СБП. Дни Мошиаха! 10 Нисана 5784 г., пятый день недели Мецора | 2024-04-17 22:09

ТАЗ (рабби Давид а-Леви)

Рабби Давид аЛеви (5346/1586 — 5427/1667) родился во Владимире-Волынском.

Составил и перевел:Элияу аКатан Гэц 14.02.2007 4636 мин.

Рабби Давид а-Леви (5346/1586 — 5427/1667) родился во Владимире-Волынском. Его отец — р. Шмуэль был сыном знаменитого гаона р. Ицхака Бецалеля (хотя в Ор аХаим предполагается, что ТаЗ был внуком р. Ицхака Бэцалэйла через маму). Старший брат р. Давида — р. Ицхак аЛеви — тоже был великим гением, он написал две книги по грамматике святого языка — «Сиях Ицхак» и «Брит аЛеви», и основал йешивы в Хелме, Владимире и Львове. Сохранилась переписка между братьями.

Женился р. Давид аЛеви на ребецн Ривке, дочери знаменитого р. Йоэля Сиркиса, автора комментария на Турим РОШа «Байт Хадаш», сокращенно БаХ (жил в Меджибуже, основание его синагоги рядом с восстановленной недавно синагогой БеШТа). ТаЗ после свадьбы жил, по обычаю, в доме тестя. Но после ее смерти взял в жены вдову р. Шмуэль-Цви Ирца, брата его первой жены. Потом, в 5401/1641 году, его пригласили на пост раввина в Острог (после того, как 5 кислева 5392/1631 года умер знаменитый раввин Острога р. Шмуэль-Элиезер Аделес — МаАРША). Там он основал йешиву.

Главы Острожской общины настояли на том, чтобы р. Давид написал свой комментарий на Йоре Деа и Орах Хаим, что он и сделал, назвав свой труд «Турей Заав», сокращенно ТаЗ. В том же, 5406/1646 году, в Вильнюсе издал свои комментарии на Йоре Деа р. Шабтай Коэн, под названием «Сифтей Коэн» — ШаХ. Они познакомились, сдружились, и выпускали затем Йоре Деа с комментариями обоих («Ашлэй Раврэви»), что стало потом стандартом для дальнейших изданий.

На Орах Хаим р. Давид аЛеви выпускал комментарии с другим своим другом — р. Авраамом Гумбинером из Калиша. Его комментарий назывался «Маген Авраам», а комментарий р. Давида аЛеви — «Маген Давид». Сын р. Авраама Гумбинера напечатал их под именем «Магней Эрец», ставшей одной из самых популярных в еврейской среде до наших дней. ШаХ написал дополнения к ТаЗу на Орах Хаим под названием «Некудот Кесеф». Внук ТаЗа, р. Йоэль из Шербешина написал книгу Магиней Заав, где объяснил кажущиеся несоответствия между ТаЗом и Некудот Кесеф. ТаЗ также написал комментарий на РаШИ — «Диврей Давид» (ее напечатал в 5449 году р. Моше, зять р. Йеошуа, сына ТаЗа). У р. Йоэля, внука ТаЗа, была также рукопись третьей книги ТаЗа — «Тшувот Давид».

Во время погромов Хмельницкого р. Давид аЛеви бежал из Острога в Литву, где стал раввином города Балик. В Ор аХаим приводится со слов р. Лейзера Риесера, который слышал от своего тестя р. Рафаэля аКоэна, что когда казаки подошли к стенам города, что бы вырезать всех евреев, на них внезапно напал страх — и они отошли от города, не тронув его. И одному из святых гаонов того города сказали во сне: «Защитил Я город этот ради раба моего Давида». И тогда ТаЗ был очень беден — настолько, что однажды в пятницу у него не было средств даже на одну субботнюю трапезу... Однажды пришла к нему женщина с просьбой излечить ее единственную дочь, находившуюся при смерти. Он сказал ей: «Я не врач и не Баал-Шем, но сегодня я нашел ответ на один трудный вопрос из Тосафот — я дарю тебе этот ответ, чтобы он защитил тебя». И девочка выздоровела.

После того, как прекратились погромы Хмельницкого, ТаЗ уехал во Львов (Лемберг), где стал раввином. Но в 5424/1664 году, во время погрома, убили его двух старших сыновей — гениев — р. Мордехая и р. Шломо. Двадцать шестого швата 5427/1667 года р. Давид аЛеви умер (81 год).

Напечатано в книге «аМелех беМесибо» (часть 1, стр. 79. Ночь второго дня Рош а-Шана 5724 года, 3):

Ребе: «ТаЗ был каббалистом, он был зятем БаХа, который тоже был каббалистом».

РаШаГ: «Бывает и наоборот: р. Акива Игер был тестем ХаТаМ Софера, но, несмотря на это, он сам не был каббалистом».

Ребе: «Хоть р. Акива Игер не был каббалистом, но его зять ХаТаМ Софер — был каббалистом».

Один из присутствовавших: «Из письма Мителер Ребе, где он описывает его визит к р. Акиве Игеру, понятно, что тот был каббалистом».

Ребе: «Наоборот, из письма понятно, что он такими аспектами не занимался».

Я могу от себя добавить, что внук р. Акивы Игера — р. Йеуда-Лейб Игер из Люблина (сын р. Шломо Игера, рава Калиша и Познани, сына р. Акивы Игера) стал хасидом р. Менахем-Менделя из Коцка (его йорцайт в один день с Коцкером — 22 швата), а затем ездил к р. Мордэхай-Йосефу из Избицы. Даже написал хасидскую книгу «Торат Эмэт», и АДМУРом его называли. Даже династию начал — его место занял его сын — р. Авраам Игер.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter