2 Тамуза 5782 года, шестой день недели, гл. Корах | 2022-06-30 17:53

Прекращение посвящения в раввины в Израиле: причины и следствия

Сам факт отмены рукоположения в Израиле очень странный. Почему и как прекратилась цепочка передачи раввинского звания от одного человека другому, из поколения в поколение?

578 (2)
Прекращение посвящения в раввины в Израиле: причины и следствия
Прекращение посвящения в раввины в Израиле: причины и следствия

В «Двар Малхут» на гл. «Вайехи» в прим. 30 Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах пишет: «Вплоть до того, что мы находим, что также через много лет [после разрушения Храма] был раввинский суд, члены которого были посвящены в раввины (Магид Мишнэ «Законы шофара» 2:9) и можно сказать, что они освящали новый месяц с помощью свидетелей». В качестве источника Ребе дает ссылку на свое выступление в 1985 году («Итваадует» 5745 г., вторая беседа по гл. «Берейшит»), где он подобно затрагивает эту тему:

Мы находим, что в раввинском суде РИФа трубили в шофар в Рош а-Шана, когда этот праздник выпадал на субботу — как вели себя в раввинском суде в Явне. На основании этого можно предположить, что в раввинском суде РИФа освящали новый месяц с помощью свидетелей, которые видели его появление.

Освящение нового месяца с помощью свидетелей связано с рукоположением... Сам факт отмены рукоположения в Израиле очень странный. Почему и как прекратилась цепочка передачи раввинского звания от одного человека другому, из поколения в поколение:

...Так как рукоположение мудрецов это заповедь [она включена в заповедь Торы назначить судей и надсмотрщиков], то понятно, что у каждого мудреца, который получил звание раввина по цепочке от Моше-рабейну — есть обязанность обучать Торе учеников, а также стараться передавать звание раввина тем, кто этого заслуживает, как сказано (Мишлей 3:27): «Не отказывай в благодеянии нуждающемуся». И в частности, так как с помощью этого звание раввина будет передаваться из поколения в поколение.

Важность и необходимость рукоположения можно выучить из рассказа в Талмуде...

Указом императора Адриана запрещалось посвящать учеников в раввины и судьи. Римляне объявили, что будут казнены и тот, кто дает звание раввина, и тот, кто посвящается в раввины, а город, в котором произойдет посвящение, будет разрушен. И тогда р. Йеуда бен Бава, расположившись в горной лощине между двумя городами, Уша и Шфарам, посвятил в раввины пятерых учеников. Когда римляне их обнаружили, р. Йеуда бен Бава приказал ученикам оставить его и укрыться в горах. Римляне казнили его на месте, вонзив в него 300 железных пик.

Отсюда мы учим, что власти прекрасно знали важность рукоположения для еврейского народа, поэтому они и запретили это, как запрещали в разные времена обрезание и соблюдение субботы. А также мы видим, что р. Йеуда бен Бава пожертвовал собой ради того, чтобы посвятить своих учеников в раввины.

Есть ещё одно доказательство из истории, как через много лет после прекращения рукоположения великие еврейские мудрецы собрались обновить это. Ими был посвящен р. Яаков Бейрав на основании слов РАМБАМа, что если все мудрецы Земли Израиля согласятся назначить судей, то тогда это будет иметь силу закона. Это, в свою очередь, даст право назначенным раввинам возводить в этот ранг других мудрецов. Сам р. Яаков Бейрав возвел в ранг раввинов еще четверых мудрецов, среди которых был р. Йосеф Каро. Тот назначил р. Моше Альшиха, который в свою очередь назначил р. Хаима Витала. Но из-за нападок РАЛБАХа (р. Леви Ибн Хабиб — главный раввин Иерусалима с 1525 г.) рукоположение не продолжилось.

На основании всего этого вызывает недоумение прекращение рукоположения в Израиле...

С одной стороны — рукоположение это важная и необходимая вещь, а с другой — это достигается легко, так как нет особых условий для передачи звания раввина [наличие Храма], а только чтобы мудрец был достоин этого звания. Нет сомнений, что всегда находились такие люди. Что же касается места для проведения этой церемонии на Земле Израиля — то без всяких сомнений шли караваны из Вавилона в Израиль. И мудрецы из Вавилона могли приехать на Святую Землю, получить звание раввина и передать это дальше по цепочке. Поэтому нет никаких причин, чтобы в какой-то момент рукоположение прекратилось. Но как же это произошло?!

Принятое объяснение, что причиной были указы нееврейских властей, направленные против евреев. Однако, ввиду важности рукоположения, трудно представить, что из-за нападок властей прекратилось рукоположение во всех местах за короткое время. Очевидно, что после всех нападок со стороны властей, еврейские мудрецы делали все возможное, чтобы продолжали посвящать в раввины. Это можно было делать тайно, в отдаленных местах...

Отсюда следует, что посвящение в раввины продолжалось все время, несмотря на преследования властей. Так как это могло вдруг прекратиться?!

Отсюда мы приходим к следствию — освящению месяца по свидетельству людей. Раввинский суд с посвящёнными раввинами обязан по Торе совершать освящение нового месяца по свидетельству людей. Это значит, что все время, пока были такие раввинские суды, в них происходило освящение нового месяца.

И нет никакого противоречия с тем, что сказано в Талмуде и у РАМБАМа, как все евреи начали использовать заранее сделанный расчёт, так как речь идёт о Верховном раввинском суде для всего еврейского народа...

Когда такой суд освящал новый месяц, были посланы гонцы во все населённые пункты, чтобы сообщить всем евреям, в какой день установили новомесячье. Что касается праздников, то их отмечали один день, а в отдаленных местах, куда гонцы не успевали дойти, праздновали два дня из-за сомнения.

Возникает вопрос. Что делать в тех местах, путь в которые занимает целый год?

...В эпоху Мишны евреи жили в далекой Испании, путь в которую длился год. Очевидно, что в таких местах они основываясь на заранее сделанных расчётах...

Отсюда следует, что в то время, когда в Иерусалиме освящали месяца с помощью свидетелей, были места, где делали это по заранее рассчитанному календарю.

После этого вступления (что в один и тот же период освящали месяц с помощью свидетелей для большинства мест и также по расчёту для нескольких мест) — снова не удивительно, что есть противоположная реальность, когда после того, как все евреи начали использовать этот расчёт, тем не менее ещё оставались места, где освящали месяц с помощью свидетелей. И это было не только в Земле Израиля, а даже за ее пределами, как постановил РАМБАМ («Законы освящения нового месяца» 1:8): «Если великий мудрец, получивший звание раввина в Земле Израиля и уехал в диаспору... то он может произвести расчеты, установить месячный календарь и определить високосные годы в диаспоре».

...И когда есть возможность у раввинского суда освятить месяц с помощью свидетелей, то с помощью этого раскрывается большая святость, чем при обычном расчете Гилеля, который изначально был использован из-за стесненных обстоятельств один раз для всех последующих поколений.

Поэтому после прекращения освящения месяца верховным судом многие раввинские суды, в число которых входили рукоположенные раввины, продолжали освящать месяц с помощью свидетелей в тех местах, где они находились. Понятно, что в это время не было возможности посылать гонцов повсюду, а также они не были уверены, что их рукоположение принято во всех общинах, потому что на Земле Израиля не было постоянного суда...

Поэтому есть основание для того, что в раввинском суде РИФа освящали с помощью свидетелей. Кроме этого, там трубили в шофар в Рош а-Шана, который выпал на субботу, как это делали в раввинском суде в Явне — и такого не было ни в одной общине в те времена. Таким образом выходит, что в раввинском суде РИФа совершали рукоположение раввинов, даже если для этого нужно было подняться в Землю Израиля. Также возможно, они не хотели публичности в этом вопросе по разным причинам. Тогда как могли впоследствии отменить заповедь освящения месяца?!

В любом случае, невозможно занять твердую позицию в таком сложном и запутанном деле, а стоит поискать в рукописях информацию, способную пролить свет на это...

Опубликовано: 16.12.2021Комментарии: 2
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter