1. На хасидском собрании первого дня праздника Шавуот, рассказывал мой учитель и тесть (Ребе РАЯЦ): после нескольких раз, как Алтер Ребе возвращался из Межрича, и когда стало известно, что он присоединился к движению хасидизма, то сняли миснагеды Витебска его тестя с той почетной должности, которую он занимал, и понятное дело, что на Алтер Ребе начались гонения. Но несмотря ни на что, у Алтер Ребе было десять человек, которые были привязаны к нему. И несмотря на это, что среди них были простые люди, но зато у него уже была своя собственная община, и тогда сказал Алтер Ребе, что он не боится двух. Мой тесть и учитель (Ребе РАЯЦ) не сказал, кто эти двое.
Кроме этих людей был также реб Шломо «Леках-Махер» — которого так называли, потому что он занимался выпечкой пирогов «леках» на трапезу посвященную выполнению какой-нибудь заповеди (в то время не было принято есть «леках» просто так), и посредством этого он был знаком со всеми мудрецами Торы в городе, которые заказывали у него пироги в честь особых трапез.
Реб Шломо рассказывал, что в 5531 году, когда еще был жив Магид, Алтер Ребе был на собрании со своими приближенными в три дня перед праздником Шавуот, и он говорил о том аспекте, что сказал Всевышний Моше-рабейну в три дня ограждения: «Вот Я иду к тебе в толще облака, и также в тебя поверят навсегда».
И спросил Алтер Ребе, ведь на первый взгляд это выглядит, как взятка: из-за того, что Моше сделал свою работу и привел еврейский народ к горе Синай, обещает ему Всевышний: «И в тебя тоже поверят навсегда».
И привел Алтер Ребе комментарий Эвен Эзра, что до этого были у какого-то количества евреев сомнения по аспекту пророчества, и поэтому было дано обещание: «и в тебя также поверят навсегда». И объясняет Эвен Эзра, что не приводится то, что было сказано раннее «И поверили во Всевышнего и в Моше, раба Его», потому, что в начале строки не написано: «И увидел весь Израиль», а написано: «и увидел Израиль», то есть была часть евреев, которые до сих пор не поверили.
Но РАМБАМ спорит с Эвен Эзрой и говорит, что это не так, потому что потомство Авраама не сомневались в пророчестве, потому что верили в него, начиная с праотцов. И как можно сказать, что у евреев были сомнения насчет веры в аспект пророчества? Поэтому РАМБАМ приводит другое объяснение.
Алтер Ребе оправдал мнение Эвен Эзры и объяснил (в ответ на вопросы РАМБАМа), что несмотря на то, что все евреи верили в сам аспект пророчества, у некоторых были сомнения по поводу того, является ли Моше пророком и по словам Алтер Ребе — «он ли это» — и поэтому Моше было дано обещание: «И в тебя тоже поверят навсегда».
И закончил Алтер Ребе: «Все верят, что существует Ребе, но нужно знать, что Ребе был Баал-Шем-Тов, а в нашем поколении — это Магид».
2. Приводится в книге «Зоар», что «воплощение Моше есть в каждом поколении». И об этом сказано в открытой части Торы. Известен мидраш: «Нет поколения, в котором не было бы человека как Моше и как праотцы». Поэтому это должно быть просто и очевидно для евреев, которые верят в слова мудрецов. Возникает только один вопрос: «Кто же он?», но ведь это просто, что в поколении Баал-Шем-Това это был Баал-Шем-Тов (воплощение Моше), а после этого — Магид, Алтер Ребе, и так далее, а в нашем поколении это мой учитель и тесть (Ребе РАЯЦ).
И если это было простой вещью, то и сейчас наверняка это простая вещь (кто же он).
3. Когда Ребе (РАЯЦ) распространил воззвание «немедленное раскаяние — немедленное освобождение», то распространили хасиды это и добавили, что «это он». Тогда прибыл кто-то с жалобой к одному из евреев из Польши: «Как можно? Как разрешают хасидам распространять воззвание, и еще добавлять такое?»
Ответил ему еврей: «Если подумать, мы ведь верим, каждый день, что придет, но есть такие, которые говорят, что верят, или те, которые исполняют это только в мыслях, но ведь Мошиах уже находится здесь, и когда ты знаешь, что ты не Мошиах, и я знаю, что я не Мошиах, но кто-то должен же быть Мошиахом, — так не все равно ли тебе, что это он?»
И то же касается вышеупомянутого. Ребе есть, так как это уже было сказано в «Зоар» и в мидрашах мудрецов. Но если нет того, к кому бы это можно было отнести, так тогда возникает вопрос: «Кто же он?» и тут же напрашивается ответ: «Это он!»
Вначале был Баал-Шем-Тов, а после этого Магид, Алтер Ребе, и так далее, а в нашем поколении это мой учитель и тесть (Ребе РАЯЦ).
4. И в этом также есть указание распространять источники наружу.
Есть такие, которые объясняют, что со стороны противодействия хасидизму, которое до сих пор существует, невозможно открыто выйти и начать распространять источники. Но на самом деле, это не так. Противодействие в предыдущих поколениях началось в результате ошибки, которой могло быть место в Торе; так как в то время были различные секты, то такая ошибка могла быть. А сейчас, в наше время, когда все знают, и даже неевреи, когда говорят о ком-то, что он относится к хасидизму, то подразумевают, что он одевает две пары тфиллин, не бреет бороду, одевает цицит и т.д. и единственная жалоба, которая может быть, что он не смотрит на мирские дела, после того, как он долго помолится, оденет две пары тфиллин, задаст вопросы на всю Тору, что касается тфиллин, и это говорит, что он исполняет все заповеди самым лучшим образом! И если так, то по Торе, никакое противодействие к нему не относится, только дела его отцов в его руках.
И может быть, что это не описано ни в каком месте в Торе поэтому это только испытание, у которого нет никакой реальности.
Тем более, мы можем распространять источники с полной силой только идя дорогами мира — пробуждать внутреннюю часть души посредством внутренней части Торы и связывать еврея с внутренней частью Всевышнего, и продолжать раскрытие Всевышнего, который источник всего спуска миров, и когда будет продолжаться внутренняя часть, тогда спустится умноженное влияние на всех, кому это необходимо, в детях, здоровье и средствах к пропитанию.