СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 02:01

19 Кислева: после Петербурга

Первоначально, Тора находилась в полном раскрытии, без каких бы то ни было сокрытий. Не существовало никаких сомнений и разногласий.

Источник: беседа Ребе гл. «Хаей Сара» 5716 г. Свободный перевод:Шмуэл Соминский 12.12.2022 459 мин.

У всех времен и периодов [есть] собственные идеи. Про шесть дней Творения говорится в [книге] «Зоар»: «Каждый день делал работу свою». — Каждый день создавались творения, обладающие связью [именно] с данным днем. РАМБАН говорит о «шести тысячах лет существования мира», что они соответствуют шести дням Творения, а Мителер Ребе [второй глава ХАБАДа] объясняет эту связь:

Первая тысяча лет соответствует первому дню. Подобно тому, как в первый день был сотворен свет, идеей которого является «хесед» [доброта, стремление к распространению, расширению], так и люди, [жившие] в первом тысячелетии «получали питание по милости Святого, благословен Он», — [то, что им необходимо, Всевышний давал,] не считаясь с [духовным] состоянием жителей тех поколений. Вторая тысяча лет соответствует второму дню. — Подобно тому, как на второй день были, как известно, сотворены вещи, связанные с качеством «гвура» [суда, силы, сжатия], так во втором тысячелетии свершился потоп, и [это же тысячелетие] стало началом недобрых вещей. Третье тысячелетие соответствует третьему дню, [определяя качество которого, Всевышний] дважды [говорит:] «Ибо благ». — В третьем тысячелетии произошло дарование Торы, а про Тору сказано: «Хороша для Небес и хороша для творений». Тора объединяет божественность и творения, что является абсолютным добром. То же имеет отношение к остальным тысячелетиям, каждое из которых соответствует одному из шести дней Творения.

Для того чтобы идеи каждого периода осуществлялись в подходящее для них время, необходимо, чтобы сперва она выразилась в идеях Торы, поскольку каждая вещь для того, чтобы обладать способностью проявиться в мире, [должна] сперва обладать корнем в Торе, как сказано: «Смотрел в Тору и творил мир».

Это станет также понятным через рассуждения о временах изгнания и разрушения. Во времена первого Храма «луна существовала в полноте» — [это было время] полного раскрытия [божественности]. После этого, во времена второго Храма [раскрытие божественности] стало обладать изъяном. Вслед за этим произошло разрушение и второго Храма, пусть [третий Храм] будет построен вскоре в наши дни, — и в мире свершилось великое сокрытие [божественности]. — Все сокрытия в мире связаны с сокрытиями, произошедшими в Торе.

Первоначально, Тора находилась в полном раскрытии, без каких бы то ни было сокрытий. Не существовало никаких сомнений и разногласий. Если [в отношении какого-либо вопроса Торы] появлялось расхождение во мнениях, — «не сходили с места» до тех пор, пока не разрешали [это противоречие] по большинству мнений.

Между Шамаем и Гилелем существовало всего три расхождения [во мнениях]. Основные разногласия начались между их учениками — «домом Шамая» и «домом Гилеля». После этого наступило [еще] большее сокрытие в Торе, поскольку «уменьшились сердца» и рабби [Йеуда а-Наси] написал Мишну. Вплоть до того, что начался период Геморы, и «в темноте посадил ты меня — это Вавилонский Талмуд», когда, по причине сокрытия света, начался [период] множества «кушиет» [противоречий], и иногда многие [из них] оставались противоречиями: «тиювта [сильное противоречие]» и «тейку [противоречие, которое разрешит лишь пророк Элияу, когда придет возвестить о приходе Мошиаха]».

При всем том, и тогда не было тьмы «умноженной и еще раз умноженной», которая наступила [в мире] после завершения [составления] Талмуда. Известно, что до Равины и рава Аши [все мудрецы] имели рукоположение каждый от предыдущего вплоть до Моше-рабейну. На них [Равина и рав Аши] это закончилось.

В соответствии с типом и порядком сокрытий в Торе, происходило [изменение] в общем поведении мира, — каждая вещь — в ее время, как говорилось выше. Все это [определяясь] процессом спускания, [падения].

С началом приближения времен Освобождения, подобно тому, как сокрытия изгнания начались с сокрытий в Торе, так раскрытие света Освобождения начинается с раскрытия Торы […] АРИЗАЛем и предшествующими ему, [то есть с] раскрытия мудрости каббалы [— тайной Торы].

Первоначально порядок был таков, что: «Не толкуют устройство колесницы, виденной пророком Йехезкелем, — не объясняют устройство высших миров». Во времена АРИЗАЛа «эту мудрость» начали раскрывать, и по мере времени, это раскрытие нарастало вплоть до того, что Баал-Шем-Тов начал раскрывать учение хасидизма, а позже Алтер Ребе основал учение хасидизма ХАБАД, [чем] привел [вышеупомянутые] идеи в понимание и постижение так, что появилась возможность осмыслять их не только разумом божественной души, но даже разумом души животной.

Главное в этом [последнем из упомянутых] раскрытии началось 19 Кислева.

Известна разница между трактатами хасидизма, произнесенными Алтер Ребе до заключения в Петербурге, и трактатами, которые он начал раскрывать после Петербурга: трактаты «предшествующие [Петербургу]» были «горящими [как огонь, вечно поднимающийся вверх, уносящимися из мира]». [Трактаты же, произнесенные Ребе] после [заключения в Петербурге] были более связаны с миром, в большей мере облекались в человеческий разум.

Посему ныне главной работой является занятие [тем, о чем сказано:] «Распространятся источники твои — источники хасидизма — наружу», а за счет этого приблизится раскрытие в мире времен Освобождения полного и истинного, вскоре, в наши дни!

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter