СБП. Дни Мошиаха! 17 Тамуза 5785 г., первый день недели Пинхас | 2025-07-12 20:23

Вода, которая была оставлена на ночь

Вода, используемая для выпечки мацы на Песах, все равно должна быть взята из одного из рек, колодцев и источников.

Перевод:Моше-Залман Забродин 31.12.2024 0 547 мин.

Мацепекарни уже работают полным ходом, и в связи с этим хотелось бы поделиться информацией на одну немаловажную тему. Тема эта — «Маим ШеЛану», что в переводе означает «вода, которая была оставлена на ночь». До появления водопровода вся вода для бытовых нужд бралась из рек, колодцев и источников. И хотя сейчас у нас в домах есть водопровод, вода, используемая для выпечки мацы на Песах, все равно должна быть взята из одного из этих источников. Среди причин, почему водопроводную воду нельзя использовать для выпечки мацы, следующие: 1) водопроводная вода хранится в резервуаре над землей и нагревается солнцем (см. подраздел 26 ниже); 2) в воду часто добавляют химикаты. Эти химикаты могут привести к тому, что тесто заквасится, подобно извести (см. «Шулхан Арух а-Рав» 455:34; «Пискей Тшувот» 455:8). Ниже приведем перевод из «Шулхан Арух а-Рав» (гл. 455, пункты 1-6 из 34).

1) Маца, которую человек ест на протяжении всех дней Песаха, должна быть замешена на холодной воде, а не на теплой. Теплой вода считается тогдая, когда ее температура равна температуре слюны.

Причиной данного требования является то, что если вода тёплая, тесто может с лёгкостью закваситься, если его не обрабатывать очень быстро. Мы же не обладаем проворностью в такой степени, поэтому мудрецы запретили нам замешивать тесто для мацы, используя теплую воду. И тем более, нельзя для этого использовать горячую воду.

(Что касается кипящей воды, по базисному закону ее использование для замеса теста для мацы было бы разрешено, однако гаоны устрожили и запретили это).

2) И даже замешивать тесто на холодной воде мудрецы запретили, если замес на этой воде происходит в тот же день, когда эта вода была набрана из реки или источника, но необходимо, чтобы вода простояла ночь перед тем, как ее будут использовать для замешивается теста для мацы.

Причина необходимости оставлять воду на ночь следующая:

Есть такие, которые считают (мнение РАШИ), что дни месяца Нисан ещё зимние, и поэтому подземные источники в некоторой степени горячи. Вследствие этого необходимо, чтобы вода отстоялась на протяжении одной ночи после того, как она была взята из места, где была нагрета, то есть после того, как она была набрана из источника.

Что касается речной воды, которая не проистекает из подземных источников, также и ее необходимо отставлять на ночь, чтобы она охладилась, поскольку в течение дня солнце воздействует на реку и вода реки становится немного теплой.

3) Изначально («лехатхила») необходимо быть осторожным, чтобы набирать воду до наступления ночи, чтобы она охладилась на протяжении всей ночи, после того, как эта вода была взята из места своего нагрева.

Постфактум («бедиавад») если человек преступил и набрал воду после наступления ночи — изначально разрешается на следующий день замешивать на ней тесто после того, как начнется день, при условии, что вода была набрана до полуночи, поскольку основной охлаждающий эффект ночи — с полуночи до зари, так как в эти шесть часов дует северный ветер.

Однако до зари запрещено замешивать тесто на воде, даже если она была набрана в предыдущий день до зари, поскольку необходимо, чтобы с момента отсоединения от места своего нагрева вода простояла от полуночи до зари шесть часов подряд (беспрерывно).

Однако, если человек хочет использовать воду, чтобы замесить на ней тесто на завтрашний день после зари, он может набрать эту воду сегодня в любое время дня, какое захочет, поскольку эта вода остудится на протяжении всей ночи.

Тем не менее, основное охлаждение происходит ночью, когда нет солнечного жара, однако днём, даже после того, как вода была отделена от места своего нагрева, она не охлаждается вообще, поскольку ее нагревает солнечный жар.

4) А есть такие (р. Элиэзер из Метца, автор «Сефер Йереим»), которые считают, что причина необходимости оставлять воду на ночь заключается в том, что ночью воды источников и рек немного горячи, поскольку в это время солнце подогревает их снизу (из-под земли).

Знай, что это так, поскольку на заре мы можем наблюдать дымку на реках.

Поэтому, если человек хочет использовать эту воду для замеса теста для мацы, необходимо, чтобы эта вода на протяжении всей ночи была отсоединена от источника своего подогрева, то есть набрать ее нужно в самом начале ночи в прямом смысле. Если же человек набрал эту воду после того, как ночь началась, запрещено использовать ее для замеса теста для мацы, поскольку эта вода уже нагрелась в начале ночи.

Однако вода, которая была набрана в самом начале ночи в прямом смысле, несмотря на то, что уже нагрелась прошлой ночью, тем не менее, уже остыла от этого нагрева за то время, когда была соединена с источником на протяжении целого дня, поскольку источники холодны днём, так как солнце находится над ними высоко, а земля, которая под ними, прохладна и охлаждает воду.

5) И согласно этому объяснению, воду для замеса теста для мацы можно набирать только во время сумерек, поскольку до наступления сумерек вода ещё не остыла от нагрева, которым нагревалась на протяжении предыдущей ночи, поскольку ещё не прошел день после окончания предыдущей ночи, а после сумерек уместно опасаться, что это время уже после начала ночи (поскольку не каждый может с точностью определить когда начинается ночь), и, следовательно, вода уже немного нагрелась, и не поможет даже то, если эту воду будут использовать после прохождения нескольких ночей, поскольку согласно этому мнению охлаждение для воды эффективно только если она охлаждалась, будучи присоединенной к земле на протяжении целого дня, и то, что эту воду оставляют на ночь, холодности ей не добавляет.

[Согласно этому мнению, мудрецы использовали слово «лина́» (оставление на ночь), чтобы сообщить нам, что пребывание воды в контакте с землей на протяжении ночи приводит к запрету, поскольку источники горячи ночью, а не днём. И отсюда следует, что набирать воду необходимо в сумерки, чтобы прошли 12 дневных часов, в которые вода соединена с землей и за это время она остыла от нагрева, которому подверглась в 12 ночных часов предыдущей ночью].

6) В отношении практического закона, изначально необходимо учесть строгие аспекты обоих мнений, то есть набирать воду в сумерки, а замес теста на этой воде осуществлять только на следующий день после того, как засветает.

Если же человек не может рассчитать время, чтобы с точностью знать, что он набирает воду в сумерки, то пусть делает это немного раньше, то есть пусть делает это в то время, о котором ему точно известно, что сумерки ещё не прошли.

[О протяженности сумерек см. в гл. 261. В главах 261 и 331 Алтер Ребе пишет, что сумерки начинаются через некоторое время после захода солнца и длятся 18 минут. Это соответствует мнению рабейну Тама. Однако на более позднем этапе своей жизни, Алтер Ребе изменил своё мнение, и в сидуре он пишет, что сумерки начинаются с заходом солнца и длятся до выхода звёзд, что соответствует мнению гаонов].

И ему не следует опасаться, что, возможно, сейчас всё ещё день, поскольку согласно первому мнению изначально разрешено набирать воду днём.

Если же человек опасается, что возможно всё время сумерек уже прошло, и он уже находится в точке времени после того, как ночь началась, то пусть более не набирает воду, поскольку также и согласно первому мнению, изначально необходимо набирать воду в самом начале ночи в прямом смысле.

Постфактум если человек преступил и набрал воду посреди дня, можно положиться на первое мнение, и разрешено замешивать тесто для мацы на этой воде на следующий день, после того, как засветает.

И так же если человек преступил и набрал воду после того, как ночь началась, разрешено делать замес на этой воде, при условии, что человек набрал эту воду до полуночи.

Тем не менее, перед тем, как использовать эту воду для замеса, необходимо подождать, пока пройдут 12 часов после того, как эта вода была набрана, поскольку есть мнение, согласно которому вода не остывает в пору дождей, пока не пройдут 12 часов с момента, как эта вода была отсоединена от места, где была нагрета.

Разберём законы, которые касаются размещения «маим шелану», её транспортировки, а также практики ряда людей, которые следуют обычаю печь мацу ночью 15 Нисана и 15 Нисана приходится на день после субботы.

7) Когда оставляют воду на ночь, изначально нужно быть осторожным, чтобы не размещать ее в зимнем доме или другой комнате, но разместить ее необходимо на открытом воздухе, чтобы вода там остыла. Однако если температура воздуха высокая, необходимо поместить эту воду в подвале, поскольку в жаркое время в подвале прохладно (а если у человека нет подвала, то пусть разместит воду в доме).

Если же на открытом воздухе прохладно, то не размещают воду в подвале, поскольку когда снаружи прохладно, в подвале жарко; в таком случае воду необходимо разместить на открытом воздухе.

Когда воду оставляют на ночь на открытом воздухе, необходимо быть осторожным, чтобы поместить её под навес или в покрытую крышей комнату до того, как взойдет солнце, чтобы она не нагрелась от солнечного жара. И даже в облачный день солнечный жар проходит через облака и нагревает воду. И даже если сама вода накрыта, покрытие не защищает воду (от нагрева), если она пробудет на солнце длительное время.

Поэтому лучше всего размещать воду под крышей, поскольку, возможно, человек забудет и не занесет воду под крышу до восхода солнца.

И тем не менее, если человек, оставив воду на ночь на открытом пространстве (без крыши), забыл и не занёс ее под крышу до восхода солнца, разрешено замешивать на этой воде тесто для мацы, даже если вода подверглась солнечному воздействию, при условии, что она не нагрелась и осталась прохладной (когда человек пришел утром, чтобы взять её).

9) Когда воду переносят днём под открытым небом, например, если ее переносят из подвала в помещение, где будет осуществляться замес теста, для того, чтобы вода немного не нагрелась, необходимо накрыть её тканью, если этот день облачный или же если воду переносят через место, где светит солнце.

Если же человек переносит воду в стеклянном сосуде, покрытие ее тканью неэффективно, поскольку в этом случае солнечный жар проходит через стенки сосуда.

(И необходимо покрыть стенки сосуда с водой с той стороны, с которой на него светит солнце. Если же день облачный, необходимо покрыть тканью все стенки сосуда).

Однако если человек переносит воду ночью или в сумерки, например, когда он переносит воду из реки или источника, откуда он ее набирает и под открытым небом переносит ее в свой дом, нет необходимости покрывать воду вообще, поскольку солнце уже зашло и вода более не нагреется, однако всё же сложился обычай накрывать ее и в этом случае, чтобы в нее не попало квасное. И по этой же причине при зачерпывании воды принято фильтровать ее посредством чистой белой ткани.

10) Разрешено набирать воду в сумерки одного дня, чтобы использовать её на протяжении многих дней. И хотя каждый день воздух нагревается от солнечного жара, тем не менее, вода в сосуде не нагревается, поскольку находится в помещении, где она не подвержена воздействию солнца.

И тем не менее, каждую ночь необходимо выставлять воду на свежий воздух под крышу.

Если же воздух на улице горяч, то воду необходимо поместить в подвал, чтобы она находилась там и днём и ночью, до того времени, когда ее используют для замеса теста.

11) В отношении тех, которые придерживаются обычая печь мацу ночью 15 Нисана — мацу, которая будет использована для исполнения заповеди — по причине, объясняемой в главе 458 — если 15 Нисана приходится на воскресенье, они должны набирать воду в сумерки в четверг, поскольку невозможно им набирать воду в сумерки пятницы, даже из колодца, который находится во дворе, потому что запрещено в субботу делать приготовления для праздника, даже если само действие не классифицируется как запрещённый тип работы, как объясняется в главе 416, а в отношении сумерек существует сомнение и, возможно, это уже суббота.

12) Если же человек забыл и не набрал воду во время сумерек четверга, переходящего в пятницу, то пусть наберет воду в пятницу днём, незадолго до наступления сумерек, поскольку в такой ситуации можно положиться на мнение, согласно которому воду можно набирать даже посреди дня.

А если забыл и не набрал до сумерек пятницы, и вспомнил об этом только в сами сумерки, пусть наберет воду посредством нееврея.

(Это разрешено даже если у еврея нет колодца во дворе и нееврею придется переносить воду через общее владение. Причина разрешения в том, что запрет говорить нееврею сделать запрещённую в субботу работу является запретом мудрецов, а в сумерки мудрецы не установили свой запрет, если речь идёт о действии, связанном с заповедью, как объясняется в главе 261).

И хотя, как будет объяснено, изначально воду для мацы, которую будут использовать для исполнения заповеди, не следует набирать посредством нееврея, в данной ситуации, поскольку невозможно поступить иначе, это считается ситуацией постфактум.

13) Если у человека есть вода, которую он набрал днём (в пятницу), несмотря на то, что она не была начерпана для заповеди, пусть для замеса теста возьмёт ее, и не говорит нееврею, чтобы тот начерпал для него другую воду в сумерки, если ее нужно будет нести через общее владение, поскольку основным является мнение, согласно которому, несмотря на то, что вода была начерпана днём, она годится для того, чтобы изначально производить с ее участием замес, и поэтому нет заповеди в том, чтобы набирать воду дополнительно.

14) Однако если воду нужно будет нести не через общее владение, а через владение со статусом «кармелит», то пусть человек скажет нееврею, чтобы тот начерпал ему воду и принёс ему ее в сумерки, и не берет ту воду, которая в его доме и была начерпана днём.

И тем более, если (у еврея) есть колодец во дворе, пусть он скажет нееврею, чтобы тот набрал ему воды (из этого колодца) в сумерки, поскольку запрет переноса во владении со статусом «кармелит» и запрет делать приготовления в субботу для нужд праздника, если нет в этом действии запрещённой в субботу работы — это запрет мудрецов («швут»), и когда еврей говорит нееврею сделать это — считается, что это составной запрет мудрецов («швут де-швут»), и не запретили это мудрецы в сумерки, даже если это не связано с заповедью, как объясняется в главе 349.

Если же в сумерки еврей забыл сказать нееврею набрать для него воду, пусть возьмёт воду, которая есть в его доме и которая была набрана днём, несмотря на то, что она не была набрана для заповеди, поскольку невозможно поступить по-другому.

Мы продолжаем изучение законов, связанных с «маим шелану» — водой, которая предназначается для использования при замесе теста для мацы. Как было подробно объяснено в предыдущих публикациях, эту воду необходимо оставлять на ночь, чтобы она остыла. В законах, которые будут представлены в данной публикации, среди прочего, будут обсуждаться такие моменты: как на «маим шелану» влияет «ткуфа» — (весеннее) равноденствие, какими сосудами можно набирать воду и откуда, а какими нельзя, а также кто годен для того, чтобы производить черпание воды.

15) Если у человека в доме есть вода, которую он набрал для замеса на ней мацы, и ночью или днём произошло весеннее равноденствие, или же кто-то, проживающий по соседству с этим человеком, умер, в случае чего из-за опасения существования опасности нужно вылить всю воду в этом районе, тем не менее, эту воду выливать не нужно, ибо сказано (Коэлет 8:5): «Соблюдающий заповедь злого дела не познает».

Если же человек хочет последовать устрожению и вылить воду, он имеет на это право. И правильно поступить так, если без труда можно найти другую воду, которая была оставлена на ночь или же если человек без труда сможет замесить тесто в другой день на воде, которую наберет в сумерки предыдущего дня.

16) О чём это сказано? О ситуации, когда речь идёт о маце, которая не будет использована для исполнения заповеди: такая маца близка к тому, чтобы употребление ее в пищу считалось добровольным, поскольку употреблять в пищу мацу на протяжении всех дней Песаха или нет, зависит от желания человека: по данной причине, человек вправе вылить воду, набранную для замеса такой мацы.

Однако если речь идёт о воде которая была набрана для того, чтобы замесить на ней тесто для мацы, которая будет использована для исполнения заповеди, даже если человек без труда может найти другую воду, и в отношении себя он устрожает и выливает воду, он поступает нехорошо, поскольку это выглядит как пренебрежение сказанным в Писании: «Соблюдающий заповедь злого дела не познает».

И тем не менее, изначально, когда приближается равноденствие, пусть человек не полагается на это и заранее поместит в эту воду железо.

И хорошо позаботиться о том, чтобы это железо было чистым, как игла и тому подобное, чтобы ничего (никакой, даже самой малой крошки хамца) не было к нему прилеплено и не попало с железа в воду.

17) И хорошо позаботиться о том, чтобы железо не пробыло в воде долго, и извлечь его из воды сразу после того, как произошло равноденствие, поскольку железо немного нагревает воду.

И также хорошо привязать к куску железа нить или верёвку, так, чтобы второй конец нити находился вне воды, чтобы можно было, потянув за нее, вытащить железо из воды и не пришлось погружать в воду руку, чтобы достать его, поскольку вода немного нагревается от руки.

18) Воду для замеса мацы, которая будет использована для исполнения заповеди, изначально не следует набирать посредством нееврея (а также такую воду не черпают посредством глухонемого, умалишённого или малолетнего), поскольку подготовительные к заповеди действия считаются подобными самой заповеди, а замес мацы, которая будет использована для исполнения заповеди, годен только тогда, когда производится посредством еврея (взрослого, обладающего пониманием), который следит за тем, чтобы тесто не заквасилось, и при этом он имеет намерение во имя заповеди.

Хорошо, чтобы и для замеса теста для остальной мацы воду черпал еврей, если это возможно.

19) Принято не набирать воду (для теста мацы) глиняными сосудами, если они не новые, и не черпают даже такими глиняными сосудами, которые использовались для прошлого Песаха, за исключением ситуации, когда эти сосуды имеют слой покрытия (см. главу 451:69,70), поскольку глиняные сосуды, бывшие в употреблении, не являются украшением для заповеди, как будет объяснено в главе 673. И не следует отклоняться от этого обычая.

Однако сосуды, сделанные из других материалов, даже из дерева, считаются пригодными, даже если они уже были в употреблении.

И всё это если речь идёт о сосудах, которые использовались только для воды, однако если сосуды использовались для «мей перот» (в данном контексте этот термин относится к любой жидкости, кроме воды, как будет объяснено в главе 462), хорошо следить, чтобы использовать такие сосуды только если их предварительно откашеровали кипячением, поскольку когда немного «мей перот» смешиваются с водой, вода приводит к ускоренному заквашиванию теста, для замеса которого используется, как будет объяснено в главе 462.

И изначально хорошо быть осторожным, чтобы не черпать воду медным сосудом, даже если он новый, поскольку медь приводит к нагреву. Однако постфактум мы этого не опасаемся. И даже если набранная вода пробыла в медном сосуде много дней, производить на ней замес разрешено.

20) Принято даже изначально разрешать делать замес теста в медном сосуде и осторожны только в том, чтобы не черпать им воду, поскольку вода должна охлаждаться на протяжении одной ночи, а в медном сосуде вода не охлаждается настолько, насколько она охлаждается в сосудах, изготовленных из других материалов.

21) Принято не производить замес теста для мацы, которая будет использована для исполнения заповеди, на воде, которая была набрана для изготовления другой мацы, но черпают особую воду именно для замеса теста для мацы, которая будет использована для исполнения заповеди, и во время черпания говорят: «Вот, я черпаю для мацы, которая будет использована для исполнения заповеди».

22) Изначально следует набирать воду из рек, а не из колодцев, если есть такая возможность, поскольку в зимние дни вода в колодцах теплее, чем речная вода (а дни месяца Нисан считаются зимними, как было объяснено), и стараются отыскать как можно более холодную воду, насколько это возможно.

Однако когда реки полноводны от таяния снегов и дождей, воду лучше черпать из колодцев, если есть такая возможность, поскольку воды от таяния снегов и дождей более теплая, чем вода в колодцах.

23) Колодезную воду, воду пещер и погребов также необходимо оставлять на ночь перед использованием для замеса теста, поскольку в дни дождей такая вода источает пар, а дни месяца Нисан все ещё считаются днями дождей.

Однако что касается воды из подземного резервуара, то есть ямы, пол и стенки которой покрыты цементом или другим строительным материалом, есть такие, которые считают, что можно использовать такую воду в тот же день, когда она была набрана, поскольку теплота воды из колодцев и ям в зимние дни возникает от того, что солнце движется по небу близко к земле, и вследствие этого земля и вода, которая в ней, нагреваются; воздух же над землей прохладен и в некоторой степени охлаждает поверхность земли сверху, однако сама земля, снизу, в зимние дни теплее, чем в летние дни, и поэтому и вода, которая внизу, немного теплая.

Что же касается воды, находящейся в резервуаре — жар солнца до нее не доходит, поскольку со всех сторон ее от земли отделяет слой покрытия, поэтому (согласно этому мнению) нет необходимости оставлять данную воду на ночь перед замесом.

Тем не менее, не следует полагаться на это мнение, кроме как в стесненной ситуации, поскольку наши глаза видят, что в период зимних дней эта вода по теплоте такая же, как колодезная.

Основной фокус приводимых ниже законов — нестандартные ситуации, связанные с той или иной проблемой, которая возникла: либо человек преступил постановление мудрецов и произвел замес теста для мацы на воде, которая не была оставлена на ночь, либо вода, которую он оставил на ночь, впоследствии стала тёплой. Также будет рассмотрена ситуация, когда, желая выйти из затруднительного положения, человек хочет смешать теплую воду с холодной: разрешено ли это?

24) Если человек преступил [постановление мудрецов] и замесил тесто на воде, которая не отстаивалась ночь — запрещено употреблять в пищу [мацу, сделанную из этого теста], поскольку мудрецы наложили на него штраф тем, что запретили есть в Песах [такую мацу] любому еврею, чтобы не ломали ограду [в отношении этого постановления].

О чём это сказано? О ситуации, когда человек это сделал сознательно. Если же он поступил так несознательно¹, то мудрецы не наложили на него штраф, и разрешено употреблять в пищу [мацу, изготовленную из теста, замешанного на такой воде].

25) В стесненной ситуации, когда невозможно исполнить заповедь есть мацу, кроме как посредством мацы, тесто которой было замешано на воде, которая не отстаивалась ночь, например, если человек не может найти воду, которая отстаивалась ночь, а также невозможно найти другую мацу, и при этом нет времени, чтобы ждать, пока вода будет набрана и отстоится на протяжении ночи — в такой ситуации разрешено изначально производить замес теста на воде, которая не отставивалась ночь.

Данное разрешение продиктовано тем, чтобы человек смог исполнить заповедь есть мацу — заповедь из Торы.

(И, тем не менее, если есть возможность, лучше набрать воду в канун Песаха в сумерки праздника и начать замес с использованием этой воды сразу с началом ночи, поскольку есть полагающие, что эта вода считается по статусу равноценной такой, которая отстаивалась на протяжении ночи, как было объяснено выше [в пунктах 4 и 5]).

26) Даже если вода простояла всю ночь, но она нагрелась, так что стала немного теплой, то есть ее температура как температура слюны — для замеса теста ее не используют: как в случае, если вода находилась вблизи огня и нагрелась от огня, так и в случае, если вода стояла на солнце и нагрелась от его лучей, или же если человек перелил воду в сосуд, который стоял на огне и впоследствии был с огня снят, и вода немного нагрелась вследствие пребывания в этом сосуде, как, например, в ситуации, когда человек поместил воду в большой медный или глиняный сосуд после того, как этот сосуд был снят с огня: поскольку стенки такого сосуда толстые и он постоянно находится на огне, он сохраняет жар и нагревает воду, которая в него попадает даже после того, как он был снят с огня.

27) Разрешено производить замес теста на воде, которая была теплой, но остыла. Однако есть такие², которые считают, что если вода была горячей и остыла — на ней запрещено производить замес теста, если ее нагрев произошел от жара огня, поскольку охлаждение неэффективно в отношении того, что было нагрето жаром огня.

А есть такие³, которые с этим спорят и разрешают. И можно положиться на мнение разрешающих, если речь идёт о стесненной ситуации или финансовой потере, как, например, в ситуации, если человек преступил постановление мудрецов и уже замесил большое количество мацы, сделав это сознательно.

Если же человек преступил запрет несознательно, то даже если произвел замес на горячей воде, есть разрешающие⁴ [изготовленную из этого теста мацу] в пищу (но только пусть обращается с тестом очень быстро, как было объяснено выше), поскольку если человек поступил несознательно, мудрецы не подвергли его штрафу.

А есть запрещающие⁵ даже если человек произвел замес на теплой воде и сделал это несознательно, и запрещают они не из-за штрафа, а из опасения заквашивания, поскольку когда тесто замешивают на теплой воде, оно быстро становится квасным.

И основной закон соответствует этому мнению (и тем не менее, в стесненной ситуации можно положиться на первое мнение и разрешить употребление в пищу, если человек поступил неумышленно [и произвел замес даже на горячей воде]).

Что же касается того, можно ли получать выгоду или оставлять в своем владении на время Песаха — по всем мнениям это разрешено даже если тесто было замешено на горячей воде и это было сделано сознательно.

28) Если вода, которая не была оставлена на ночь — даже если она теплая или даже если горячая — была смешана с прохладной водой, которая была оставлена на ночь, и воды, которая была оставлена на ночь, большинство — разрешено замешивать на ней тесто, если сейчас эта вода не теплая.

И даже изначально принято придерживаться разрешения смешивать воду, которая не была оставлена на ночь с большинством воды, которая была оставлена ночь, и это не является подобным аннулированию запрещённого в разрешенном, поскольку то, что после смешения разрешено на этой воде производить замес теста — это не из-за того, что вода, не оставленная на ночь аннулировалась в большинстве [воды, оставленной на ночь], а из-за того, что она охладилась в прохладной воде, оставленной на ночь, и даже изначально разрешено ее охлаждать.

И несмотря на то, что есть такие, которые с этим спорят и запрещают производить такое смешение сознательно⁶, не следует возражать против действий тех, которые в этом вопросе следуют облегчению согласно первому мнению (однако в отношении себя хорошо устрожить и вести себя в соответствии с мнением устрожающих, если без труда можно найти ещё воду, которая была оставлена на ночь или же если есть возможность без труда произвести замес теста в другой день до Песаха на воде, которая была оставлена ночь).

Примечания:
¹ То есть человек или не знал, что нельзя производить замес теста на воде, которая не отстаивалась ночь, или же он не знал, что вода, на которой он производит замес теста, не отстаивалась ночь.
² См. «Маген Авраам» пункт 12, Респонсы РАМО гл. 35 в конце.
³ «Хок Яаков» пункт 13.
⁴ «При Хадаш», РАН
⁵ РОШ от имени РАШИ
⁶ «Олат Шабат» пункт 3, «Элия Раба» пункт 10

В этой, заключительной части главы, Алтер Ребе излагает законы, которые относятся к «рецепту» мацы. Можно ли добавлять в тесто для мацы соль, перец и другие специи? Что насчёт других ингридиентов? Если взял и добавил — что делать? Ответы на эти и ряд других немаловажных вопросов вы найдете ниже.

29) В тесто, предназначенное для мацы, не принято добавлять соль. Это верный обычай, поскольку есть авторитеты, утверждающие, что соль повышает температуру теста, поскольку соленая вещь считается кипящей и в результате этого тесту будет легче закваситься. Более того, есть авторитеты, которые утверждают, что соль подчиняется тем же законам, что и фруктовый сок («мей перот»), которые, смешиваясь с тестом, замешанным с водой, быстро приводят к тому, что тесто становится квасным и интенсивная обработка теста руками не мешает ему закваситься. Поэтому если к тесту примешался фруктовый сок, нет другого способа исправить ситуацию, кроме как выпекать это тесто сразу после того, как они к нему примешались, как будет сказано в гл. 462.

30) Если человек преступил указание и поместил небольшое количество соли в тесто для мацы (и соль примешалась к тесту таким образом, что устранить ее из теста стало невозможным), следует немедленно приступить к выпеканию мацы. И мы не опасаемся, что из-за соли температура теста повысилась, поскольку есть авторитеты, которые полагают, что небольшое количество соли неспособно повысить температуру теста, ведь соленая пища не считается кипящей, если только она не соленая настолько, что пищу нельзя съесть из-за (такого количества добавленной) соли, как объясняется в разделе «Йоре Деа», гл. 91, см. там. Если же человек не испек [тесто] немедленно, следует устрожить и запретить употребление [испеченной из этого теста мацы] в пищу.

И несмотря на то, что есть авторитеты, которые полагают, что законы, регулирующие фруктовый сок, не распространяются на соль и закон следует этой точке зрения, как будет объяснено в главе 462, тем не менее, есть и авторитеты, которые утверждают, что даже небольшое количество соли повышает температуру теста и делает его запрещенным.

31) Если тесто было замешано исключительно с фруктовым соком, оно разрешено, даже если человек не начал выпекать его сразу, даже если в него было положено такое большое количество соли, что его невозможно съесть. Обоснование заключается в том, что даже если температура теста поднимется, оно не заквасится, поскольку было замешано с фруктовым соком.

Тем не менее, в качестве первоначального предпочтения следует следовать строгости, предписанной теми, кто утверждает, что даже небольшое количество соли не должно быть помещено в тесто для мацы. Этот закон в силе даже тогда, когда тесто было замешано с фруктовым соком. Обоснование заключается в том, что закон следует мнению, согласно которому соль не регулируется законами, которые применяются к фруктовому соку; вместо этого соль регулируется законами, которые применяются к воде, а изначально не следует добавлять даже небольшое количество воды в тесто, замешанное с фруктовым соком, даже если человек желает испечь тесто немедленно, как будет объяснено в главе 462.

32) И так же изначально следует быть осторожным, чтобы не добавлять никаких специй в тесто (которое замешивалось на воде), поскольку специи в некоторой степени острые и слегка повышают температуру теста. Если же человек преступил [данное указание] и положил специи в тесто, оно всё же разрешено. Однако если человек положил в тесто перец — даже одно зернышко перца — и замесил его в тесто, необходимо устрожить и запретить употребление этого теста в пищу, поскольку перец очень острый и повышает температуру всего теста.

Что же касается имбиря, куркумы и гвоздики — в отношении них действуют те же законы, что и в отношении других специй, которые не делают тесто запрещенным постфактум.

Однако тмин, кунжут и другие подобные им семена, которые вообще не имеют остроты, разрешено примешивать к тесту даже изначально. (Тем не менее, сначала следует раздавить [эти семена] перед добавлением их в тесто и не следует добавлять их целыми, по причине, которая будет объяснена в разделе 460, см. там.)

33) Несмотря на вышесказанное, маца, которую человек ест для выполнения заповеди есть мацу, должна содержать только муку и воду. Если же человек добавил в тесто тмин, кунжут или другие специи, то такая маца считается «маца ашира» («богатой мацой»), и вкушая ее нельзя исполнить заповедь. Поэтому разрешается есть ее в день, предшествующий Песаху (см. главу 471).

Если же человек преступил [приведенные выше указания] и добавил в тесто соль, испеченная из такого теста маца не считается «богатой» из-за добавления соли, поскольку также и бедняк добавляет в тесто соль. Соответственно, такую мацу запрещено есть в день, предшествующий Песаху.

А есть авторитеты, которые полагают, что даже если человек добавил в тесто много различных видов специй, это не приводит к тому, чтобы полученная маца считалась «богатой мацой», поскольку основное ее производство, то есть замес муки, осуществляется только с водой.

Что касается закона, поскольку речь идёт о заповеди из Торы, необходимо действовать строго, следуя первому мнению, согласно которому такая маца считается «богатой мацой». И несмотря на это, запрещено есть такую ​​мацу в день, предшествующий Песаху, поскольку вес придается и второму мнению, согласно которому такая маца не считается «богатой мацой» (поскольку, по сути, галаха следует именно этому мнению).

34) Если в тесто попало небольшое количество извести и было замешано в нем, следует вести себя строго и запретить есть такую мацу, потому что известь повышает температуру теста и заставляет его быстрее становиться квасным. Если же известь просто упала на поверхность теста, но не была замешана в нем, следует устранить эту известь, и тогда тесто будет разрешено. Аналогично, если перец упал на тесто и не был замешан в нем, следует устранить его, и тогда тесто будет разрешено.

Даже если тесто было замешано с перцем, известью или большим количеством соли, запрет касается только того, чтобы употреблять его в пищу. Однако разрешается получать от такого теста выгоду.

Аналогичным образом, разрешается оставлять такое тесто до окончания Песаха, поскольку даже если человек замесил тесто для мацы на воде, нагретой на огне, запрещено только лишь употребление его в пищу, как указано выше.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter