Талмуд объясняет, что одной из причин, по которой еврейскому народу угрожало уничтожение — не дай Б-г — во время истории Пурима, было то, что «они получили удовольствие от пира этого злодея [Ахашвероша]». Суровый указ был вынесен не из-за нашего присутствия на пиру — что было обязательным (более того, подаваемая еда и питье были кошерными), а потому, что они «получили удовольствие».
Что же было такого ужасного в получении удовольствия от этого пира, что оно едва не привело к уничтожению не только тех, кто присутствовал, но даже тех, кто не был приглашен?
Наши мудрецы сравнивают существование еврейского народа во времена изгнания с «одинокой овцой, которая оказалась окружена 70 волками». При этом есть «пастух, который защищает и охраняет это стадо». Это — Всевышний.
Еврейский народ уверен в защите Б-га только тогда, когда их поведение созвучно с упованием на Него в защите. Однако, когда мы решаем полностью полагаться на естественные пути — на одного или нескольких из «волков», — тогда мы удаляемся от Его защиты и отдаём себя на милость природных сил.
Теперь становится понятным, почему их «удовольствие» стало причиной столь ужасного указа: это было не наказание за грех, а скорее естественное следствие поведения евреев.
После того, как Ахашверош возвысил злодея и антисемита Амана до положения исключительной власти, положение еврейского народа было подобно положению «одинокой овцы, которая оказалась в окружении 70 волков». И из-за их поведения — «получения удовольствия…» — они лишилось чудесной защиты.
Ибо это приглашение на пир было так важно для евреев того времени, что оно доставило им огромное удовольствие. Таким образом, они приняли участие не потому, что у них не было выбора, а из-за своего удовольствия от приглашения.
Поскольку сам еврейский народ оказал доверие одному из «волков» и получил удовольствие от приглашения «этим злодеем», они аннулировали свою сверхъестественную опеку. Вместо этого они отдали себя на (естественную) милость «волков» — что угрожало дальнейшему существованию одинокой «овцы».
Верно, что пока евреи находятся под властью другого народа, они обязаны почитать этот народ, соблюдать его законы и молиться за мир и благополучие этой страны. Таким образом, когда Ахашверош пригласил евреев на праздник, они были вынуждены это сделать.
Тем не менее, они должны были понимать, что существование еврейского народа вовсе не зависит от какого-либо правителя из плоти и крови, но полностью зависит от Б-га. Более того, продолжающееся существование евреев — это чудо, облаченное в рамки природы.
Таким образом, их удовольствие от того, что такой важный человек, как Ахашверош, от которого, как они чувствовали, зависела их жизнь, пригласил их на трапезу, указывало на то, что они отказались от своего упования на Б-га.
Это также помогает нам понять, почему Пурим уникален среди всех праздников, которые празднуют чудеса Б-га, в том, что он отмечает чудо, которое было полностью облачено в рамки природы. Причина этого такова: поскольку злой указ произошел из-за того, что еврейский народ решил полностью положиться на силы природы, чудо Пурима, таким образом, раскрыло в природе, что поведение Б-га с евреями — даже если они существуют в естественной сфере — действительно выше и за пределами естественного. Источник: One Sheep, 70 Wolves, and a Great Shepherd