Любавичский Ребе часто называет РАМБАМа «путеводителем растерянных», указывающим путь всем растерявшимся людям, которые не могли найти правильный путь в его собственном поколении, а также во всех последующих поколениях. Однако, как отметил Ребе Король Мошиах в другой раз, РАМБАМ в настоящее время пребывает в высшем мире, и поэтому «для него необходимо, чтобы и в нижнем мире были те, кто занимается распространением его учения Торы до уровня реальной практики». Мы приводим 14 — совершенно случайных — сравнений между подходом РАМБАМа в его поколении и Ребе в нашем поколении, в ответ на самые разные вопросы...
1. Протягивать руку к далеким
РАМБАМ («Законы об ослушниках» 3:3):
Дети этих заблудших людей и их внуки, которых увели родители и которые родились в атмосфере отрицания веры и были воспитаны в этом духе, считаются детьми, захваченными в плен и воспитанными неевреями… Поэтому уместно побудить их к покаянию и привлечь к устоям Торы доброжелательно.
Ребе («Сефер а-Шлихут», стр. 68):
В нашем поколении, поколении сирот… евреи так нуждаются в помощи. Они не еретики и не отступники — они не более чем «взятые в плен дети», что относится к категории того, кто принужден силой… поэтому несомненно, что им следует помочь… это и есть работа духовной помощи.
2. Не отдалять тех, кто не соблюдает субботу
РАМБАМ (послание об освящении Имени):
Подобно этому, не следует отдалять тех, кто оскверняет субботу, и относиться к ним с отвращением, но следует приблизить их и призвать к выполнению заповедей. И наши мудрецы, благословенной памяти, уже объясняли, что (мятежный) грешник, если он согрешил добровольно, когда он приходит в синагогу молиться, мы принимаем его и не ведем себя по отношению к нему пренебрежительно… не презирайте грешников еврейского народа, которые приходят тайно, чтобы украсть заповеди».
Ребе («Ликутей Сихот» том 9, стр. 278):
Люди в синагоге, где только менее десяти соблюдают субботу, а остальные нет, не дай Б-г… Мой разум не радует [применение] закона с фанатизмом в месте, где это совершенно неуместно… скорее с чертой выхода за рамки закона… придя туда, он имеет возможность исправить дела в порядке молитвы и учебы.
3. Светские премудрости
РАМБАМ (послание мудрецам Марселя):
Глупцы уже написали тысячи книг, и многие люди, которые велики годами, но не мудры, тратят все свои дни на изучение этих книг… Это то, в чем заблуждается большая часть мира, или [возможно] все, кроме отдельных людей, остатков, к которым призывает Б-г… И в этом великая болезнь и зло, порождающее болезни, что все, что они находят написанным в книгах, они сразу же принимают за истину.
Ребе («Ликутей Сихот» том 15, стр. 43):
Что касается вопроса об учебе в колледже или университете и т.п., то здесь существует строгий запрет и опасность для жизни (а опасность для жизни более строга [в еврейском законодательстве], чем запрет) — потому что вся атмосфера и мировоззрение… пронизаны неверием в божественное провидение Б-га… там изучаются темы отступничества… Ответ [на известное «утверждение», что это не принесет ему (или ей) вреда]: «Не доводи меня до ситуации (духовного) испытания».
4. В защиту еврейского народа
РАМБАМ (из посланий):
Если так были наказаны столпы мира… когда они позволили себе несколько слов [пренебрежительных] в адрес евреев, то тем более… (как он мог) распустить язык на еврейские общины… и этот человек не знал, что это не мятежные грешники по своей воле, и Б-г не покинет их, и Он не оставит их… «И не презрел Он и не отвратился от вопля бедных…».
Ребе (беседа «Шмот» 5751 г.)
Невозможно оценить величие заслуг и качества всего еврейского народа! И как можно распускать клевету на детей Всевышнего — противоположную законному постановлению Торы, учения истины, что каждый из них (даже если он провозглашает обратное)… хочет исполнить все заповеди… И тем более в этом поколении, когда те, кто не исполняет Тору и заповеди, «подобны плененному ребенку… который подобен тому, кого принуждают силой», и тем более, когда даже они «наполнены заповедями, как гранат»… Всевышний гордится и превозносит еврейский народ.
5. Содержание, а не язык
РАМБАМ (комментарий к трактату «Авот»):
Работы, написанные на каком бы языке они ни были, не оцениваются иначе, как по их содержанию. Речь не [определяется как] запрещенная или разрешенная, желательная или отвратительная, и даже не является заповедью, чтобы говорить ее, из-за языка, на котором она произносится, но только из-за ее содержания… Если она возвышает, то обязаны говорить ее на любом языке, а если ее содержание унижает, то обязаны избегать говорить ее на любом языке.
Ребе (письмо 15 Ияра 5728 г.):
Язык, на котором они будут учиться… это не главное, а скорее эффективность и изобилие в количестве и качестве в познании Торы и ее заповедей.
6. Свет для народов
РАМБАМ (послание «Слава поколения», п. 143):
[В письме, касающемся распорядка дня, он описывает, как возвращается домой после работы при дворе, измученным и голодным]. Все коридоры заполнены людьми, среди них есть и язычники, и евреи… и я иду лечить их, пишу рецепты и медицинские инструкции по их болезням…
Ребе («Ликутей Сихот» том 26, стр. 132):
Обязанность обеспечить соблюдение семи заповедей потомков Ноаха была возложена на еврейский народ потому, что таково принципиальное требование, предъявляемое к исполнению этих законов, — оно должно быть продиктовано готовностью подчиниться повелению Всевышнего, выраженному в Торе. А еврейский народ, получивший Тору от Всевышнего, и является связующим звеном между Торой — божественной мудростью и законами — и всем миром.
7. Источник всех денег
РАМБАМ («Путеводитель растерянных»):
И должно стать общеизвестным в мире, что тот, кто посвящает себя исключительно служению Ему, Он обеспечит его пропитанием из места, о котором он даже не задумывался.
Ребе («В сени мудрости», стр. 331):
Следует приложить усилия… чтобы раввины в каждом месте… устраивали общественное проведение Песаха… Что касается вопроса откуда появятся деньги, есть четкий стих: «Мне серебро и Мне золото, — так говорит Б-г»… Это будет от людей, (которые) с радостью примут участие в этих расходах.
8. Преимущества опубликованных произведений
РАМБАМ («Путеводитель растерянных»):
Если читатель утолит свою жажду даже одной идеей, он должен воздать хвалу Б-гу…
Ребе («И живой пусть обратит внимание» стр. 35):
Есть польза от моих ссылок на источники… (поэтому в «Ликутей Сихот» стараются приводить источники), чтобы даже тот, кто не согласен с содержанием того, что я сказал в беседе, тем временем изучил тему, приведенную в источниках…
9. Земля Израиля
РАМБАМ («Путеводитель растерянных»):
Самое прекрасное из всех мест в мире и самое плодородное…
Ребе (письмо 12-13 Тамуза 5729 г.):
Народ, который живет в Земле Израиля, уникальной земле, подобной которой нет — и речь вовсе не идет о стране, [расположенной] между странами Сирия, Ливан, Иордания и Египет.
10. Правильная речь
РАМБАМ («Путеводитель растерянных»):
Эта [способность] говорить относится к уникальным качествам человека и является благом, которое было даровано ему… поэтому не следует использовать это благо… для самого низкого из низких и позорного.
Ребе («Игрот Кодеш» том 18, стр. 489):
Я был встревожен… стилем его слов, в котором он использовал некоторые выражения… помимо того, что это запрещено Торой… это противоречит работе наших глав ХАБАДа…
11. Подход к обучению
РАМБАМ (введение к комментарию на Мишну):
Поэтому подобает человеку, когда он встречает среди их (т.е. мудрецов) высказываний нечто, противоречащее логике, по его мнению, чтобы он не ставил в вину эти слова, а приписывал вину (только) своему интеллекту. А если он увидит среди их притч притчу, простой смысл которой далек от его понимания, то ему подобает очень огорчаться из-за того, что он не понял сути дела, вплоть до того, что все эти истинные учения стали для него совершенно далеки.
Ребе («Ликутей Сихот» том 10, стр. 264):
Подход к учебе хасида… что то, что написано в книге, хорошо и верно, а ошибка — в нем самом и его знаниях.
12. Опубликованные материалы
РАМБАМ (послание мудрецам Марселя):
И мы знаем, что все, что было написано в книге, будь то правильное или неправильное, несомненно, станет достоянием гласности.
Ребе («Игрот Кодеш» том 2, стр. 219):
Произнесенное слово является достоянием общества, в письменной форме оно предназначено для всего мира, а напечатанное — для всех последующих поколений (из поколений в поколения).
13. Не задавать вопросов
РАМБАМ (послание в Йемен):
И знай, что подобно тому, как слепой спасается, полагаясь на зрячего, за которым идет, — поскольку он знает, что у него самого нет глаз, — что тот поведет его по прямому пути… Так и широким слоям населения подобает полагаться на пророков, обладающих истинными глазами, и довольствоваться тем, чему они учат, а именно, что такое-то рассуждение истинно, а другое — нет… А после [эпохи] пророков у нас есть мудрецы….
Ребе («И живой пусть обратит внимание» стр. 35):
На этот вопрос, безусловно, есть ответ… Однако сам факт того, что у него есть вопрос, доказывает, что… ведь для хасида нет места вопросам!
14. Мошиах
РАМБАМ («Законы королей» гл. 11):
Не думай ты, что Мошиах должен творить чудеса
Ребе («Ликутей Сихот» том 18, стр. 280):
Миссия Мошиаха — привести к совершенству в выполнении Торы. Итак, если Мошиах должен совершать изменения в мире, то ясно, что это противоречит тому, что «Тора, ее законы и указания вечны». А так как цель Мошиаха — это не чудеса и знамения, понятно, что они также не могут быть «экзаменом его праведности».