В «Законах о королях» (гл. 11) РАМБАМ постановил, что приход Мошиаха происходит естественным путем: «Не думай, что Мошиах должен творить чудеса, вносить изменения в мир, воскрешать мертвых и т.п. Это неверно, ибо рабби Акива, величайший из мудрецов, был оруженосцем короля Бен Козивы (Бар-Кохбы) и называл того Королем Мошиахом. И он и все мудрецы его поколения полагали, что он — Король Мошиах, до тех пор, пока тот не был убит за грехи. И только после этого убедились, что он не Мошиах. И не просили от него мудрецы сотворить чудо».
[Обратите внимание на интересный нюанс: рабби Акива считал Бар-Кохбу не только потенциальным, а реальным Мошиахом. И РАМБАМ принял эту точку зрения в качестве практического закона].
Но возникает интересный вопрос: кто именно убил Бар-Кохбу?
В «Законы о постах» РАМБАМ пишет про Бар-Кохбу (5:3»): «Весь Израиль и великие мудрецы считали, что он — Король Мошиах, и попал этот город в руки римлян и все евреи были убиты».
РААВАД замечает: «Тот самый Бар Козива (Бар-Кохба) говорил о себе, что он Мошиах, и послали мудрецы проверить так это или нет, и поскольку тот не прошел проверку — убили его» как сказано в Талмуде («Санедрин» 93б).
Комментаторы Талмуда объясняют, что существует дискуссия по поводу того, кто именно его убил. Так, в Иерусалимском Талмуде сказано, что убийцами Бар-Кохбы были неевреи, и РАМБАМ выносит решение согласно этому мнению. А из слов РААВАДа на первый взгляд следует, что его убили сами мудрецы.
Однако, говорит Ребе, хотя не стоит множить споры, особенно если идет речь об историческом факте, нужно выяснить — кто же всё-таки убил Бар-Кохбу?
И Ребе объясняет, что на самом деле здесь нет никакого спора, так как все согласны (включая Талмуд и РААВАДа) с тем, что фактически он был убит неевреями. Также по всем мнениям (включая РАМБАМа) часть мудрецов не признавали Бар-Кохбу Мошиахом. Как например, рабби Йоханан бар Торта, сказавший рабби Акиве: «Взойдет трава на твоих щеках, а Мошиах все еще не придет». Мудрецы решили проверть, может ли Бар-Кохба судить по запаху, и когда он не смог этого сделать, то пришли к выводу, что Бар-Кохба не являлся Мошиахом (только РАМБАМ считает как рабби Акива, что в такой проверке не было необходимости, так как от Мошиаха не требуют совершать чудеса). А так как Бар-Кохба вел войны с инородцами и из-за него погибли множество евреев, он получил статус преследователя (несущего угрозу для жизни) и за это его приговорили к смертной казни. И даже то, что он был на деле убит неевреями, не имело значения, потому что он уже считался мертвым (в соответствии с законом). Как пишет РАДБАЗ: «Так как мудрецы увидели, что он не обоняет и судит, то убили его, то есть ослабили поддержку ему, и тогда появились неевреи и убили его».
[Есть ещё одно предположение, что по мнению мудрецов Бар-Кохба не был из рода Давида, но Ребе опровергает это возражение на основании комментария Бартенуры к свитку Рут (4:6)].
Таким образом, дискуссия между РАМБАМом и РААВАДом состоит в следующем:
По мнению РАМБАМа, что Мошиах не обязан являть чудеса, очевидно, что Бар-Кохба был убит не из-за того, что он не судил по запаху, ведь Мошиаху нет необходимости показывать такое чудо (в начале своего прихода), поэтому РАМБАМ пишет, что Бар-Кохба «был убит за грехи».
РААВАД же постановил, что Мошиах должен явить чудеса в самом начале после своего раскрытия. Поэтому он полагает, что Бар-Кохба был убит именно из-за того, что он не судил по запаху. И хотя в действительности его убили неевреи, изначально он подлежал смертной казни по приговору еврейского суда.
Более того, поскольку в те времена (после разрушения Храма) евреи не могли казнить таких приговорённых, возможно было прибегнуть к посредникам нееврейского происхождения для исполнения приговора суда. Таким образом, юридически, он был казнен судом.
Из вышесказанного следует вывод, что по всем мнениям Бар-Кохбу убили неевреи.