«Битахон» (упование на Всевышнего)

12.09.2019 707 (0)
Перевод: Ора Хайловская Источник: беседа Ребе 20 Менахем-Ав 5745 г.
«Битахон» (упование на Всевышнего)
«Битахон» (упование на Всевышнего)

Одна из основ нашей веры и Торы — это «битахон», упование на Всевышнего. По-простому это означает, что мы должны полагаться на Всевышнего, что будет хорошо — хорошо в смысле «явного блага». Этот принцип приводится во многих местах Талмуда и в мидрашах, подробно рассматривается в книге «Обязанности сердец» (глава «Врата упования») и в учении хасидизма в разъяснении стиха из книги Йешаяу (26:4) «уповайте на Всевышнего вовеки».

Даже когда ситуация выглядит нехорошей, нужно не «лишать себя милосердия», а укрепиться в полной уверенности во Всевышнем (в частности при помощи молитвы и добрых дел), что нежелательная ситуация перевернется в явное добро, и даже в еще высшее (чем прежде), как ярче свет на фоне тьмы.

Более того: кроме упования на Всевышнего, что Он несомненно даст явное добро, нужно также просить Его об этом: «есть повелительная заповедь молиться… просить о необходимом просьбой и мольбой и т.д.», как в молитве «18 благословений». Главный смысл составляющих ее просьб — простой: «излечивающий больных», «благословляющий годы» и т.п., также каждый может вставить свои личные просьбы в благословении «Услышь голос наш» (в добавление к установленному тексту). Во всех этих просьбах имеется в виду явное, видимое добро.

С другой стороны, когда не дай Б-г происходит нежелательное событие, то постфактум «обязан человек благословлять за зло так же, как благословляет за добро, как сказано: «И будешь любить Всевышнего, Б-га твоего, всем сердцем своим, и всей душой своей, и всем существом своим» («меодеха» — от слова «мида», мера:) за любую меру, которую Он отмеряет тебе (меру добра или наоборот) благодари Его. И более того, нужно принимать это с радостью, «подобно радости от явного и видимого добра, поскольку это тоже к добру, и т.д.»

Сказали мудрецы: «Все, что делает Всевышний — к лучшему» и «Это тоже — к добру». Разница между этими двумя высказываниями не только в том, что одно на арамейском, а другое на святом языке («к лучшему» в первом случае и «к добру» во втором); они отличаются по содержанию, как можно понять из историй и примеров, приведенных в Талмуде: в первом случае речь идет о несостоявшемся вреде, а во втором земля, заменившая драгоценные камни, принесла больше пользы, чем драгоценные камни!

Иными словами, хотя еврей должен уповать на Всевышнего и просить у Него все необходимое — явное и видимое добро, однако в случае если не дай Б-г молитва не помогла, нужно знать, что так как это — от Всевышнего, то несомненно «все, что делает Всевышний — к лучшему» и более того — «это тоже к добру», хоть это добро нераскрытое простому глазу.

Вера и радость

Еврей должен жить с постоянной верой в «живого Б-га», выполняя указания «Торы жизни» с радостью и рвением, жизненностью. Что бы не произошло, оно не должно поколебать эту основу. Ежеминутно, в любой ситуации, следует служить Всевышнему с радостью, как сказано: «принимать с радостью», и при этом просить Его, чтобы настоящее и будущее были видимым и явным добром.

Эти две вещи, основывающиеся на вере в Б-га, относятся не только к евреям, но и к ноахидам, ко всему человечеству в равной степени, как и все заповеди сыновей Ноаха, являющиеся частью 613-ти еврейских заповедей. Выполнение их евреями должно быть на более высокой ступени, но в любом случае содержание одно и то же для всего человечества.

Темы: Упование
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » Из бесед Ребе (другие статьи):