СБП. Дни Мошиаха! Сегодня 14 Швата 5783 года, первый день недели, гл. Итро | ГОД СОБРАНИЯ | 2023-02-04 22:34

Законы в отношении мертвого в субботу и других ситуаций, связанных с непрямым переносом мукце

Является ли мертвый человек мукце в субботу? Можно ли его передвигать, в каких ситуациях и каким способом? Можно ли его переносить ради коэнов, чтобы они не находились с ним под одной крышей? Разрешен ли его вынос из частного владения во владение со статусом кармелит и в общее владение? Что можно делать в отношении него посредством нееврея, а что нельзя? Можно ли закрывать мёртвому глаза в субботу?

347 (0)
Перевод: Моше-Залман Забродин Источник: «Шулхан Арух а-Рав» гл. 311
Законы в отношении мертвого в субботу и других ситуаций, связанных с непрямым переносом мукце
Законы в отношении мертвого в субботу

1. Несмотря на то, что мертвое тело является мукце и его запрещено передвигать, если оно находится в таком месте, что человек боится, что оно загорится, можно передвигать его, чтобы спасти от огня, поскольку мудрецы разрешили передвигать тело, чтобы человек не нарушил более строгий запрет тушить огонь, так как человек беспокоится насчёт мертвого чтобы его тело не сгорело.

При этом все действия, которые можно сделать более разрешенным способом, необходимо сделать так. Имеется в виду, что если у человека есть объект, который разрешено передвигать, даже если не нуждаются в использовании этого объекта для разрешённого действия или места, на котором он находится, как например ребенок, буханка хлеба или другая пища, или же сосуд, предназначенный для разрешённого действия — необходимо переносить мертвое тело с их помощью, то есть положить такой объект на тело или рядом с ним и переносить их вместе.

[Смотри пункт 10 этой главы, где Алтер Ребе пишет: «Для переноса тела обязали класть на него вещь, которая разрешена для переноса только если речь идёт о голом мертвеце, или же если он одет в тахрихин (специальное одеяние для мертвых), которые аннулируются по отношению к нему. Однако если мертвец одет в свою одежду, в которую он был одет ещё при жизни, нет необходимости класть на него что-либо, поскольку эту одежду разрешено переносить, так как по отношению к нему она не аннулируется, ведь впоследствии ее с него снимут, чтобы надеть на него тахрихин».]

Если же у человека нет объекта, который разрешено переносить, а тело находится на кровати, если у человека есть другая кровать, разрешено перемещать тело с одной кровати на другую, а потом со второй на первую, пока не доберется до места, которому не угрожает огонь, поскольку такой способ перемещения считается перемещением со стороны, непрямым перемещением («тильтуль мин а-цад»), и при этом кровать не становится основой («басис») для мертвого, поскольку он не нуждается в кровати, но только лишь в том, чтобы его разместили на полу.

Если же у человека нет другой кровати, то разрешено переносить тело в той кровати, в которой оно находится, и даже если оно не в кровати (если невозможно иначе) разрешено переносить его обычным способом чтобы спасти от огня.

2. Есть разрешающие переносить тело во владение со статусом кармелит [о четырех типах владений в субботу смотри раздел «Орах Хаим», глава 345] если невозможно спасти его от огня по-другому. Это разрешено чтобы не было неуважения к мёртвому, чтобы он не сгорел, поскольку велико уважение к творениям, и оно отодвигает даже повелительную заповедь из Торы, которая звучит: «Не отстранись ни вправо, ни влево от того, что скажут тебе…» (Дварим 17:1).

В этой заповеди нам приказано слушать слова мудрецов, а запрет связанный с владением в статусе кармелит введен именно мудрецами.

Тем не менее, если у человека есть объект, который разрешено переносить, необходимо использовать его для выноса тела, чтобы минимизировать запрет переноса. И несмотря на то, что запрет, связанный с кармелит, отодвигается из-за уважения к творениям, что касается запрета переноса мукце, если его можно минимизировать тем, что будут переносить и разрешённую для переноса вещь, необходимо так поступить. И несмотря на то, что выносом ещё и разрешённой для переноса вещи человек добавляет в плане запрета выносить во владение кармелит, в данном случае это допустимо, поскольку запрет в отношении кармелит уже полностью убрался в силу необходимости вынести мертвого.

Что же касается запрета переноса мукце, поскольку есть возможность его минимизировать, необходимо это сделать, поскольку увеличение степени нарушения одного запрета предпочтительнее, чем нарушение двух запретов.

3. Если мертвый лежит на солнце и человек опасается, что тело начнет издавать дурной запах, если есть вещь, которую разрешено переносить, необходимо положить ее на мертвого и таким образом перенести его с жаркого места в тень. Если же такой вещи нет, пусть не переносит его вообще, даже перемещая с одной кровати на другую, поскольку непрямой перенос разрешен только тогда, когда это происходит для нужды в разрешенной вещи, как будет объяснено в пункте 14; в этой же ситуации речь идёт о переносе для нужды мертвого, которого запрещено передвигать. Разрешили же из-за чести творений запрет выноса его во владение со статусом кармелит когда в этом нуждаются, и в случае чего запрет минимизировать невозможно.

Что же касается запрета переноса (не в плане переноса из владения во владение, а в плане мукце вообще), поскольку можно его минимизировать тем, что вместе с телом будут переносить ещё и разрешённую для переноса вещь, — его никоим образом не убрали, даже если у человека нет разрешенной для переноса вещи. Исключением (то есть, когда перенос разрешили) является только пожар, чтобы человек не стал тушить огонь.

4. И даже если у человека есть разрешённая вещь для переноса тела, но в том владении нет места с тенью — запрещено переносить его посредством разрешенной вещи во владение со статусом кармелит если есть возможность защитить тело от солнца посредством установки ковриков для тени, как будет объяснено далее.

Если же такой возможности нет и также если речь идёт о мертвом, который лежит в доме и тело скоро начнёт издавать дурной запах, а в том владении нет прохладного места куда его можно было бы переместить, есть разрешающие выносить его во владение со статусом кармелит посредством разрешенной вещи, чтобы избежать позора мертвого, чтобы тело не завоняло.

Если же тело уже завоняло в доме и хотят его вынести чтобы жильцы не испытывали дискомфорт от его запаха, если есть у жильцов место, куда они могут перейти, то тело не выносят, но оставляют его лежать на месте, и выходят сами. Если же такого места нет, тело разрешается вынести, поскольку велико уважение к творениям.

И также если человек хочет вынести тело из уважения к нему, чтобы не было ему стыда в глазах живых, разрешено его вынести если нет другого места, куда живые могли бы перейти.

И также если тело подвержено другому стыду, например если оно находится в лодке и там собираются неевреи, что сопряжено с некоторой степенью стыда, разрешено отнести его в дом через владение со статусом кармелит посредством разрешенной вещи. И таков же закон в ситуациях, подобных этим.

5. Однако запрещено выносить тело в полноценное общественное владение, даже если речь идёт о пожаре и даже по мнению тех, которые говорят, что вынос тела в общее владение запрещено не Торой, а мудрецами, поскольку это действие классифицируется как работа, которая выполняется не для основной цели («млаха шеейна цриха легуфа»), как объясняется в главе 278. И это не было разрешено ради чести творений, поскольку основа этого запрета из Торы если бы эта работа исполнялась для основной цели, в отличие от запрета выносить объект во владение со статусом кармелит, что запрещено не по Торе, а по мудрецам.

6. Выносить тело в общественное владение запрещено даже посредством нееврея, поскольку для мертвого является позором если о нем скажут, что из-за него была нарушена суббота в полном смысле слова, даже если это нарушение произошло посредством нееврея.

Не так дело обстоит когда речь идёт о владении со статусом кармелит, поскольку все знают, что вынос в такое владение не является работой, запрещённой по Торе, но основа запретов, связанных с такого рода владением — по постановлению мудрецов.

7. Только в отношении мертвого разрешили перенос запрещённой вещи посредством переноса разрешенной вещи. Остальные вещи, которые запрещено передвигать, не разрешается переносить с разрешенной вещью, даже если речь идёт о переносе для разрешенной вещи, а не для запрещённой.

Мудрецы разрешили переносить запрещённую вещь посредством разрешенной только когда человек несёт разрешённую вещь в руках, а запрещённая вещь передвигается вместе с ней, но когда человек переносит запрещённую вещь, а вместе с ней передвигается разрешённая — такое разрешили только в отношении тела мертвого.

8. Перенос тела мертвого разрешили только для его чести, но нельзя его переносить только лишь для того, чтобы коэнам было разрешено находиться в доме, или же для какой-либо другой цели, даже если она связана с заповедью.

При этом разрешено переносить тело мертвого посредством нееврея если это связано с заповедью, например если речь идёт о свадьбе (для которой необходимо помещение, в котором на данный момент расположено тело), и это разрешено даже если вместе с телом не переносится разрешённая вещь. Данное разрешение основывается на том, что «швут де-швут» (совокупность двух запретов мудрецов) в случае заповеди разрешен.

[Термин швут означает запрет мудрецов. Запрет еврею говорить нееврею делать то, что ему самому запрещено — запрет мудрецов (в данной ситуации первый швут). Закон гласит, что совокупность двух запретов мудрецов для нужды заповеди приводит к разрешению. Соответственно, разрешено еврею сказать нееврею сделать для него то, что запрещено мудрецами (то, что он говорит нееврею сделать — это второй швут) если это связано с заповедью (а нееврею, соответственно разрешено это исполнить).]

И тем более понятно, что в ситуациях, когда разрешено переносить тело посредством разрешенной вещи ради чести мертвого, разрешено чтобы перенос тела делал нееврей даже без участия разрешенной вещи.

9. Всё это сказано о переносе обычным способом, но переносить тело непрямым способом, то есть перемещая его с одной кровати на другую, разрешено даже для нужды коэнов, или же если человеку нужно место, на котором лежит тело, а также если человеку нужна вещь, на которой он лежит. Причина этих разрешений заключается в том, что перенос запрещен тогда, когда он осуществляется для того, что запрещено (переносить), а именно для тела. В данных же ситуациях перенос делается для другой вещи, которая разрешена.

В данной ситуации если у человека нет другой кровати, то разрешено переносить мертвого в той кровати в которой он находится, поскольку невозможно стряхнуть его с кровати, так как если человек это сделает, он больше не сможет его передвигать непрямым способом, а всё что невозможно стряхнуть можно передвигать обычным способом если перенос происходит не для запрещенной вещи, как объясняется в главе 309 в отношении ситуации когда человек забыл камень на бочке в месте ее открытия.

10. Для переноса тела обязали класть на него вещь, которая разрешена для переноса, только если речь идёт о голом мертвеце, или же если он одет в тахрихин (специальное одеяние для мертвых), которые аннулируются по отношению к нему. Однако если мертвец одет в свою одежду, в которую он был одет ещё при жизни, нет необходимости класть на него что-либо, поскольку эту одежду разрешено переносить, так как по отношению к нему она не аннулируется, ведь впоследствии ее с него снимут, чтобы надеть на него тахрихин.

11. Если тело лежит на солнце и некуда его убрать или не хотят сдвигать его с места, разрешено посредством ухищрения возвести над ним временную конструкцию шатра для нужды живых. Что имеется в виду? Приходят два человека и садятся с двух сторон от мертвого на землю. Когда им становится жарко снизу от жара земли, которую нагрело солнце, один приносит скамью и садится на нее, и другой приносит скамью и садится на нее. Когда им становится жарко сверху, один приносит коврик (имеется в виду мат, который имеет свойство удерживаться на месте если его опереть на другой предмет) и разворачивает над собой для создания тени, и второй приносит коврик и разворачивает над собой.

После этого один из этих людей ставит свою скамью вертикально, убирает ее и уходит, и второй человек ставит свою скамью вертикально, убирает ее и уходит, и таким образом автоматически создаётся покрытие из ковриков (над телом, образовав такую форму: Λ), верхушками эти коврики соприкасаются, а основаниями стоят на земле с двух сторон от мертвого.

Временный шатер разрешили делать если (без него) есть страдание для живого, но не для мертвого, поэтому обязали чтобы пришли два человека и сидели пока им не станет жарко снизу, и тогда они принесут скамьи, чтобы на них сесть, несмотря на то, что для возведения шатра в этих скамьях нет никакой надобности, а нужны они для того, чтобы не выглядело так, что расстилание матов и присоединение их друг к другу сверху делается для создания шатра над мертвым, а выглядело так, что каждый устанавливает для себя мат чтобы защититься от солнца, ведь когда им стало жарко снизу, каждый принес скамью и сел на нее. И по этой причине необходимо поставить эти сидения вертикально и убрать их, так что маты останутся стоять, чтобы посредством этих действий было видно, что и расстилание матов было сделано не для мертвого, а для того, чтобы защититься от солнца (живым), ведь когда человеку стало жарко снизу, он принес скамью и сел на нее, а когда он встал, то и ее поднял и убрал.

12. Разрешено умащать мертвого и омывать его, если при этом не приводят в движение части его тела, поскольку как запрещено передвигать мукце полностью, так запрещено передвигать и какую-либо его часть. И даже посредством вещи разрешенной (к перемещению, когда кладут на него такую вещь) запрещено передвигать тело, чтобы его омыть, за исключением ситуации если оно испачкано грязью или экскрементами, так что это приводит к позору в глазах видящих его в таком виде, поскольку перенос мертвого посредством разрешенной вещи разрешили только в ситуации, когда это призвано спасти его от стыда, например когда тело лежит на солнце, чтобы оно не завоняло или же от другого стыда, как было объяснено выше.

И поэтому необходимо возражать тем, у которых вошло в практику поднимать мертвого над подушками посредством разрешенной вещи, если нет опасения, что тело завоняется.

И даже если есть опасение что тело завоняется от жара подушек, необходимо (не поднимать его), а вытащить из под него подушки.

Разрешено поливать уксусом одежду мертвого, чтобы он не завонял к окончанию субботы, и можно было заняться его очищением. И нет в этом нарушения работы отбеливания, поскольку уксус не отбеливает, и также запрет выжимки (в этой ситуации неприменим, поскольку он) относится только к жидкостям, которые отбеливают, как объясняется в главе 301.

13. Если рот мертвого постепенно все больше раскрывается, подвязывают челюсть, чтобы он не раскрылся ещё больше, но не так, чтобы даже частично закрылось то, что уже раскрылось, поскольку запрещено двигать части тела мертвого. По этой же причине не закрывают глаза мертвого в субботу.

В наше время сложился обычай закрывать глаза мертвого в субботу, а также двигать часть его тела, чтобы она не искривилась, поскольку говорят, что существует опасность если не сделать эти действия. И не следует им возражать.

[В книге «Зоар» I 226а говорится, что если глаза мертвого оставлены открытыми, всему что попадает перед ними наносится ущерб.]

Опубликовано: 30.10.2022Комментарии: 0
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter