25 Менахем-Ава 5781 года, третий день недели, гл. Реэ

Нужно ли сознательное намерение для исполнения заповедей

678 (0)
Перевод: Моше-Залман Забродин Источник: «Шулхан Арух а-Рав» 60:5
Нужно ли сознательное намерение для исполнения заповедей
Нужно ли сознательное намерение для исполнения заповедей

Для исполнения всех заповедей требуется сознательное намерение («кавана») [со стороны исполняющего их]. Если же человек сделал (заповедь) без сознательного намерения её исполнить, но только лишь сделал действие автоматически [например трубил в шофар не для исполнения заповеди, а чтобы научиться как в него трубить — см. 589:5] или же сделал действие, имея некое другое намерение, не направленное на исполнение данной заповеди [например, трубил в шофар, чтобы произвести музыкальные звуки, см. там же], то считается, что согласно закону Торы, он эту заповедь не исполнил.

Однако, есть мнения, что для исполнения заповедей не требуется сознательного намерения и даже если человек сделал действие автоматически (в процессе занятия другим делом), то считается, что постфактум заповедь он исполнил.

[См. 489:12, где сказано: «Даже согласно мнениям, по которым для исполнения заповедей не требуется сознательного намерения, если человек сознательно имеет намерение НЕ исполнять своим действием заповедь, она не считается исполненной».]

Закон соответствует первому мнению (согласно которому для того, чтобы заповедь была исполнена, необходимо сознательное намерение)

[При этом, в главе 475(:28) сказано, что это сказано именно о «Заповедях, в которых нет удовольствия для тела, как, например, заповедь чтения „Шма“, трубления в шофар, заповедь брать лулав и т.п.. — если делая эти действия человек не имел сознательного намерения — он не исполнил их вообще, поскольку это называется автоматическим действием, которое было сделано не во имя заповеди.

Что же касается заповедей, которые зависят от употребления пищи, например заповедь есть песах, мацу и марор и т. п. — поскольку есть (в этих действиях) удовольствие для тела, даже если при этом употреблении пищи человек не имел намерения исполнить заповедь — она считается исполненной, поскольку в любом случае его тело получило удовольствие и это называется употреблением пищи, и в таком случае человек исполнил заповедь употребления в пищу».]

О чем сказано (то, что для исполнения заповедей нужно сознательное намерение и закон соответствует этому мнению)? О заповедях из Торы.

Что же касается заповедей, которые были установлены мудрецами — есть мнения, что для их исполнения не обязательно иметь сознательное намерение. Однако, есть те, кто с этим спорят, как объясняется в главе 475(:29).

[Там сказано: «Для исполнения всех заповедей, которые установлены мудрецами нет обязательной необходимости иметь сознательное намерение, однако есть те, кто это оспаривают, поскольку мудрецы установили заповеди подобно заповедям Торы. И хорошо прислушаться к этому мнению».]

Намерение в заповеди чтения «Шма»

Заповедь чтения «Шма» — это заповедь из Торы и по все мнениям для её исполнения необходимо сознательное намерение.

И даже по тем мнениям, согласно которым даже для исполнения заповедей из Торы нет обязательной необходимости в сознательном намерении — тем не менее при чтении «Шма» необходимо намерение сердца («каванат а-лев»), то есть чтобы человек понимал то, что он произносит устами [поскольку основа принятия власти Небес — в сердце, а не в речи].

А то, что сказали об отсутствии необходимости в сознательно намерении — имелось в виду намерение данным действием исполнить заповедь, однако сознательное намерение понимания сути (при чтении «Шма») все же необходимо, то есть не размышлять о других вещах, чтобы принять власть Небес с согласием сердца.

И это не похоже на остальные заповеди, которые связаны с действием, там где (по разрешающие мнениям), даже если человек исполнил заповедь, не имея сознательного намерения ее исполнить — считается, что он исполнил заповедь действия, и просто это не считается исполнением заповеди лучшим образом, и тем более, если имел ввиду исполнить заповедь, но посреди её исполнения думал о других вещах — по всем мнениям заповедь считается исполненной.

Что же касается «Шма» и молитвы («Шмоне Эсре»), которые являются принятием власти Небес и сообщение похвал Всевышнему — не годится, чтобы во время их произнесения сердце человека концентрировалось на других вещах.

И все это касается первой строки «Шма», то есть слова «Шма Исраэль…», поскольку именно эти слова представляют из себя принятие власти Небес. И это же касается первого благословения молитвы «Шмоне Эсре». Однако, начиная со слов «И возлюби…», отсутствие сознательного намерения не препятствует исполнению заповеди постфактум. И даже если человек читал свиток Торы или корректировал эти отрывки во время обязанности чтения Шма, то считается, что он заповедь исполнил, даже если (во время своих действий) он не имел намерения исполнить заповедь. И это при условии, что у него было намерение во время чтения первой строки. (Поскольку основное в чтении Шма — это первая строка, в отношении которой существует обязанность из Торы. В отношении остальных строк, которые установили мудрецы, необходимо иметь намерение изначально, но если человек прочитал их без намерения, то не нужно их перечитывать заново. Это касается как отсутствия намерения исполнить заповедь, так и отсутствия намерения в отношении сути читаемого).

И даже по тем мнениям, согласно которым даже в отношении заповедей, которые установлены мудрецами, необходимо иметь намерение исполнить заповедь, тем не менее, поскольку чтение «Шма» является не заповедью, связанной с действием, а принятием ярма власти Небес и ярма заповедей, что зависит от намерения в отношении сути, поэтому как не обязали перечитывать её (от «И возлюби» и далее) в случае если не было намерения в отношении сути, так не обязали ее перечитывать и в случае, если не было намерения исполнить заповедь, поскольку в чем толк если человек снова прочитает без намерения в отношении сути. И достаточно того, что обязали читать «Шма» каждый день, поскольку в процессе каждодневного повторения, человек придёт к тому, чтобы иметь намерение в отношении сути. Да, изначально обязали иметь намерение, но если так случилось, что его не было — не обязали перечитывать.

Однако, по мнению тех, которые полагают, что обязанность читать отрывок «Возлюби» и далее — тоже из Торы, необходимо иметь намерение исполнить заповедь в отношении всего, что повелела читать Тора, однако (даже по этим мнениям), постфактум достаточно, если намерения в отношении сути было только при чтении первой строки «Шма».

Опубликовано: 17.03.2020

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter