18 Менахем-Ава 5781 года, третий день недели, гл. Экев

Законы эрува (частное владение)

22.07.2020 536 (0)
Перевод: Моше-Залман Забродин Источник: «Шулхан Арух» Алтер Ребе 345:1–10
Законы эрува (частное владение)
Законы эрува (частное владение)

1) Существуют четыре владения в отношении законов субботы: частное владение («решут а-яхид»), общее владение («решут а-рабим»), «кармелит» и «маком птур».

Что является частным владением? Это место, которое окружено стенками, которые составляют по высоте 10 тфахим (80 см. согласно мнению р. Авраам-Хаима Наэ), внутреннее пространство которого составляет 4 на 4 тфахим (то есть 32 см на 32 см, не включая толщину самих стенок), поскольку место, обладающее данными характеристиками считается значимым и годным для использования.

Также углубление, которое по глубине достигает 10 тфахим (80 см.), чье пространство окружено стенками, которые составляют 10 тфахим, — если его пространство составляет 4 на 4 тфахим (32 см на 32 см), то оно является абсолютным частным владением, даже если расположено в общем владении.

И подобно этому столб или насыпь, высота которых составляет 10 тфахим, а площадь составляет 4 на 4 тфахим, считаются как будто окруженными стенками высотой в 10 тфахим, поскольку согласно закону, полученному Моше на Синае, в данном случае мы применяем принцип «гуд асик» (досл. «вытяни и подними») и рассматриваем четыре стороны столба, которые составляют 10 тфахим по высоте, как будто они поднимаются над его верхушкой и подобны вертикальным стенкам, окружающим его. Таким образом (применяя принцип «гуд асик»), мы рассматриваем данный столб, как такой, чья верхушка окружена стенками с четырёх сторон, внутреннее пространство которого составляет 4 на 4 тфахим.

2) Если холм имеет такой склон с постепенным подъёмом, что в пределах прохождения 4 амот (1.92 м) человек достигает высоты в 10 тфахим (80 см), и так со всех сторон, то мы рассматриваем его как будто он выпрямлен вертикально, и статус его верхней точки — частное владение. И это даже если он расположен в общем владении, поскольку людям некомфортно подниматься по склону с таким углом подъёма.

Однако если склон холма таков, что высоты в 10 тфахим можно достичь только пройдя (не 4) а 5 амот (или больше), то считается, что подниматься по нему удобно, и он имеет статус общего владения если расположен в общем владении или статус кармелит если расположен во владении, статус которого кармелит.

* Один тефах согласно мнению р. Наэ — 8 см. Одна ама согласно мнению р. Наэ — 48 см.

Понятия «гуд ахис» и «лавуд»

3) Если столб (брусок) по высоте составляет 10 тфахим, а его верхушка составляет 4 на 4 тфахим, и при этом он сужается к низу, так что когда он достигает пространства в пределах 3 тфахим (ниже 24 см) от земли, его параметры составляют (уже не 4 на 4 тфахим, а) 3 на 3 тфахим, в таком случае на верхушке данный столб является частным владением.

В данном случае, согласно закону, полученном Моше на Синае, мы применяем принцип «гуд ахис (досл. «протяни и опусти»), то есть протяни верхушку столба со всех сторон и спусти её до земли, и это как будто столб окружён стенками со всех сторон до верхушки. А поскольку она составляет 4 на 4 тфахим, она считается абсолютным частным владением.

И даже если в том месте столба, которое ниже чем 3 тфахим (24 см) до земли, нет 3 на 3 тфахим, то это не принципиально, поскольку все, что по высоте ниже чем 3 тфахим от земли, согласно принципу «лавуд», считается достигшим земли. Однако под верхушкой и ниже мы не рассматриваем (данный брусок) как частное владение, хоть образно и считаем как будто там он окружён стенками...

Ситуация, при которой при применении принципа «гуд асик», принцип «гуд ахис» не может быть применён

4) Если есть столб (который выше чем 10 тфахим) и он составляет 4 на 4 тфахим на протяжении высоты в 10 тфахим (то есть в верхней своей части), а к низу сужается, так что в пределах 3 тфахим от земли у него нет 3 на 3 тфахим, или даже если 3 на 3 тфахим у него нет задолго до того, как он достигает пространства в пределах 3 тфахим от земли, все равно (раз он в верхней своей части составляет 4 на 4 тфахим и так есть на протяжении 10 тфахим в верхней части), мы говорим что раз его верхушка составляет 4 на 4 тфахим, она имеет статус частного владения, и мы применяем принцип «гуд асик» (протяни и подними) в отношении сторон его верхушки (и рассматриваем их как стоячие стены), как уже было объяснено.

Однако внизу, под местом наклона (где начинается сужение столба) — не частное владение, и мы не можем применить там принцип «гуд ахис» (протяни стенки и опусти), поскольку в том месте (из-за узкости столба) могут пройти козлята. А всякая стенка которая (спускаясь) не входит в пространство в пределах 3 тфахим от земли, не может представлять из себя такую, что выделяет отдельное владение, поскольку под ней могут проскочить козлята.

Если же стенка (спускаясь) входит в пространство ниже 3 тфахим от земли, так что козлята там не пройдут, то даже если всего она по высоте составляет 10 тфахим, из которых 7.1 тфахим выше пространства в 3 тфахим от земли, а 2.9 тфахим ниже чем 3 тфахим от земли, в таком случае мы применяем принцип «лавуд» и считаем, что данная стенка дошла до самой земли.

Что разрешили мудрецы, чтобы дать поднимающимся в Храм на праздники доступ к колодцам в субботу?

5) Каждое место, у которого есть 4 стенки, даже если они не являются цельными, а содержат пространство посередине, которое не превышает 13 амот и треть (6.4 м), и которые простираются на одну ама (48 см.) в каждую из сторон считаются частным владением по Торе. Например, если в общем владении на каждом из углов квадратной площадки разместили по столбу, ширина которого одна ама, так что получается, что для каждой из сторон образовалась стенка в одну ама, и расстояние между этими столбами, расположенными по углам, не превышает 13 амот и треть, такое владение считается частным согласно Торе, и если кто-либо закинет в такое владение некий объект из общего владения, он будет считаться виновным.

Однако, согласно мнению мудрецов, такого рода стенки не считаются достаточными для того, чтобы разрешить перенос объектов в их пределах, даже если они были сооружены во владении со статусом кармелит, поскольку открытое пространство на каждой из сторон превышает то, что закрыто (то есть 13 с третью амот против одной).

Однако для тех, кто поднимается в Храм на праздники, разрешили сооружать такого рода частные владения вокруг колодцев в общем владении, для того, что паломники получили доступ к воде в субботу.

Однако мудрецы запретили что-либо переносить там на расстояние более чем 4 амот, а также запретили выносить что-либо из такого владения в частное или в общее, или вносить в него из частного или общего владения, и это подобно закону в отношении владения со статусом кармелит, как будет объяснено.

Место, окруженное стенками с трех сторон и открытое с четвёртой стороны

6) Если некое место имеет полные стенки с трех сторон, но оно полностью открыто с четвёртой стороны, или же если речь идёт о таком месте, у которого есть две стенки и (к одной из стенок приставлен) «лэхи» (брусок), который обладает статусом третьей стенки (как объясняется в гл. 363), такое владение считается абсолютным частным владением по Торе. И если кто-либо закинет некий объект в такое владение из общего владения, он будет считаться виновным.

К чему относится вышесказанное? К ситуации, когда это место открыто (с четвёртой стороны) во владение кармелит. Однако, если это место открыто в общее владение, кидающий в него что-либо свободен, поскольку это не абсолютное частное владение по Торе, поскольку иногда много людей заталкиваются в него, когда в общем владении чрезмерно людно.

Какое владение на стенках, которые окружают частное владение?

7) Над стенками, которые окружают частное владение, также частное владение. Даже если по ширине они не составляют 4 тфахим.

И даже если пространство, которое окружают стенки не составляет 4 (на 4) тфахим, то есть там нет частного владения, тем не менее, если стенки в совокупности с пространством посередине составляют 4 на 4 тфахим, считается, что на самих стенках (сверху) — частное владение.

И несмотря на то, что эти стенки не годятся для использования, поскольку они меньше чем 4 тфахим по ширине, тем не менее, на них можно разместить лист с параметрами 4 на 4 тфахим и пользоваться получившимся пространством (поскольку мы говорим о такой ситуации когда стенки в совокупности с пространством между ними обладают параметрами 4 на 4 тфахим, поэтому на них и можно разместить лист в 4 на 4 тфахим).

Каким статусом обладают выемки в стенах частного владения?

8) Выемки в стенках частного владения, которые обращены в сторону частного владения, имеют статус частного владения. И это так даже если они проходят насквозь в сторону общего владения и расположены на высоте ниже чем 10 тфахим, где пространство общего владения, и прохожие в общем владении используют их.

Тем не менее, поскольку такого рода сквозными отверстиями можно пользоваться, находясь в частном владении, они аннулируются по отношению к нему, и обладают таким же статусом (частного владения).

Однако если речь идёт о такой ситуации, когда выемки в стенках (окружающих частное владение) направлены наружу и не достигают частного владения, они не аннулируются по отношению к частному владению и их статус зависит от того, на какой высоте они расположены и какой шириной обладают, как будет объяснено далее.

На сколько простирается пространство частного владения по высоте?

9) Пространство над частным владением распространяется до небес, и поэтому даже если человек воткнул в частном владении шест, который по высоте достигает 100 амот, все равно пространство на нем (и над ним) будет иметь статус частного владения.

И, подобно этому, все, что расположено в частном владении, будь эта вещь широкой или узкой, высокой или низкой, закон в отношении неё как в отношении частного владения, поскольку в частных владениях привычно строить здания с помещениями, расположенными друг над другом, как маленькими, так и большими.

Статус сосудов, которые находятся в общем владении

10) Если некий объект или сосуд («кли») находится в общем владении, и его характеристики таковы, что составляют 4 на 4 тефаха, а по высоте он достигает 10 тфахим, например некий ящик, объект на подобии улея или шкаф, то в середине таких объектов а также сверху и до небес — это частное владение, поскольку все, что обладает параметрами 4 на 4 тфахим и 10 тфахим в высоту — образует (частное) владение.

Однако если сосуд (находящийся в общем владении) не достигает по высоте 10 тфахим, то даже если его параметры по ширине — 4 (на 4) тфахим, он не образует отдельного владения.

И несмотря на то, что наши мудрецы постановили, что некий объект шириной 4 (на 4) тфахим, который по высоте не достигает 10 тфахим имеет статус кармелит, тем не менее, они не распространили это постановление на сосуды, чтобы не лишать их своего статуса, и такие сосуды рассматриваются как «маком птур».

Согласно иным мнениям, такие сосуды имеют статус общего владения, в котором они находятся, и тем более это так, если по ширине они не 4 (на 4) тфахим, а по высоте не достигают 10 тфахим.

Что касается сосудов, которые прикреплены к земле, постановили мудрецы, что их статус — кармелит если они по ширине 4 (на 4) тфахим и не достигают по высоте 10 тфахим.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter