СБП. Дни Мошиаха! 8 Нисана 5784 г., третий день недели Мецора | 2024-04-16 08:09

Суббота и опасная для жизни ситуация

Определение «отодвигания» субботы из-за опасной для жизни ситуации («Йома» 85а-б; РАМБАМ «Законы о субботе» 2:3). Новшество по отношению к правилу («Йома» 82а; «Санедрин» 74а, РАМБАМ «Законы основ Торы» 5:1), что опасная для жизни ситуация отодвигает всю Тору.

Источник: «Ликутей Сихот» том 27, стр. 154 Сокращенный перевод:Шолем Лугов 04.04.2021 1361 мин.

1. «И будет жить с ними»

По поводу опасности для жизни наши мудрецы задают вопрос («Йома» 85): «Откуда мы знаем, что опасная для жизни ситуация отодвигает субботу?» и приводят несколько доказательств. Подводя итог, самое основное доказательство они учат из слов Торы («Ахарей» 18:5): «И соблюдайте законы Мои и правопорядки Мои, которые исполнит человек — и будет жить ими». Сказано: «И будет жить ими», а не «умрет из-за них».

На первый взгляд непонятно: есть только три вещи, которые нельзя нарушать при опасности для жизни — идолопоклонство, прелюбодеяние и кровопролитие. Тогда зачем нужно выделять специальное правило для субботы, что в такой ситуации ее тоже можно нарушить?

Более того, в отношении закона («Санедрин» 74а) «нарушь, но не жертвуй жизнью» сказано во многих местах, что его учат из тех же самых слов Торы «и будет жить ими, а не умрет из-за них». Отсюда следует, что по мнению мудрецов Талмуда это правило связано именно с субботой, но ведь в этом отрывке Тора говорит нам о заповедях вообще, а не о субботе?

Также следует понять слова РАМБАМа, который приводит это правило дважды: в «Законах основ Торы» гл. 5 и в «Законах субботы» гл. 2.

2. Суббота по отношению к опасно больному человеку — отменяется изначально

Можно было сказать так: в «Законах о субботе» РАМБАМ добавляет: «И пойми, что законы Торы — это не возмездие для мира, а милосердие, милость и мир», но в «Законах основ Торы» он использует эти слова по отношению ко всем остальным заповедям. Отсюда понятно, что эта деталь имеет отношение только к тому, что опасная для жизни ситуация отодвигает субботу. Как РАМБАМ продолжает там: «А о еретиках, которые говорят, что это нарушение субботы и запрещено, Писание говорит: „И Я также дал им (придерживаться) обычаев недобрых и законов, по которым нельзя жить“ (Йехезкель 20:25)».

Можно привести такое объяснение: во всех заповедях идея «ничто не может устоять перед опасностью для жизни» и «нарушь, но не жертвуй жизнью» является особым, самостоятельным законом. Речь не идёт о том, что в случае опасности для жизни нет обязанности исполнять заповедь, а о том, что обязанность существует, но опасность для жизни отодвигает ее.

Напротив, по отношению к субботе говорит РАМБАМ: «Суббота для опасно больного подобна будням в отношении всех вещей, которые ему нужны». То есть имеется в виду не то, что опасность для жизни отодвигает запрещенную в субботу работу, а то, что она превращает субботу в будни: для опасно больного человека суббота изначально подобна будням в отношении «вещей, которые ему нужны».

РАМБАМ подчеркивает по отношению к субботе правило «Жить, а не умирать из-за них» и добавляет: «И пойми, что законы Торы — это не возмездие для мира, а милосердие, милость и мир», чтобы дать понять, что в опасной для жизни ситуации изначально не действуют законы Торы по отношению к запрещенным в субботу действиям. В этом и есть отличается от других запретов, которые отодвигают...

Когда речь идет об всех остальных заповедях, они считаются отодвинутыми, так как опасность для жизни отодвигает запрет. Что же касается субботы, то она отменяется: этот запрет не существует изначально для опасно больного и при этом суббота изначально подобна будням.

3. «А не умрет из-за них»

На первый взгляд можно было сказать, что в этом заключается различие между двумя высказываниями РАМБАМа:

В «Законах основ Торы» по отношению ко всем заповедям РАМБАМ приводит доказательство «так как сказано о заповедях: которые исполнит человек и будет жить ими [после чего повторяет] — и будет жить ими, а не умрет из-за них». А в «Законах субботы» он говорит, что «человек будет жить ими — а не умирать из-за них!» и не повторяет снова слова «будет жить ими».

Объяснение такое:

Для всех заповедей это особое указание из Торы. Из этих слов мы учим самостоятельный закон, что заповеди не преобладают над душой еврея, а наоборот — опасная для жизни ситуация отодвигает заповеди.

Что же касается субботы, то смысл указания «и будете жить ими, а не...» (в соответствии с мнением РАМБАМа) состоит не в том, что мы учим из этих слов Торы особый закон, когда опасная для жизни ситуация отодвигает заповеди. Слова «не умрёт из-за них» являются продолжением объяснения этих слов Торы: указания Торы были даны только в том случае, когда «будете жить ими», но если их исполненте может вызвать ситуацию, когда «умрете из-за них», то этот запрет не существует изначально.

4. Опасность для жизни в субботу не отменяет заповедь

В соответствии с вышесказанном, можно было объяснить слова РАШИ в Талмуде (Йома 52б), который приводит правило «и будет жить ими», что опасность для жизни отодвигает все заповеди. Он говорит так: «Причина заключил в том, что еврейская душа обладает огромной ценностью для Всевышнего — больше заповедей. И сказал Всевышний, чтобы отменили заповедь и остались в живых». Но в отношении правила «и будет жить ими» по отношению к субботе, когда опасность для жизни отодвигает субботу даже при сомнении, РАШИ говорит так: «Пусть человек исполняет заповеди и живёт ими безусловно, но не так, чтобы исполняя их он придет к возможной смерти. Поэтому нарушают при сомнении».

Таким образом, по отношению ко всем заповедям мы говорим, что из-за отношения к евреям есть указание нарушить и остаться в живых, а по отношению к субботе не происходит отмена заповеди, а это составная часть исполнения заповеди..

5. «Законы Торы — это не...» — особенно в субботу

Но это объяснение не достаточно полное:

В «Законах субботы» РАМБАМ говорит, как уже было сказано: «Пойми, что законы Торы — это не...». То есть он говорит о заповедях в общем, как это очевидно из слов Торы: «Которые исполнит человек — и будет жить ими». Тогда почему он не говорит об этом в «Законах основ Торы» по отношению ко всем заповедям?

Отсюда следует, что хотя это правило относится ко всем заповедям Торы, оно особо подчеркивается в отношении субботы.

И поэтому РАМБАМ говорит об этом только в «Законах субботы» и даже добавляет там отрицание: «А о еретиках, которые говорят, что это нарушение субботы и запрещено, Писание говорит...».

6. «Запрещено медлить» — слова РАМБАМа отличаются от сказанного в Талмуде

Для понимания этого нужно сначала объяснить, что правило «и будет жить ими, а не умрет из-за них» РАМБАМ не приводит только по отношению к субботе (которая отодвигается в случае опасности для жизни), а что «запрещается медлить с нарушением субботы ради опасно больного». Но ведь в Талмуде это правило приводится по отношению ко всей идее — опасность для жизни отодвигает субботу также при сомнении?

Поэтому объясняют комментаторы, что РАМБАМ основывается на другом трактате Талмуда, где сказано, что поспешивший поступает очень хорошо, а задающий вопросы проливает кровь. Но РАМБАМ не использует это выражение или подобное ему, а говорит о запрете, что запрещено медлить. Тогда возникает вопрос, почему РАМБАМ не цитирует Талмуд?

7. Опасность для жизни — соблюдение субботы

Можно сказать, что этим РАМБАМ хочет дать нам определение опасности для жизни, которая отодвигает субботу. Слова «тот, кого спрашивают, поступает плохо, а тот, кто спрашивает, проливает кровь» или «поспешивший поступает очень хорошо» подчеркивают только достоинство заповеди при опасной для жизни ситуации. А слова РАМБАМа «и запрещается медлить с нарушением субботы ради опасно больного» подчеркивают, что это запрет также со стороны законов субботы. И об этом говорит РАМБАМ: «Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек будет жив ими — а не умирать из-за них!», так как мы учим об этом именно отсюда.

Объяснение такое: кроме правила «будет жить ими», с которым никто не спорит, в Талмуде есть и другие правила об этом, как, например, о сказанном «И пусть соблюдают сыны Израиля субботу» есть такое правило: «Нарушь ради него одну субботу, чтобы он смог соблюдать много суббот».

Между этими двух доказательствами есть несколько различий: первое относится только к субботе, а второе — ко всем заповедям. Также есть различие по самой сути нарушения — в одном случае речь идёт о нарушении для того, чтобы жить, а в другом — это совсем не нарушение, а соблюдение субботы: нарушение субботы из-за опасности для жизни называется соблюдением субботы.

8. Знак... между Мной и вами»

Объяснение такое:

О субботе сказано (31:13): «Только субботы Мои соблюдайте! Ибо знак это между Мною и вами для поколений ваших, чтобы знали, что Я, Г-сподь, освящаю вас». РАШИ объясняет так: «Знак величия (отличительный) есть между нами: Я избрал вас, дав вам в удел для покоя день покоя Моего».

Так как отдых в субботу является знаком избрания еврейского народа Всевышним, то когда еврей находится в опасной для жизни ситуации, самой сути субботы наносится ущерб. Поэтому, когда нарушают субботу в опасной для жизни ситуации, то не только исполняют заповедь спасения от опасности, но и исполняют существенную часть соблюдения субботы — «знак это между Мною и вами».

Таким образом, само нарушение в этом случае выражает этот знак: когда в субботу спасают находящуюся в опасности еврейскую душу, укрепляется связь между евреем и Всевышним. Суббота приказывает, что необходимо совершить действие нарушения ради неё самой.

Это мы учим из слов «которые исполнит человек и будет жить ими, а не умрет из-за них», где речь идёт о заповедях вообще, так как эта идея присутствует во всех заповедях, первопричиной которых является человек.

9. Тора — милосердие, милость и мир

В соответствии с этом становится понятными слова РАМБАМа об особенном доказательстве в связи с субботой «И запрещается медлить с нарушением субботы ради опасно больного, как сказано: „[Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои], исполняя которые, человек будет жив ими“ — а не умирать из-за них!» Отсюда он делает вывод по отношению ко всем указаниям Торы: «И пойми, что законы Торы — это не возмездие для мира, а милосердие, милость и мир».

Этим РАМБАМ хочет пояснить в отношении всех законов Торы, что речь не идёт о том, что при опасности для жизни нужно обязательно исполнять заповеди, а что законы Торы провозглашают: в случае опасности для жизни закон таков, что следует спасти жизнь, так как в общем они служат для милосердия, милости и мира.

Но РАМБАМ упоминает об этом и мы учим об этом именно из законов субботы, так как в основном эта идея подчеркнута в субботе.

Теперь можно дать ответ на вопрос комментаторов, что на первый взгляд слова «исполняя которые, человек будет жив ими» относятся к самому человеку. Отсюда мы учим правило по отношению ко всем заповедям «нужно нарушить, но не умереть», а также по отношению к опасно больному, которому разрешено нарушить субботу. Но откуда видно, что это относится к другому еврею? Как мне разрешено нарушить субботу ради другого еврея?

Ответ таков, что спасение другого еврея по сути является сохранением «знака» между Всевышним и еврейским народом.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter