25 Кислева 5782 года, второй день недели, гл. Микейц

Вечность Торы и медицинских рекомендаций наших мудрецов

В «Законах об образе жизни» РАМБАМ посвящает целую главу питанию человека, «поскольку поддержание тела здоровым — одна из составляющих путей [служения] Всевышнему». Так как РАМБАМ включил эти указания в сборник законов, то очевидно, что это не просто рекомендации врача.

581 (0)
Сокращенное изложение: Шолем Лугов Источник: «Ликутей Сихот» том 23, стр. 39-47
Вечность Торы и медицинских рекомендаций наших мудрецов
Вечность Торы и медицинских рекомендаций наших мудрецов

1. Дарование Торы — «Я свою душу записал и поместил в неё»

Известно, что во время Дарования Торы еврейский народ получил указание соблюдать все 613 заповедей. При этом раскрылась новшество, когда Всевышний «душу свою записал и поместил [в Тору]».

Однако и раньше люди изучали Тору в доме учения Шема и Эвера, первый человек (Адам) начал соблюдать некоторые заповеди, а праотцы соблюдали всю Тору ещё до того, как она была дана. В чем же разница?

Тора является «душой» (сущностным желанием) Всевышнего, поэтому нам очевидно, что она никогда не изменится. Это одна из основ еврейской веры, как поставил РАМБАМ в начале своего труда («Фундаментальные законы Торы» 9:1): «Ясно сказано и объяснено в Торе, что она — закон на все времена: нельзя ее изменить, ни убавить от нее, ни прибавить к ней», а также в конце («Законы о королях» 11:3): «Но основная истина состоит в том, что Тора, законы и заповеди ее вечны и неизменны во веки веков и нельзя ни прибавить к ним и не убавить от них».

Если мы посмотрим на указания людям до Дарования Торы, то в них есть принципиальные изменения, как это видно после сравнения заповедей, данных разным поколениям. Ребе Король Мошиах объясняет, что основная цель указаний Всевышнего до Дарования Торы заключалась в облагораживании человечества. Поэтому, когда у людей происходили позитивные изменения, соответственно изменялись заповеди.

Но после Дарования Торы заповеди стали не только средством для получения награды или для достижения более высокой ступени. Ведь в этом случае оставалась теоретическая возможность того, что при изменении с людьми, исполняющими заповеди, произойдет изменение в самих заповедях. После Дарования Торы заповеди превратились в самоцель. И так как невозможно, чтобы Всевышний изменился, не может быть того, чтобы в заповедях наступило изменение.

2. Рецепты и чудодейственные средства

Так как вечность Торы связана с тем, что Всевышнего записал себя в ней, понятно, что это относится ко всем ее частям, начиная с Устной Торы (о которой пишет РАМБАМ в предисловии: «Все заповеди, которые даны были Моше на Синае — даны были с объяснениями»).

Отсюда следует, что даже вещи, связанные с природой человека, как лечебные рекомендации и рецепты в Талмуде, являются частью Устной Торы и к ним также относятся идея вечности и неизменности.

Но мы видим огромное различие между многими чудодейственными средствами и лекарствами из Устной Торы и современной медициной на основании того, что человеческая природа претерпела изменения (как постановили РАМО, «Маген Авраам», Алтер Ребе и др.).

Если речь идёт о запретах из-за опасности, то мудрецы объяснили, когда это актуально, а когда нет. Например, есть запрет мудрецов использовать воду, которая простояла всю ночь в открытом сосуде, так как возможно туда проникла змея и выпустила свой яд. Очевидно, что речь идёт о местах, где водятся змеи, поэтому в наше время, когда в городах змеи не водятся, это разрешено.

Поэтому нет противоречия между вечностью Торы и наличием заповедей, актуальных только в определенном месте и в определенное время — как в отношении заповедей во время существования Храма или заповедей на Земле Израиля. Тора сама определила изначально такое время и место для исполнения таких заповедей.

Но как быть с теми чудодейственными средствами и лекарствами, в отношении которых Тора не сообщила нам ограничений, а было сказано в общем, что одно действие влечет за собой опасность, а другое — исцеление? Как можно сказать, что эти рекомендации не являются вечными и потеряли свою актуальность из-за того, что природа изменилась? Более того, как можно сказать, что запрещено использовать врачебные рекомендации из Талмуда в нашей повседневной жизни? Ведь «слово Б-га нашего существует вечно».

3. Охрана здоровья — часть Торы

В «Законах об образе жизни» РАМБАМ посвящает целую главу питанию человека, «поскольку поддержание тела здоровым — одна из составляющих путей [служения] Всевышнему». Так как РАМБАМ включил эти указания в сборник законов, то очевидно, что это не просто рекомендации врача, которым пациент должен следовать в соответствии со сказанным в Торе: «Берегите себя очень ради душ ваших», а это в буквальном смысле часть закона Торы.

Более того, когда мы учим эту главу, то исполяем заповедь изучения Торы и обязаны произнести соответствующее благословение.

Мы знаем, что РАМБАМ включил в свой сборник только законы, относящиеся ко всем временам, но в нем есть множество вещей, которые не применимы к нашей эпохе, так как природа человека изменилась. Тогда РАМБАМ должен был сообщить только общие рекомендации и добавить, что в отношении конкретных указаний нужно обратиться к врачу в то время и в том месте, где человек находится.

Почему же РАМБАМ не упомянул, что эти законы относятся только к определённому периоду?

4. Указание есть, а реальность изменилась

Можно предложить следующее объяснение в соответствии с тем, что пишет РАМБАМ в «Книге заповедей» о причине включения в список заповедей указания уничтожить семь народов:

Если с достижением поставленной цели действие заповеди завершается, хотя она и не была ограничена определенными временными рамками, мы не говорим, что она «не относится к последующим поколениям»,— ведь она относится ко всем поколениям, которые имеют возможность ее выполнять. И вообще, необходимо, вдумавшись, понять различие между самой заповедью и объектом, на который она направлена, поскольку есть заповеди, относящиеся ко всем поколениям, несмотря на то, что объект, на который они направлены, при жизни одного из поколений перестал существовать.

Но это объяснение не совсем понятно, так как при перечислении лечебных советов и лекарств ничего не сказано об изменении природы людей.

5. Основа Торы и заповедей — в духовном смысле

Для того, чтобы понять это, Ребе объясняет глобальную вещь в отношении Торы и заповедей.

Есть правило, что «Тора говорит по сути о высших мирах и намекает на нижние миры». Это значит, что указания Торы относятся к духовным мирам и только намекают на их исполнение в физическом мире.

Разумеется, Тора не теряет своего буквального смысла и нельзя сказать, что Тора имеет в виду только духовные аспекты. Всегда есть простой смысл слов Торы. Но по сути Тора говорит о высших мирах.

То же самое в отношении заповедей: их исполнение в буквальном смысле происходит в материальном мире, а их духовный аспект раскрывается в высших мирах. Но нельзя сказать, что в дополнение к буквальному исполнению заповеди существует ещё и духовное, а наоборот: когда Тора описывает заповедь, имеется в виду ее суть в духовном мире, а исполнение в физическом мире является продолжением и следствием этого.

Как сказано: «Возвестил Он слова Свои Яакову, уставы и законы Свои — Израилю». А наши мудрецы объясняют, что Всевышний указывает нам то, что Он сам делает.

И это не противоречит правилу, что самым главным является действие и Тора не находит на Небесах, так как желание Всевышнего заключается в том, что основная идея исполнения заповедей и постановлений Торы реализуются в нашем мире. Но если рассматривать Тору и заповеди по их сути, то все наоборот: их источник находится вверху, в духовных сферах.

6. Аспекты здоровья в духовном смысле — вечные

Теперь можно дать ответ на вопрос по поводу вечности советов о здоровье.

Когда Тора говорит об указаниях в отношении здоровья, она имеет в виду прежде всего духовные аспекты, а уже потом, в результате этого, физические действия, как эти идеи спускаются в материальный мир.

Потребности тела — еда, питье, лечение и т.д. — происходят от тех же вещей, заключенных в душе человека. Когда речь идет о духовной еде и духовном здоровье, эти указания вечные и в них нет изменений. Различия возникают при их спуске в наш мир: когда все идёт по заведенному порядку, материальные вещи соответствуют духовным, и при этом лечебные советы из Торы актуальны на практике. Когда же в мире происходят изменения и упадок, духовные аспекты не спускаются вниз в полной мере, поэтому при оказании влияния на тело человека происходят изменения и данные указания актуальны только в духовном смысле.

Ребе Король Мошиах приводит пример. Во время существования Храма евреи приносили жертвовоприношения, которые излечивали их от последствий грехов. Но когда природа претерпела изменения — из-за грехов мы были изгнаны с нашей земли и Храм был разрушен — жертвоприношения больше не действуют и не приносят исцеления. Более того, их запрещено совершать. Сегодня же эту цель мы достигаем с помощью духовных жертвоприношений — молитвы и раскаяния.

Таким образом, законы и лечебные указания РАМБАМа всегда вечны в духовном смысле: даже если в какое-то время они не действуют на тело человека, их влияние осуществляется на душу, хотя на первый взгляд РАМБАМ говорит только о теле.

Опубликовано: 17.06.2021

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter