придворным врачом султана.

Обладая огромными знаниями по части еврейских дисциплин и глубокими сведениями в языкознании, философии, медицине, математике, он становится духовным вождем своего времени. Евреи, равно как и мусульмане, стекаются в Фостат из самых отдаленных уголков Средиземноморья, чтобы слушать его проповеди, публичные лекции по философии, медицине и естественным наукам.

Общее благоговение перед Маймонидом растет с каждым днем, и спустя некоторое время он единодушно избирается на пост главного раввина Каира и окрестностей. Его влияние и авторитет распространяются по всему еврейскому миру. Огромная корреспонденция РАМБАМа включает публичные обращения к различным общинам мира; ответы на вопросы по части еврейского права, кашрута и гигиены; методические рекомендации изучающим Тору и Талмуд: многочисленные комментарии к каноническим текстам и многое другое.

«Мишнэ Тора»

В 1171 году РАМБАМ начал писать свою основную книгу «Мишнэ Тора» или «Яд а-Хазака», то есть «Крепкая рука». Числовое значение слова «Яд» равняется 14 и является количеством главных разделов, на которые эта работа разбита. Рассказывают, что в ночь 8 Кислева 1181 года, когда его работа была завершена, отец пришел к нему во сне с человеком, чье лицо сияло подобно солнцу, и сказал ему, что это Моше-рабейну. Они пришли, чтобы увидеть его работу и дать ей самую высокую оценку.

Могила Рамбама в Тверии 
Могила Рамбама в Тверии 

20-го Тевета 1204 года в возрасте 70 лет выдающийся мудрец рабби Моше бен Маймон скончался в Египте. Легенда гласит, что когда его тело несли в землю Израиля для захоронения, процессия подверглась нападению разбойников. Но когда они узнали что несут святого человека, они никого не тронули, и процессия продолжила свой путь в город Тверия в Израиле, что на берегах озера Кинерет, рядом с могилой своего отца.

Оппозиция

Труды РАМБАМа, посвященные исследованию Талмуда, сразу же были признаны всеми знатоками Торы и высоко ими оценены. Однако его философский труд «Путеводитель для блуждающих», призванный, по идее автора, помочь «заблуждающимся» выбраться на путь истины, вначале вызвал к себе противоречивое отношение.

Многие из великих ученых того времени высказывали опасение, что люди, недостаточно подготовленные, вместо того, чтобы укрепиться в Торе и исполнении заповедей, могут, читая этот «Путеводитель», еще более сбиться с пути. Опасения эти, подхваченные людьми недалекими и несведущими, превратились в слухи о «неблагонадежности» самого РАМБАМа... Так или иначе, но раввины Германии послали специального посланника, поручив ему встретиться с РАМБАМом и выяснить истину.

Посланник, по имени рабби Меир, после долгой и очень тяжелой дороги добрался, наконец, до РАМБАМа. Слуга, пошедший доложить о прибытии гостя, скоро вернулся и от имени хозяина приветствовал р. Меира, пригласив его к обеду. Между прочим, он передал ему вопрос РАМБАМа: «Куда делась книга, которую р. Меир изучал по дороге?» Вопрос этот вызвал недоумение, но, проверив содержимое дорожной сумки, р. Меир убедился, что книги действительно нет. И тут он вспомнил, что на последнем привале перед входом в город он оставил ее на берегу реки, и послал за ней своего ученика. Оказалось, что книга действительно лежала на том самом месте.

Пораженный ясновидением РАМБАМа, р. Меир вошел в столовую, но когда после обмена приветствиями с хозяином, он подошел к столу, то... в ужасе отшатнулся: на тарелке лежала человеческая рука! В глазах у него потемнело... Понятно, что р. Меир ни к чему на столе не притронулся, деликатно сославшись на то, что лишь недавно пообедал. «Но, может быть, вы не откажетесь освежиться? — спросил его хозяин и тут же распорядился, обращаясь к слуге. — Петр, спустись в погреб и принеси нам самого лучшего вина!» Рабби Меир перепугался снова: РАМБАМ хочет напоить его вином, к которому прикоснулся нееврей — Петр! Неужели и сам он пьет такое вино? Он снова отказался и утолил жажду чистой водой. РАМБАМ изобразил огорчение тем, что гость не ел и не пил, и, подозвав слугу вновь, приказал: «Петр, пойди, заколи теленка и приготовь на завтра праздничный обед в честь нашего уважаемого гостя!» «Заколи? Значит, и мясо РАМБАМ ест тоже некошерное?» — изумился р. Меир. Это для него было слишком!

Разбитый, страдающий, он удалился в отведенную для него комнату и всю ночь провел в слезах и молитвах. Итак, действительность оказалась страшнее всех слухов — если бы кто-нибудь рассказал ему, что великий ученый и законоучитель на деле отвергает заповеди Торы, он не поверил бы, но тут — он видел ведь все своими собственными глазами!.. Рабби Меир решил, что завтра потребует решительного объяснения с РАМБАМом и откроет ему, с каким поручением прибыл.

Однако наутро, прежде, чем он вышел из своей комнаты, к нему уже постучал слуга и передал просьбу РАМБАМа побеседовать с ним.

Когда р. Меир вошел в кабинет, РАМБАМ приветствовал его очень сердечно и. не дав ему вымолвить ни слова, обратился к нему:

— Уважаемый друг мой, я прекрасно знаю, кто вы на самом деле и с чем прибыли ко мне. Я знаю также, что всю ночь вы не спали и молились о том, чтобы я — «еретик и отступник» — не вверг Израиль в еще более страшные беды. Я прошу у вас прощения за то, что подверг вас таким переживаниям, однако я счел необходимым сделать это, и скоро вы сами со мной согласитесь, что я был прав. Я готов дать вам разъяснения всего виденного вами вчера дикого и странного, вернее — того, что вам показалось таковым.

— Взгляните, — продолжал он, — вот растение, которое очень распространено у нас, но в Германии почти неизвестно. Когда его варят, оно раскрывается в форме, напоминающей руку человека. Форма несколько странная для непривычного глаза, но растение очень питательно и полезно для здоровья.

— Я готов разъяснить вам и второе недоразумение. Вспомните мидраш «Берейшит Раба», главу 94-ю, там упоминается... Пристыженный, р. Меир тут же вспомнил: «рабби Йоси бар Петр!».

— А Иерусалимский Талмуд говорит в трактате «Моэд катан» (3:5), что он был тестем рабби Йеошуа бен Леви — значит, с таким именем он был, по всей видимости, хорошим евреем... И еще, уважаемый друг мой, всем хорошо известно, что теленок, живым извлеченный из утробы коровы, зарезанной по всем законам Торы, не требует «шхиты», так как эта заповедь уже была исполнена в то время, когда он был еще в чреве матери. Его можно просто заколоть и, после соответствующих приготовлений, подать к столу. Такой теленок как раз оказался у меня вчера, и я хотел угостить им моего дорогого и уважаемого гостя.

Слезы лились из глаз р. Меира — ведь он заподозрил в тяжких преступлениях праведника! От имени всех, кто, не зная РАМБАМа, подозревали его в отступничестве, он попросил прощения...

На обратном пути р. Меир всюду, где встречал евреев, говорил о том, как легко ошибиться человеку, слишком доверяющему себе — даже в том, что видят его собственные глаза, и расточал величайшие похвалы великому мудрецу, посланному Всевышним, чтобы осветить мрак нашего изгнания — рабби Моше бен Маймону...

В своей книге «Мишнэ Тора» РАМБАМ не указывал источники принятия алахических решений. За это он подвергся большой критике. Одни говорили, что он не имел права ссылаться на алахические мнения без упоминания имен их авторов и без указания источников, на которых они основаны. Другие боялись, что это заставит многих прекратить изучать первоначальные источники, а только изучать алахические заключения. Это прекратило бы глубокое изучение Торы в народе, и люди бы стали невежественными. Но время показало, что эти опасения были напрасными. Талмуд продолжал изучаться, и даже еще на более высоком уровне.

Бойкоты

После смерти РАМБАМа в 1204 году некоторые авторитеты стали накладывать раввинский «херем» — объявлять бойкот тем, кто изучал «Путеводитель заблудших». Конечно, это не помогло, а только добавило масла в огонь. Как обычно в таких случаях, люди меньших достоинств, но большого рвения стали участвовать в раздорах. Они донесли на труды РАМБАМа христианским монахам. Доминиканцы конфисковывали теперь все книги РАМБАМа и сжигали их в Мордпилиасе в 1234 году. Восемью годами позже французские монахи последовали их примеру и сожгли все найденные книги РАМБАМа на площади в Париже.

Раз уж христианские фанатики начали жечь одни еврейские книги – они быстро вошли во вкус, и всего через сорок дней в костер «священного огня» полетели и другие древнейшие и ценные рукописи, включая Талмуд и ранних комментаторов. Это произошло на той же площади Парижа, где еще совсем недавно горели книги великого РАМБАМа. Таким образом, во всей Франции не осталось ни одной копии Талмуда.

Первым опомнился двоюродный брат РАМБАМа, великий рабби Йона, автор многих книг и в т.ч. книги «Врата раскаяния». Он осознал всю глубину своей ошибки, когда он был одним из обвинителей РАМБАМа. Он полностью раскаялся и решил обходить все города, чтобы лично опровергнуть все свои нападки на труды своего двоюродного брата. Он заходил в каждую синагогу и объявлял: «Я согрешил против Б-га Израиля и против рабби Моше бен Маймона...»

РАМБАМ и Алтер Ребе

Алтер Ребе 
Алтер Ребе 

В истории человечества вообще и в истории еврейского народа в частности мы находим немало примеров, когда величие мыслителей, ученых, духовных наставников и их учение не оценивались по достоинству современниками. Возможно, одна из причин этого явления — несоизмеримость интеллектуального и духовного уровня этих великих личностей с остальными людьми их поколения. Выдающиеся личности, очевидно, предвидели, что их идеи, мысли станут неотъемлемой частью духовною наследия человечества в будущем, хотя при жизни они вызывали споры и неприятие со стороны тех кто привык лишь к консервативной форме мышления и догматизму.

Двумя примерами таких личностей служат РАМБАМ (р. Моше бен Маймон) и Алтер Ребе (р. Шнеур-Залман из Ляд). Оба они ушли из этого мира в месяце тевет (РАМБАМ — 20-го Тевета, Алтер Ребе — 24-го). И РАМБАМ, и Алтер Ребе написали фундаментальные труды как в области законов Торы, так и в области тайной части Торы. РАМБАМ — книгу «Мишнэ Тора», которая является уникальным сводом всех законов Торы и теософский труд «Морэ невухим» («Наставник колеблющихся»). Алтер Ребе — «Шулхан Арух» и книгу «Тания».

И «Морэ невухим», и некоторые главы из «Мишнэ Тора» вызвали в свое время отрицательную реакцию — резкое недовольство со стороны некоторых раввинов, привыкших к догматическому мышлению. Они считали, что идеи РАМБАМа не соответствуют духу иудаизма и являются чуть ли не ересью. Эти нападки на книги РАМБАМа послужили поводом для властителей Франции и глав христианского духовенства публично сжечь книги РАМБАМа: первый раз в 1234 г., второй — в 1242 г. Также и учение хасидизма вообще и еще в большей степени учение ХАБАД, открытое Алтер Ребе, встретило сопротивление со стороны ученых раввинов Литвы, которые опасались новых веяний в еврейской религии. Они видели в учении Алтер Ребе, представленном в книге «Тания», отход от традиционного мышления в иудаизме. Книги, содержащие учение хасидизма, публично сжигали в Вильно по инициативе ученых-талмудистов. Сам Алтер Ребе в одном из своих писем сравнивает отрицательное отношение к учению хасидизма с подобным отношением определенных раввинов к книгам РАМБАМа в свое время. Он выражает в этом письме уверенность, что как книги РАМБАМа впоследствии заслужили признание и прочный авторитет среди всего еврейского народа, так и учение хасидизма станет общепринятым духовным наследием всех евреев.

Основные труды

«Мишнэ Тора»

РАМБАМ написал эту работу из-за ужасных бед изгнания, которым евреи подвергались в те времена. Их знание Талмуда ослабевало, и люди не были в состоянии постигать Талмуд, как в предыдущих поколениях. Поэтому часто они не знали, как поступать. Поэтому необходим был труд, способный охватить и объяснить все тонкости Закона, не вдаваясь в дискуссии мудрецов. В «Мишнэ Тора» нет ни имен, ни споров, ни аргументов. Она просто дает алахические постановления в каждом индивидуальном случае. Она написана на прекрасном иврите очень доступным языком, и разделена на различные разделы так, чтобы любой мог легко находить нужное место. Эта книга включает в себя не только законы, необходимые в настоящее время, но она также охватывает, законы, действующие во время существования Иерусалимского Храма. Эти темы были опущены большинством авторитетов, включая составителя «Шулхан Арух» — Йосефа Каро. Все в книге построено в логическом порядке. При изучении Талмуда одну и ту же тему можно найти в десятках разных мест. Гений РАМБАМа должен был собрать все в логическом и систематическом порядке, и решить, какому мнению следовать, так, чтобы все было понятно без того, чтобы обращаться к первоначальным источникам. Этот труд был написан ясным, точным и кратким языком, так что даже современные ученые со всех континентов тщательно изучают каждое написанное слово и извлекают важную информацию.

«Путеводитель заблудших»

Эта книга предлагает еврейский подход ко многим философским вопросам. Она написана на арабском языке и позже была переведена на иврит. Основанная на высказываниях знаменитых мудрецов Торы, «Путеводитель заблудших» также содержит цитаты из философии Аристотеля, очень популярного автора тех дней. Люди, находившиеся под влиянием его идей, очень нуждались в подобной книге, чтобы вновь обрести уверенность в непреходящих духовных ценностях Торы.

«Книга Заповедей»

Еще один шедевр творчества РАМБАМа – это «Книга Заповедей». Всем известно, что в Торе есть 613 заповедей. Но существуют разногласия в их определении. В этой книге перечисляет все до единой заповеди, объясняет, как их нужно понимать и выполнять, приводя их источники в Торе.

«Послание в Йемен»

Кроме перечисленных трех работ РАМБАМ написал и другие книги, а также ответы на многочисленные насущные вопросы того времени. Евреи многих стран писали ему, желая получить очень авторитетное мнение по различным вопросам. Одним из наиболее известных ответов является «Послание в Йемен», написанное в 1170 году. Это послание было предназначено людям, стоящим перед выбором принять чужую религию или быть сожженными на костре публично. Эта дилемма нередко возникала перед евреями в средние века. В своем письме РАМБАМ пытается ободрить их и объясняет, как справиться с этой проблемой. Он, конечно, советует бежать при первой же возможности. Кроме того, он ходатайствовал за них перед высочайшими государственными чинами.

«13 основ»

РАМБАМ также составил 13 основ еврейской веры — «13 основ». Эти 13 аксиом являются фундаментом еврейской религии. Поэтому если человек не принимает хотя бы одну из них – он выходит за рамки иудаизма.

Даты событий

1135 — 14-го Нисана родился РАМБАМ.

1148 — Алмохеды захватывают Кордову. Семейство рабби Маймона бежит из Кордовы.

1158 (1161) — РАМБАМ начинает писать комментарий на Мишну.

1159 — Семейство рабби Маймона селится в Фезе, столице Марокко.

1162 (1163) — РАМБАМ составляет и распространяет «Игерет Ашмад».

1164 (1165) — Семейство рабби Маймона оставляет Фес и отправляется в Израиль.

1166 — Они оставляют Израиль и селятся в Египте, в городе Александрия.

1166 — Отец рабби Маймона скончался.

1165 (1168) — РАМБАМ заканчивает комментарий на Мишну.

1167 (1170) — Он начинает составлять «Сефер аМицвот» и «Мишнэ Тора».

1169 — Он пишет и посылает «Игерет Тайман» евреям Йемена.

1171 — Рабби Давид, брат РАМБАМа, тонет в кораблекрушении.

1171 – РАМБАМ селится в Фостаде, Египет, где он живет до конца жизни.

1171 (1174) – Саладдин становится королем Египта.

1177 — РАМБАМ назначен главным раввином еврейской общины Каира.

1177 (1180) — Он завершает написание «Мишнэ Тора».

1186 — 28-го Сивана родился его сын Авраам.

1186 (1190) — РАМБАМ завершает «Море Невухим».

1204 — 20-го Тевета РАМБАМ скончался и похоронен в земле Израиля в городе Тверия.

О пользе изучения трудов РАМБАМа

Постановление Любавичского Ребе שליט"א Короля Мошиаха изучать труды РАМБАМа каждый день вышло накануне праздника Песах в 1984 году. С тех пор этот обычай распространился среди евреев всего мира. Одной из целей этого является укрепление единства евреев, когда «единый народ» изучает «единую Тору» и соединяется с «единым Б-гом».

Единство евреев раскрывает понятие «единства» в мире, то есть, чтобы все люди мира знали, что Б-г один и един. Это является назначением человека. Но вначале евреи должны раскрыть аспект «единства» в себе.

"Надо объединиться посредством изучения темы, включающей всю Тору". 
"Надо объединиться посредством изучения темы, включающей всю Тору". 

Истинное единство, которое способно раскрыть «единство Его» в мире, появляется благодаря изучению «единой Торы». Её еще называют «Торой Истины», так как она была дана, чтобы принести мир и единство в этот мир. И в частности, это достигается, когда сыны Израиля объединяются посредством изучения одной темы в Торе, и особенно когда изучение это происходит по книгам РАМБАМа. Ведь это изучение включает в себя все аспекты Торы. В идеале, весь еврейский народ должен это изучать — мужчины, женщины и дети.

"И весь мир будет занят только познанием Всевышнего". 
"И весь мир будет занят только познанием Всевышнего". 

Основная цель состоит в изучении объемного труда РАМБАМа «Мишнэ Тора», но для того, чтобы даже малоподготовленные люди смогли присоединиться ко всем, Ребе постановил, что они должны изучать другую книгу РАМБАМа. Она гораздо меньше по объему, но тоже включает в себя все заповеди Торы, и называется «Книга заповедей». Сам РАМБАМ называл ее введением к «Мишнэ Тора», ибо в ней он перечисляет и кратко объясняет все 613 заповедей Торы, которые более подробно рассматриваются в «Мишнэ Тора».

Те, кто изучают «Книгу заповедей», делают это в соответствии с порядком глав «Мишнэ Тора». Таким образом, все изучают одни и те же заповеди одновременно.

Темы: РАМБАМ
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » Биография (другие статьи):