Три города-убежища в эпоху Освобождения

02.05.2021 188 (0)
Перевод для сайта: Ида Недобора Источник: «Ликутей Сихот» том 24, стр. 126-134
Три города-убежища в эпоху Освобождения
Три города-убежища в эпоху Освобождения

1. Три дополнительных города-убежища

Одно из повелений, о котором мы читаем в недельной главе «Шофтим», связано с созданием городов-убежищ: «Когда истребит Б-г Всесильный твой, племена, и ты… во владение вступишь…» следует выделить три города-убежища, «чтобы бежал туда всякий убийца». А когда Всевышний «расширит твой предел, как Он клялся отцам твоим... то прибавь себе еще три города к трем этим (городам)».

Многие комментаторы объясняют, что это повеление относится к той благословенной эре, когда народ Израиля получит во владение «земли кейнеев, книзеев и кадмонеев». Так же считает и РАМБАМ: «Во дни Короля Мошиаха следует добавить еще три города, к уже известным шести городам. И где же будут эти три дополнительных города? В городах кейнеев, книзеев и кадмонеев, о которых был заключен завет с нашим праотцом Авраамом».

Но зачем в будущем нам вообще могут понадобиться новые города-убежища? Ведь, как нам известно, уже не будет убийц. И даже среди народов мира, как говорит пророк Йешая: «Не поднимет один народ на другой меча».

На это можно было бы заметить, что города-убежища предназначены для тех, кто убил неумышленно. Но во времена Мошиаха, даже такое неумышленное убийство станет невозможным (как для убийцы, так и для жертвы).

Сам факт, что человек стал жертвой убийства, является свидетельством того, что он заслуживал смерти, как сказано в Талмуде в объяснении стиха «А если он не метил, но Б-г попустил ему под руку»: «Говорится о двух убийцах — один убил по злому умыслу (но не было тому свидетелей), а другой — случайно. Всевышний приводит их обоих на постоялый двор и тот, что убил по умыслу, садится под лестницей, а тот, что убил случайно, спускается по ней и падает на голову первому убийце. Тот, что убил с умыслом — погибает, а тот, что убил по ошибке, должен бежать в город-убежище».

Но так как в будущем исчезнет сама возможность умышленного убийства, значит не будет и убийц, которые подлежат смертному приговору, и тогда понятие «непредумышленный убийца» — тоже исчезнет.

То же относится и к самому убийце, который совершил убийство по случайности. Известно, что человек может не нарочно совершить какой-либо грех, когда у него есть некая внутренняя, неосознанная связь с тем злом, которое заключено в грехе. И потому «все, кто согрешили по ошибке, нуждаются в искуплении». Но так как в будущем, во времена Мошиаха, зло исчезнет из мира, то не будет и возможности согрешить — ни по умыслу, ни по ошибке.

2. Так сказано в Писании

Некоторые комментаторы, объясняют, что создание трех дополнительных городов-убежищ в будущем — это повеление Всевышнего, и его нужно выполнить, потому что так написано в Торе: «И так сказано в Писании, потому что с точки зрения логики, во времена Мошиаха в городах-убежищах не будет надобности, ибо мир, добро и истина воцарятся на земле..., но следует выполнить это повеление, ибо сказано в Писании, что всего городов этих должно быть девять».

Но нам сложно согласиться с этим объяснением, так как в самом тексте этой недельной главы после слов: «А когда Б-г расширит твой предел, как клялся Он твоим отцам», сказано: «Прибавь себе еще три города». И далее в Торе объясняется причина создания еще трех городов: «И да не прольется невинная кровь среди земли твоей, которую Б-г дает тебе в удел». Следовательно, и в будущем эти города-убежища будут связаны с убийством.

3. В начале Эры Мошиаха мир будет выглядеть по-прежнему

Существуют комментарии, которые объясняют, что в будущем, когда настанет время Мошиаха, города-убежища понадобятся в начале этого периода, когда «еще не будет видна разница между привычным ходом событий и временем Мошиаха, и всё отличие будет состоять только в том, что народ Израиля не будет находиться в подчинении у других народов». Но в более поздний период Эры Мошиаха, «когда умножится знание в народе Израиля, города-убежища уже не понадобятся».

Это подтверждает мнение РАМБАМа о том, что между современностью и временем Мошиаха есть только одна разница — положение народа Израиля по отношению к остальным народам мира. Как говорит об этом РАМБАМ более подробно: «Не подумай, что во времена Мошиаха, что-то в мире кардинально изменится, или случится что-то, что не было создано в шесть дней Творения. Напротив — мир будет выглядеть по-прежнему». А если мир будет выглядеть по-прежнему, то значит возможно и само существование такого понятия как «непреднамеренное убийство».

РАМБАМ возвращается к словам о городах-убежищах еще не раз. Он использует эти слова Торы, чтобы доказать безусловную необходимость веры в приход Мошиаха, ибо «тот, кто не верит в него…отрицает не только слова Пророков, но и саму Тору, и Моше-рабейну, ведь Тора сама свидетельствует о нем…», а затем РАМБАМ добавляет в следующем законе: «И про города-убежища сказано „А когда Б-г расширит твой предел“ — и не бывало такого, чтобы Всевышний повелел что-то зря».

Остается неясным, почему РАМБАМ выделяет эту цитату и выводит из нее отдельный закон? Исходя из всего вышесказанного, ясно, что РАМБАМ тем самым намекает нам на то, что закон о городах-убежищах объясняет не только то, что сказано до нее (о приходе Мошиаха), но и то, что говорится далее: «И пусть человек не помышляет будто Король Мошиах должен будет делать знамения и чудеса, и изменять порядок, заведенный в мире, или оживлять мертвых и тому подобное. Это неверное мнение, ведь даже о рабби Акиве известно…» и далее РАМБАМ подробно говорит об истории с Бен Козива.

Итак, даже о том, что с приходом Мошиаха в мире все останется по-прежнему, мы можем выучить из повеления достроить три новых города-убежища. И, следовательно, суть Мошиаха заключается не в том, чтобы кардинально менять мир, и не это станет доказательством того Мошиах он или нет.

4. Неубедительное доказательство

И все же слова РАМБАМа остаются неясными. Если бы стихом о городах-убежищах, он хотел доказать, что Король Мошиах не должен будет делать знамения и чудеса, то он сказал бы это прямо, тем более что в качестве доказательства он может привести стих из Торы. Но вместо этого РАМБАМ упоминает историю о рабби Акиве и Бен Козиве, которая приводится в мидрашах и толкованиях мудрецов.

В начале третьего закона РАМБАМ пользуется формулировкой: «И пусть человек не помышляет, будто Король Мошиах должен будет делать знамения и чудеса, и изменять порядок, заведенный в мире…». Но почему же он не говорит прямо: «Король Мошиах не должен делать знамения и чудеса…»? Я Создается впечатление будто даже после закона о будущих городах-убежищах, человек может подумать, что Мошиах все равно должен показывать знамения и делать чудеса.

Следовательно, повеление о дополнительных городах-убежищах, не является доказательством того, что Мошиах не должен будет делать чудес. И еще из этого ясно, что это также не доказательство того, что в мире «все будет по-прежнему».

5. «Мстителю заповедано преследовать»

Повеление о дополнительных городах-убежищах не является доказательством того, что в этот период в мире все будет по-прежнему, как до прихода Мошиаха, по той причине, что эти города станут убежищами для непреднамеренных убийц, совершивших в убийство до прихода Мошиаха, но укрывшихся в этих городах уже в это время, после прихода Мошиаха, при условии, что эти люди находятся в странах кейнеев, книзеев или кадмонеев, им нужно будет укрыться в городе-убежище. Это подобно тому, как рабби Ишмаэль делал себе заметки о повинной жертве: «Когда будет отстроен Храм, я принесу повинную жертву».

Для чего нужны были города-убежища? «Чтобы мстящий за кровь не погнался за убийцей в горячности своего сердца и не настиг его, если длинна будет дорога и не убил его». Итак, города-убежища предназначались и были расположены на таком расстоянии друг от друга, чтобы преследуемый мог быстро скрыться от мстителя. И потому, когда в будущем размеры земли Израиля увеличатся, евреям нужно будет добавить еще три города-убежища, потому что и тогда эти города будут выполнять функцию убежищ.

В комментарии Сифри на эту главу написано: «Заповедано кровному мстителю преследовать». А если речь идет о заповеди, то это значит, что в будущем она сохранит свою актуальность, так как приход Мошиаха не отменит соблюдение заповедей, и поэтому будут необходимы и города-убежища, чтобы в них можно было укрыться.

В мишне объясняется, что кровник не может убить непреднамеренного убийцу, когда тот находится на пути к городу-убежищу. Право убить его появляется у мстителя только когда виновный, успев спрятаться в городе убежище, вдруг решает его покинуть и входит за пределы города. Тогда мститель может поднять на него руку.

Фактически, заповедь отмщения является обязанностью мстителя уже с того момента, как было совершенно непреднамеренное убийство, но так как Всевышний берет такого убийцу под свою особенную защиту, мститель не может воспользоваться своим правом, пока непреднамеренный убийца не добрался до города-убежища и не скрылся в нем. Лишь после этого, если убийца покинет город, мститель может исполнить заповедь.

6. В будущем не будет «ни зависти, ни соперничества»

РАМБАМ объясняет, что убийство непреднамеренного убийцы, если тот по умыслу покинул пределы города-убежища, является личным решением мстителя, а не его обязанностью.

Как мы уже знаем, по мнению РАМБАМа, во время прихода Мошиаха мир будет выглядеть прежним, и потому возможна будет ситуация непреднамеренного убийства. Но в другом месте РАМБАМ говорит, что во времена Мошиаха не будет «ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества». И если это так, то откуда возьмётся мститель, который «в горячности сердца» захочет убить? Ведь в это время все будут заняты «только познанием Б-га». Как может быть, что человек поднимет руку на другого человека, не потому что его приговорил к смерти суд, а по «горячности сердца»?

И еще: если бы предназначение городов-убежищ состояло только в том, чтобы пребывание в них было искуплением греха, то не было бы смысла опасаться, что из-за длинной дороги мститель убьет преследуемого. Для того, чтобы искупить грех было бы достаточно уже созданных городов-убежищ. Из самого факта повеления о постройки трех дополнительных городов-убежищ, мы можем понять, что они необходимы не только для искупления, но и для защиты от мстителя.

7. Мститель с точки зрения Торы

Есть ситуации, в которых Тора дает суду право приговорить убийцу к смерти (когда человека предупреждали, и были свидетели). Есть ситуации, когда убийцу постигает смерть по воле Небес. Но в случае с непреднамеренным убийцей, Тора отдает его жизнь в руки того, кому убитый был особенно близок, и потому понятно, что в сердце мстителя загорится гнев и желание отомстить, и это желание изначально оправдано Торой.

И потому в будущем, во времена Мошиаха понадобятся города-убежища, так как желание отомстить за кровь своего ближнего будет продиктовано самой Торой, а не только чувством мести и нехорошим началом человека. Да, даже в такие времена, когда не будет «ни зависти, ни соперничества», а «весь мир будет занят познанием Б-га».

8. Духовные города-убежища

Сейчас у нас есть возможность укрыться в духовных прообразах городов-убежищ: в изучении текста Торы, о котором сказано: «слова Торы укрывают». И особенно это актуально в месяц Элул, который тоже является своеобразным убежищем — ведь всякий, кто согрешил в течение года — в этот месяц может совершить раскаяние и оно будет принято.

И дай Б-г, чтобы благодаря изучению Торы в месяц Элул мы удостоились как можно быстрее увидеть своими глазами, как «расширит Б-г твои пределы» и мы удостоимся «прибавить себе еще три города», как в материальном смысле, так и в духовном: когда с помощью нашего праведного Мошиаха раскроются дополнительные смыслы Торы, скрытые от нас сегодня. Да произойдёт это в скором времени в наши дни.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читайте еще на эту тему: