Когда человек начинает служить Всевышнему с помощью исполнения Торы и заповедей, эта работа осуществляется в форме «дважды услышал я», как сказано в книге Псалмов (62:12): «Один раз сказал Всесильный, дважды услышал я». Хотя со стороны Всевышнего все заповеди — как 248 указаний, так и 365 запретов — являются одним целым («один раз сказал Всесильный»), из-за ограничений человека и мира («услышал») происходит разделение («дважды услышал я»). Возникают два пути: позитивный (указания Торы) и негативный (запреты Торы). По первому пути происходит привлечение святости в мир, а по второму — отталкивание и уничтожение зла.
Совершенство служения при исполнении Торы и заповедей происходит тогда, когда в разделении («дважды услышал я») подчеркивается основная идея заповедей Всевышнего («один раз сказал Всесильный». Тогда в служении человека ощущается, что самое главное — это Тора и заповеди, раскрытие мудрости и воли Творца, а реальность мира нужна только для исполнения Торы и заповедей — в мир привлекается и в нём раскрывается мудрость и воля Всевышнего.
Это означает следующее. Даже когда мы говорим об уровне заповедей, которые являются указаниями человеку о том, как нужно вести себя в мире, его действие в мире не является главным, так как при этом ощущается разделение на два пути («дважды услышал я»): отталкивание, уничтожение зла (негатив) и привлечение, раскрытие святости (позитив). На самом же деле, главным является мудрость и воля Всевышнего. Поэтому, хотя работа на практике должна выполняться по двум направлениям, в самом негативе («не делай») чувствуется позитив — также запрет «не делай» является указанием (и волей) Всевышнего и с помощью его исполнения происходит объединение со Всевышним. Более того, с помощью отрицания («не делай») привлекается и раскрывается святость более высокого уровня, которого можно достигнуть только с помощью отрицания, как способа постижения («асагат а-шлила»).
На более глубоком уровне можно объяснить это так:
Хотя в запретах (заповедях «не делай») подчеркиваются границы человека и мира, ведь необходимость в отрицании (как в отрицании противника, «удались от зла», так и в раскрытии святости с помощью познания отрицания) существует со стороны ограничений человека и мира, на деле все как раз наоборот — в запретах подчеркивается раскрытие святости Всевышнего, которая выше этих границ и ограничений. Речь идёт о привлечении и раскрытии святости также и в таком месте, которое само по себе не является подходящим для этого по двум причинам: 1) это место, в котором находятся отрицательные вещи, которые следует отталкивать и уничтожать; 2) в этом месте может быть (даже после отталкивания и уничтожения зла) постижение высших уровней святости только через отрицание.
Все это проявляется в запретах Торы в большей мере, чем в заповедях:
С помощью исполнения заповедей «делай» привлекается ограниченное раскрытие Всевышнего в соответствии с рамками человека и мира. Поэтому привлечение происходит только в сфере «делай добро» с помощью действий человека. При этом привлекается именно такой уровень святости, который имеет отношение к миру и который можно получить только через позитивные утверждения как основы познания («асагат а-хиюв»)
А с помощью исполнения заповедей «не делай» привлекается безграничное раскрытие Всевышнего, которое возможно даже в таком месте, где требуется нейтрализация противника с помощью того, что человек не будет делать запрещенную вещь. Это можно получить только с помощью отрицания, как способа постижения.