СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 11:44

РАМБАМ против магии

РАМБАМ был против понятия магии как чего-то обладающего силой. Хотя он разделял колдунов на настоящих и «иллюзионистов», как видим в предыдущем примере. Будучи ученым, РАМБАМ подчеркивал человеческий фактор и призывал не полагаться на чудеса.

1337 (0) мин.
Эксклюзив для сайта:

Каким было отношение РАМБАМа к мистике? Двояким! В «Законах об идолопоклонстве и нееврейских обычаях» РАМБАМ пишет так (11:15):

Колдунов побивают камнями, но только в том случае, когда они действительно совершили колдовство; если же человек делает вид, что колдует, а на самом деле не совершает ничего сверхъестественного — получает телесное наказание по постановлению мудрецов, так как это не считается колдовством. А то, что о колдуне сказано во фразе «Да не будет в среде твоей…» — это запрет, являющийся предупреждением о смертной казни… так как в другом месте сказано: «Колдунью не оставляй в живых».

Также него есть и более сильные выражения:

Все эти вещи — ложь и обман; это то, чем соблазняли прежние идолопоклонники народы земли, чтобы те за ними последовали. И недостойно Израиля, людей истинно мудрых, соблазняться этими бреднями и воображать, что «в этом что-то есть». Как сказано: «Ведь не [нужен] знахарь Яакову, и не [нужен] ворожей Израилю», и сказано: «Ведь эти народы, которым ты наследуешь, предсказателей и ворожей слушались; а ты — не это дал тебе Г-сподь, Б-г твой». Тот, кто верит в эти и им подобные вещи и думает в сердце своем, что это правда и мудрость, но, мол, Тора это запретила — это глупец и неразумный, и т.п. А евреи мудрые и цельные сознанием поймут из очевидных фактов, что все эти вещи, которые запретила Тора, не являются научными знаниями, но суть чушь и суета, которыми увлекаются бездельники и оставляют из-за них пути истины. Поэтому сказано в Торе после того, как она предупреждает обо всей этой ерунде: «Чистосердечным (непорочным) будь с Г-сподом, Б-гом твоим».

Таким образом, РАМБАМ был против понятия магии как чего-то обладающего силой. Хотя он разделял колдунов на настоящих и «иллюзионистов», как видим в предыдущем примере. Будучи ученым, РАМБАМ подчеркивал человеческий фактор и призывал не полагаться на чудеса.

Если человека укусила змея и он в панике, то, согласно РАМБАМу, разрешается применить «шепот или заговор от укуса», чтобы успокоить человека — даже в субботу. То есть, здесь играет роль не какая-то магия, а «программирование подсознания» — было принято считать, что заговор поможет, и поэтому человек успокаивался. Как врач, РАМБАМ был не против такого метода.

Самым ярким примером отношения к фактической значимости работы и усилия человека является постулат РАМБАМа о том, что Храм не должен спускаться с Небес, — его должны построить люди. Ребе Король Мошиах считает нужным пояснить, что эти слова РАМБАМа нельзя воспринимать без трактовки-дополнения РАМБАНа. РАМБАН утверждает, что Храм — деяние Небес, перенос Храма небесного на земной план — часть действий Мошиаха, люди же лишь завершают, а именно — ставят ворота, и тем самым постройка обретает цельность и нарекается деянием рук человеческих.

Ребе также отмечает, что связь РАМБАМа с учением каббалы существовала.

В лурианской каббале («Книга реинкарнаций» р. Менахем де-Фанно) написано, что душа РАМБАМа — перевоплощение Шмуэля, вавилонского мудреца (из пары Рав и Шмуэль), который также занимался астрономией и врачеванием, но жил гораздо раньше РАМБАМа.

Опубликовано: 23.12.2021 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter